Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Циркуновой О.М.
судей Смирновой Е.Д, Ульянкина Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Собрания депутатов Буйского муниципального района Костромской области по доверенности ФИО1 (поступившую в суд первой инстанции 19 декабря 2023 года, в суд кассационной инстанции с делом - 17 января 2024 года) на решение Буйского районного суда Костромской области от 24 марта 2023 года
и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 28 июня 2023 года, вынесенные
по административному делу N 2а-167/2023 по административному исковому заявлению Буйской межрайонной прокуратуры к Собранию депутатов Буйского муниципального района Костромской области о признании решения незаконным, прекращении полномочий депутатов, заслушав доклад судьи Циркуновой О.М, судебная коллегия Второго кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Буйский межрайонный прокурор, действуя в интересах Российской Федерации и муниципального образования городской округ город Буй, обратился в суд с административным исковым заявлением к Собранию депутатов Буйского муниципального района Костромской области шестого созыва, ФИО7, ФИО8, ФИО5 о признании незаконным решения Собрания депутатов Буйского муниципального района Костромской области шестого созыва от 9 августа 2022 года N 170
о досрочном прекращении полномочий депутатов Собрания депутатов Буйского муниципального района Костромской области шестого созыва ФИО7, ФИО8, ФИО5 в связи с отставкой
по собственному желанию на основании заявления о сложении полномочий; прекращении полномочий депутатов Собрания депутатов Буйского муниципального района Костромской области шестого созыва ФИО7, ФИО8, ФИО5 досрочно в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
В обоснование заявленных требований указано, что в рамках
надзора за исполнением требований законодательства о противодействии
коррупции прокуратурой выявлены факты несоблюдения установленных антикоррупционным законодательством обязанностей в деятельности ряда лиц, занимающих муниципальные должности.
В частности, установлено, что депутатами ФИО8, ФИО5 и ФИО7 в 2021 году допущено неполное отражение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в соответствующих справках.
18 ноября 2021 года по результатам проверки Буйской межрайонной прокуратурой председателю Собрания депутатов Буйского муниципального района шестого созыва внесено представление, которое рассмотрено
на заседании 29 ноября 2021 года. Несмотря на подтверждение
фактов нарушения законодательства о противодействии коррупции при представлении депутатами указанного представительного органа справок меры ответственности к ним не применялись.
4 марта 2022 года прокурором Костромской области в адрес губернатора Костромской области направлена информация о нарушениях законодательства о противодействии коррупции в деятельности лиц, замещающих муниципальные должности, для рассмотрения в установленном порядке.
На заседании комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Костромской области допущенные ФИО7, ФИО8, ФИО5 нарушения отнесены к существенным, в связи с чем 15 июля 2022 года исполняющим обязанности губернатора Костромской области в представительный орган направлено заявление
о сложении полномочий депутатов. Данное заявление поступило в Собрание депутатов Буйского муниципального района Костромской области шестого созыва 20 июля 2022 года.
Решением Собрания депутатов Буйского муниципального района Костромской области шестого созыва от 9 августа 2022 N 170 прекращены полномочия депутатов Собрания депутатов Буйского муниципального района Костромской области шестого созыва ФИО7, ФИО8 и ФИО5 досрочно в связи с отставкой по собственному желанию
на основании заявления о сложении полномочий.
Данное решение является незаконным, поскольку заявление исполняющего обязанности губернатора Костромской области от 15 июля 2022 года о досрочном прекращении полномочий депутатов в связи
с допущенными нарушениями антикоррупционного законодательства поступило в представительный орган муниципального образования 20 июля 2022 года, следовательно, с этого дня появились основания для досрочного прекращения полномочий депутатов ФИО7, ФИО8
и ФИО5 в связи с несоблюдением ими ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом
"О противодействии коррупции". Заявления же депутатов о прекращении полномочий в связи с отставкой по собственному желанию поступили
в Собрание депутатов Буйского муниципального района Костромской области 8 августа 2022 года, то есть после наступления оснований
для досрочного прекращения полномочий в связи с нарушением антикоррупционного законодательства.
Кроме того, нарушен порядок принятия представительным органом решения о досрочном прекращении полномочий депутатов ФИО7, ФИО8 и ФИО5 по собственному желанию, поскольку
оно было принято по результатам заочного голосования, тогда как в силу закона при принятии решений обязательно личное присутствие депутатов
на заседаниях.
15 сентября 2022 года Буйской межрайонной прокуратурой
принесен протест на незаконное решение Собрания депутатов Буйского муниципального района Костромской области шестого созыва от 9 августа 2022 года N 170.
