Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Рахманкиной Е.П.
судей Циркуновой О.М, Ульянкина Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца ФИО1 (поступившую
в суд первой инстанции 29 декабря 2023 года, в суд кассационной инстанции с делом - 17 января 2024 года) на решение Собинского городского суда Владимирской области от 25 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 26 октября 2023 года, вынесенные по административному делу
N 2а-575/2023 по административному исковому заявлению Малаховского С.П. к Совету народных депутатов муниципального образования Березниковское Собинского района Владимирской области о признании бездействия незаконным, заслушав доклад судьи Циркуновой О.М, судебная коллегия Второго кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с административным иском
к Совету народных депутатов муниципального образования Березниковское Собинского района Владимирской области, в котором, с учетом уточнения, просил признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в не назначении конкурса на замещение должности главы администрации МО Березниковское Собинского района Владимирской области, обязать назначить конкурс на замещение указанной должности.
В обоснование заявленных требований указал, что 22 мая 2022 года истек срок полномочий главы администрации МО Березниковское, который
в соответствии с уставом муниципального образования избирается на конкурсной основе. На момент подачи административного иска конкурс
не был назначен. Данным бездействием нарушено право административного истца на доступ к муниципальной службе на равных основаниях.
Решением Собинского городского суда Владимирской области
от 25 мая 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 26 октября 2023 года, в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 отказано.
В поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе административным истцом ФИО1 ставится вопрос об изменении состоявшихся по делу судебных актов в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия, выразившегося в не назначении конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования Березниковское Собинского района Владимирской области с принятием в данной части нового решения об удовлетворении заявленных требований, в остальной части судебные акты оставить без изменения.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 24 января 2024 года кассационная жалоба передана для рассмотрения
в судебном заседании суда кассационной инстанции.
В судебном заседании ФИО1, принимавший участие в деле путем видеоконференцсвязи, доводы кассационной жалобы поддержал в полном объеме.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем судебная коллегия определиларассмотреть дело в их отсутствие (часть 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований
для ее удовлетворения, в связи со следующим.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием
для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие
выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса (часть 3 статьи 328 КАС РФ).
При рассмотрении настоящего дела таких нарушений не допущено.
По смыслу статей 218, 226 и 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения административного искового заявления, рассматриваемого в порядке главы 22 названного кодекса, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действия (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца действующим законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права, а административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, совершенное оспариваемое действие (бездействие) соответствует закону (статья 62 и часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 5, абзаце втором пункта 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" к бездействию относится неисполнение (уклонение от исполнения) наделенными публичными полномочиями органом или лицом обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими его полномочия (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). При предъявлении в суд требований об обязании наделенных публичными полномочиями органов и лиц совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод, законных интересов административного истца (заявителя) в сфере административных и иных публичных правоотношений такие требования подлежат квалификации как требования о признании незаконным соответствующего бездействия и об обязании совершить необходимые действия (статья 124 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статья 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации определены Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 34 Закона N 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Таким образом, из нормы части 1 статьи 34 Закона N 131-ФЗ следует, что представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) и иные органы - это самостоятельные органы местного самоуправления.
В соответствии с частью 3 статьи 34 Закона N 131-ФЗ порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования (часть 2 статьи 37 Закона N 131-ФЗ).
Согласно статье 21 Устава МО Березниковское, принятого решением Совета народных депутатов МО Березниковское сельское поселение от 15 сентября 2008 года N 39/8 структуру органов местного самоуправления муниципального образования Березниковское составляют: 1) Совет народных депутатов муниципального образования Березниковское Собинского района-представительный орган муниципального образования Березниковское; 2) глава муниципального образования Березниковское Собинского района-высшее должностное лицо муниципального образования Березниковское; 3) Администрация муниципального образования Березниковское Собинского района-исполнительно-распорядительный орган муниципального образования Березниковское.
Совет народных депутатов состоит из 8 депутатов, избираемых жителями муниципального образования Березниковское сельское поселение на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами, законами Владимирской области, настоящим уставом. Срок полномочий Совета народных депутатов составляет 5 лет. Полномочия Совета народных депутатов начинаются со дня первого заседания и прекращаются со дня признания выборов Совета народных депутатов нового созыва состоявшимися (статья 23 Устава МО Березниковское).
Согласно части 1 статьи 26 Устава МО Березниковское полномочия Совета народных депутатов могут быть прекращены досрочно в случае его роспуска в порядке и по основаниям, которые предусмотрены Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Полномочия Совета народных депутатов могут быть также прекращены в случае вступления в силу решения Владимирского областного суда о неправомочности данного состава депутатов Совета народных депутатов, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий.
В соответствии со статьей 33 Устава МО Березниковское администрация муниципального образования Березниковское сельское поселение-исполнительно-распорядительный орган муниципального образования Березниковское сельское поселение, наделенный в соответствии с настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования Березниковское сельское поселение федеральными законами и законами Владимирской области. Главой Администрации муниципального образования Березниковское сельское поселение Собинского района Владимирской области является лицо, назначаемое на должность главы Администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий 5 лет.
