Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Жуков А.А., рассмотрев жалобу защитника Министерства социальной защиты населения Тверской области по доверенности Солохиной Н.И. на вступившие в законную силу постановление врио начальника отделения - старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по Тверской области Главного межрегионального управления ФССП России N 130 от 18 августа 2023 года, решение судьи Центрального районного суда г. Твери от 17 октября 2023 года и решение судьи Тверского областного суда от 11 декабря 2023 года, вынесенные в отношении Министерства социальной защиты населения Тверской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением врио начальника отделения - старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по Тверской области Главного межрегионального управления ФССП России N130 от 18 августа 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Центрального районного суда г. Твери от 17 октября 2023 года и решением судьи Тверского областного суда от 11 декабря 2023 года, Министерство социальной защиты населения Тверской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Защитник Солохина Н.И. обратилась во Второй кассационный суд общей юрисдикции с жалобой, в которой ставит вопрос об отмене актов, состоявшихся по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.
Изучение представленных материалов и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на граждан на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.
Как усматривается из представленных материалов, решением Рамешковского районного суда Тверской области по делу N2-160/2021, вступившим в законную силу 27 августа 2021 года, на Министерство социальной защиты населения Тверской области возложена обязанность в срок до 31 декабря 2021 года включить Чистякова М.Л. в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и. детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений в очередном 2022 году.
На основании указанного решения суда 13 декабря 2022 года Рамешковским районным судом Тверской области выдан исполнительный лист серии ФС N026000188.
24 марта 2023 года на основании данного исполнительного листа серии ФСN026000188 постановлением судебного пристава-исполнителя возбуждено исполнительное производство N19436/23/69042-ИП в отношении Министерства социальной защиты населения Тверской области.
Данным постановлением должнику установлен срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа в 5 дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства. Кроме того, должнику было разъяснено, что неисполнение им содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом - исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительного сбора, влечет административную ответственность по статье 17.15 КоАП РФ.
06 апреля 2023 года в связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в срок для добровольного исполнения вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора и установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 28 апреля 2023 года включительно.
Требованием ведущего судебного пристава-исполнителя СОСП по Тверской области ГМУ ФССП России от 03 июля 2023 Министерству социальной защиты населения было указано на необходимость предоставления информации по исполнению решения суда с приложением копий подтверждающих документов в 5-ти дневный срок со дня поступления настоящего требования (получено Министерством 19 июля 2023 года).24 июля 2023 года на требование судебного пристава-исполнителя от 03 июля 2023 года Министерством социальной защиты населения Тверской области направлен ответ, согласно которому не позднее сентября 2023 года протоколом Комиссии по формированию списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления жилых помещений специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения Чистяков М.Л. будет поставлен в список 2024 года на обеспечение жилым помещением. Постановка в указанный список будет указывать на наличие закрепленных в бюджете денежных средств для обеспечения приобретения жилого помещения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления уполномоченными должностными лицами протокола об административном правонарушении 10 августа 2023 года и вынесения постановления по делу об административном правонарушении N130 от 18 августа 2023 года о привлечении Министерства социальной защиты населения Тверской области к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
В установленный срок, требования исполнительного документа не исполнены. Доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в установленный срок, не предоставлено.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически 4 значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Деяние Министерства социальной защиты населения Тверской области квалифицировано по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами данного Кодекса и законодательства, регулирующего исполнительное производство.
Обстоятельств, объективно препятствующих исполнению решения суда в установленный срок, при рассмотрении настоящего дела не установлено.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, должностное лицо и судебные инстанции сочли, что Министерство социальной защиты населения Тверской области имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от неё меры по их соблюдению.
Факт неисполнения должником соответствующих требований после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора установлен должностным лицом и судебными инстанциями на основании исследования совокупности перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, признанных достаточными для его подтверждения и согласующимися между собой.
Доводы жалобы о невозможности исполнения принятого исполнительного документа по независящим от Министерства причинам, которые выражены в недостаточном финансировании, что исключает возможность намеренно уклониться от исполнения судебного акта, а также исключает наличие вины в действиях Министерства, не свидетельствуют о том, что Министерством приняты все зависящие от него меры для исполнения требования, содержащегося в исполнительном документе.
Кроме того, должник в установленном порядке не обращался с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда или приостановления исполнительного производства.
Порядок и срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и является минимальным.
При таких обстоятельствах состоявшиеся по делу акты сомнений в своей законности не вызывают, являются правильными и оснований для их отмены или изменения не усматривается.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Второго кассационного суда общей юрисдикции
ПОСТАНОВИЛ:
постановление врио начальника отделения - старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по Тверской области Главного межрегионального управления ФССП России N 130 от 18 августа 2023 года, решение судьи Центрального районного суда г. Твери от 17 октября 2023 года и решение судьи Тверского областного суда от 11 декабря 2023 года, вынесенные в отношении Министерства социальной защиты населения Тверской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Солохиной Н.И. - без удовлетворения.
Судья Второго кассационного суда
общей юрисдикции А.А. Жуков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.