15 ноября 2022 года по результатам заседания представительного органа местного самоуправления в удовлетворении протеста отказано.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения прокурора Буйской межрайонной прокуратуры в суд с указанным административным исковым заявлением.
Решением Буйского районного суда Костромской области от 24 марта 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 28 июня 2023 года, административное исковое заявление Буйского межрайонного прокурора удовлетворено.
В поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе представителем Собрания депутатов Буйского муниципального района Костромской области по доверенности ФИО1 ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов
с вынесением нового судебного акта об отказе в удовлетворении
заявленных требований по мотиву несоответствия изложенных в них выводов обстоятельствам административного дела, а также неправильного применения норм материального права.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 24 января 2024 года кассационная жалоба передана для рассмотрения
в судебном заседании суда кассационной инстанции.
В судебном заседании прокурор Генеральной прокуратуры Российской Федерации -Блошенкова А.А. возражала против удовлетворения кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем судебная коллегия определиларассмотреть дело в их отсутствие (часть 2 статьи 326 КАС РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменные возражения Буйской межрайонной прокуратуры Костромской области, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для ее удовлетворения, в связи со следующим.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием
для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие
выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса (часть 3 статьи 328 КАС РФ).
При рассмотрении настоящего дела таких нарушений не допущено.
Как установлено судами и следует из материалов дела, органами прокуратуры Костромской области проведена проверка исполнения депутатами Собрания депутатов Буйского муниципального района Костромской области шестого созыва законодательства о противодействии коррупции, в ходе которой выявлено, что депутатами ФИО7, ФИО8, ФИО5 в нарушение требований законодательства представлены недостоверные сведения о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера супругов и несовершеннолетних детей за 2020 год.
18 ноября 2021 года Буйским межрайонным прокурором в Собрание депутатов Буйского муниципального района Костромской области шестого созыва внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции.
21 декабря 2021 года на заседании Собрания депутатов Буйского муниципального района Костромской области шестого созыва данное представление рассмотрено, однако установленных законом мер ответственности к депутатам за совершение нарушений законодательства о противодействии коррупции не принято.
4 марта 2022 года губернатору Костромской области прокурором области направлена информация о нарушениях законодательства о противодействии коррупции в деятельности лиц, замещающих муниципальные должности, в том числе, в отношении ФИО7, ФИО8, ФИО5
13 апреля 2022 года губернатором Костромской области издано распоряжение N189-р о проведении проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных депутатом Собрания депутатов Буйского муниципального района Костромской области шестого созыва ФИО5
14 апреля 2022 года губернатором Костромской области издано распоряжение N 205-р о проведении проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных депутатом Собрания депутатов Буйского муниципального района Костромской области шестого созыва ФИО7
29 апреля 2022 года губернатором Костромской области издано распоряжение N241-р о проведении проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных депутатом Собрания депутатов Буйского муниципального района Костромской области шестого созыва ФИО8
В результате проведенных проверок установлены факты несоблюдения установленных антикоррупционным законодательством обязанностей в деятельности указанных депутатов, нарушения признаны существенными. ФИО7, ФИО8, ФИО5 уведомлены о направлении обращений Губернатора Костромской области в Собрание депутатов Буйского муниципального района Костромской области о досрочном прекращении их полномочий.
15 июля 2022 года исполняющим обязанности губернатора Костромской области в Собрание депутатов Буйского муниципального района Костромской области направлено заявление о досрочном прекращении полномочий депутатов Собрания депутатов Буйского муниципального района Костромской области ФИО7, ФИО8, ФИО5 в связи с совершением ими коррупционных правонарушений, которое поступило в орган местного самоуправления 20 июля 2022 года.
9 августа 2022 года Собранием депутатов Буйского муниципального района Костромской области шестого созыва N 170 принято решение, которым прекращены полномочия депутатов Собрания депутатов Буйского муниципального района Костромской области шестого созыва ФИО7, ФИО8, ФИО5 досрочно в связи с отставкой по собственному желанию на основании заявления о сложении полномочий от 8 августа 2022 года.
15 сентября 2022 года на данное решение Буйской межрайонной прокуратурой принесен протест.
Решением Собрания депутатов Буйского муниципального района Костромской области шестого созыва от 15 ноября 2022 года N 197 протест оставлен без удовлетворения.
Разрешая административный спор, суды нижестоящих инстанций, руководствуясь положениями Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 25 декабря 2008 года N273-ФЗ "О противодействии коррупции", Устава Буйского муниципального района, утвержденного решением Собрания депутатов Буйского муниципального района от 23 мая 2019 года N 277, оценив представленные сторонами по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пришли к выводам об удовлетворении административного искового заявления прокурора.