В силу части 1 статьи 33.1 Устава МО Березниковское порядок проведения конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования Березниковсео сельское поселение, а также условия контракта для главы администрации муниципального образования Березниковское сельское поселение Собинского района утверждается Советом народных депутатов муниципального образования Березниковское сельское поселение Собинского района. Контракт с главой администрации муниципального образования Березниковское сельское поселение заключается главой муниципального образования Березниковское сельское поселение.
24 августа 2015 года решением Совета народных депутатов муниципального образования Березниковское сельское поселение Собинского района Владимирской области N 22/09 утверждено Положение "О порядке проведения конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования Березниковское сельское поселение Собинского района Владимирской области".
Из материалов дела следует и судами установлено, что 13 сентября 2015 года состоялись выборы депутатов Совета народных депутатов Березниковское четвертого созыва и избранными депутатами признаны: ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 и ФИО12
На основании решения СНД МО Березниковское от 3 июня 2017 года N 16/07 ФИО16 назначена на должность главы администрации муниципального образования Березниковское Собинского района, с ней был заключен соответствующий контракт, пункт 6.1 которого предусматривал заключение контракта на срок полномочий Совета народных депутатов, принявшего решение о назначении лица на должность главы администрации муниципального образования Березниковское Собинского района (до дня начала работы Совета народных депутатов муниципального образования Березниковское Собинского района 5 созыва).
Решением Владимирского областного суда от 29 сентября 2017 года, оставленного без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 13 декабря 2017 года, признан неправомочным состав депутатов СНД МО Березниковское четвёртого созыва. 1 марта 2018 года постановлением ТИК Собинского района N 64 назначены досрочные выборы депутатов СНД МО Березниковское пятого созыва на 27 мая 2018 года.
28 мая 2018 года на основании постановления ТИК Собинского района N 165 выборы депутатов СНД МО Березниковское Собинского района пятого созыва признаны состоявшимися и действительными.
Решением СНД МО Березниковское Собинского района от 3 июня 2022 года N 21/5 на основании части 2 статьи 19 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" продлен срок нахождения на муниципальной службе главе администрации муниципального образования Березниковское ФИО16 на один год -до 6 июня 2023 года.
В соответствии с вышеназванным решением, между представителем нанимателя в лице главы муниципального образования Березниковское Собинского района ФИО13 и ФИО16 3 июня 2022 года заключено дополнительное соглашение к контракту, в раздел 6 которого внесены соответствующие изменения, и срок действия заключенного с ФИО16 контракта определен до 6 июня 2023 года. Остальные условия, незатронутые настоящим дополнительным соглашением остались неизменными и стороны подтвердили по ним свои обязательства.
При установленных по делу обстоятельствах, а также принимая во внимание, что контракт с главой администрации МО Березниковское ФИО16 досрочно прекращен не был ввиду отсутствия оснований, предусмотренных частью 10 статьи 37 Закона N 131-ФЗ; срок полномочий СНД МО Березниковское пятого созыва на момент принятия решения не истек, суд первой инстанции, выводы которого поддержал суд апелляционной инстанции, пришел к выводам об отсутствии бездействия со стороны СНД МО Березниковское по не назначению конкурса на замещение должности главы администрации МО Березниковское.
Кроме того, отказывая в удовлетворении заявленных требований, судом было учтено, что 24 апреля 2023 года был принят Закон Владимирской области N 48-ОЗ "О преобразовании муниципального образования Асерховское и муниципального образования Березниковское" согласно которому постановлено преобразовать муниципальное образование Асерховское и муниципальное образование Березниковское путем их объединения во вновь образованное муниципальное образование Асерховское сельское поселение Собинского района Владимирской области (статья 1).
Решением СНД муниципального образования Арсеховское сельское поселение Собинского района Владимирской области от 22 сентября 2023 года N 2/1 утверждено Положение о правопреемстве органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования Асерховское сельское поселение Собинского района Владимирской области, согласно которому определено правопреемство органов местного самоуправления муниципального образования Асерховское сельское поселение Собинского района Владимирской области по вопросам, входившим в компетенцию органов местного самоуправления муниципального образования Асерховское и муниципального образования Березниковское, которые на день создания вновь образованного муниципального образования Асерховское сельское поселение Собинского района Владимирской области осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на его территории (пункт 1).
Решением СНД муниципального образования Асерховское сельское поселение Собинского района Владимирской области от 22 сентября 2023 года N 4/1 избран глава указанного муниципального образования- ФИО14
Указанные выводы судов являются верными, так как основаны на правильном применении норм материального права, подлежащих применению при разрешении возникшего административного спора, а также в полной мере соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с выводами судов первой и апелляционной инстанций, по мотивам их несоответствия обстоятельствам дела и неправильного применения судами норм материального права, по сути, сводятся к иной правовой оценке установленных по делу обстоятельств, оснований согласиться с которой, судебная коллегия не усматривает.
Также вопреки доводам кассационной жалобы нарушений норм процессуального права или их неправильного применения, влекущих в силу положений статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отмену обжалуемых судебных актов, судами не допущено.
Руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам
определила:
решение Собинского городского суда Владимирской области
от 25 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии
по административным делам Владимирского областного суда от 26 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу административного истца ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено в полном объеме 7 марта 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.