При этом суды исходили из того, что решение о досрочном прекращении полномочий депутатов в связи с отставкой по собственному желанию ввиду установленного факта допущенных ими нарушений антикоррупционного законодательства, а также в связи с нарушением порядка его принятия является, незаконным и нарушающим права неопределенного круга лиц на осуществление местного самоуправления через выборные органы местного самоуправления.
Оснований не согласиться с данными выводами судов нижестоящих инстанций у судебной коллегии не имеется, поскольку они соответствуют нормам материального права, регулирующими спорные правоотношения, и представленным в дело доказательствам.
Принцип законности является конституционным принципом, определяющим действие всех органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц (часть 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации).
Согласно статье 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" депутат - член представительного органа поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района или внутригородской территории города федерального значения.
В соответствии с частью 7.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.
Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам".
Конституционный Суд Российской Федерации отмечал, что досрочное прекращение полномочий депутата вследствие нарушения запрета (несоблюдения требования), связанного с его публично-правовым статусом, выступает, по сути, в качестве специальной меры конституционно-правовой ответственности (Постановление от 27 декабря 2012 года N 34-П), а гражданин, добровольно избирая такой род занятий, соглашается с условиями и ограничениями, с которыми связан приобретаемый им правовой статус (Определение от 26 января 2017 года N 104-О).
Следовательно, гражданин, вступая в должность депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принимает на себя обязанность неукоснительно соблюдать связанные с этим статусом обязанности и ограничения. В связи с этим возможность привлечения его к конституционно-правовой ответственности, в том числе в виде досрочного прекращения депутатских полномочий за несоблюдение соответствующих обязанностей и ограничений, не может сама по себе рассматриваться как нарушение принципов справедливости и соразмерности.
Часть 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" закрепляет обязанность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Такие сведения представляются по установленной форме справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, которая утверждена Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 года N 460.
Непредставление или несвоевременное представление указанных сведений является основанием для досрочного прекращения депутатских полномочий, что является мерой публичной ответственности за совершенное правонарушение.
В случае неисполнения указанной обязанности лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия на основании пункта 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Согласно части 10.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.
Решение о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования вправе принять представительный орган муниципального образования (часть 11 статьи 40 названного Федерального закона).
Пунктом 11 части 1 статьи 9 Закона Костромской области N 450-4-ЗКО "О противодействии коррупции в Костромской области" предусмотрено, что лица, замещающие муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супругов (супруга) и несовершеннолетних детей.
Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются лицами, указанными в пунктах 11, 13 части 1 настоящей статьи в порядке, установленном статьей 9.2.1 настоящего закона (пункт 7 части 2.1 статьи 9 Закона Костромской области N 450-4-ЗКО).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 9.2.1 Закона Костромской области N 450-4-ЗКО сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей предоставляют лица, замещающие муниципальные должности (за исключением муниципальной должности-депутат представительного органа сельского поселения, осуществляющий свои полномочия на непостоянной основе).
Согласно пункта 6 статьи 29 решения Собрания депутатов Буйского муниципального района Костромской области от 23 мая 2019 года N 277 "О принятии Устава муниципального образования Буйский муниципальный район Костромской области) на депутатов Собрания депутатов муниципального района распространяются ограничения и гарантии, установленные статьей 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В силу части 10.1 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Устава муниципального образования Буйский муниципальный район Костромской области в случае несоблюдения ограничений, установленных Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия депутата Собрания депутатов муниципального района прекращаются досрочно со дня вступления в силу решения Собрания депутатов муниципального района о досрочном прекращении полномочий депутата.
В силу положений части 7.2 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления, проводится по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
При установленных по делу обстоятельствах, суды пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда первой инстанции и апелляционном определении мотивированы, основаны на приведенном правовом регулировании, в кассационной жалобе по существу не опровергнуты. Юридически значимые обстоятельства по делу определены судами верно, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности оценены в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Оснований полагать, что оспариваемые решения приняты без учета должного анализа обстоятельств, связанных с неисполнением административным истцом обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, не имеется.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Совокупность таких условий при рассмотрении административного дела не установлена.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия Второго кассационного суда общей юрисдикции полагает, что судами правильно определены юридически значимые обстоятельства, которым дана надлежащая оценка, выводы судов соответствуют установленным обстоятельствам, каких-либо нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену судебных актов не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Буйского районного суда Костромской области
от 24 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии
по административным делам Костромского областного суда от 28 июня
2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Собрания депутатов Буйского муниципального района Костромской области по доверенности ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено в полном объеме 19 февраля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.