Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шеломановой Л.В, судей Жудова Н.В, Корпачевой Е.С, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Оборонэнерго" на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 11 апреля 2023 года, вынесенное по административному делу по административному исковому заявлению АО "Оборонэнерго" о признании недействующими нормативных правовых актов Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области в сфере тарифного регулирования, заслушав доклад судьи Жудова Н.В, выслушав объяснения представителей административного истца Бажановой К.О, Медяниковой Л.В, поддержавших жалобу, представителей РЭК Тверской области Вавиловой Е.Е, Соболевой С.А, возражавших по жалобе, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Саниной О.В, полагавшей кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
АО "Оборонэнерго" обратилось в суд с административным иском о признании недействующими приказов Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области (далее ГУ РЭК Тверской области) от 1 июня 2022 года N 66-нп "О внесении изменений в приказ ГУ РЭК Тверской области от 31 декабря 2019 года N 607-нп", от 1 июня 2022 года N 68-нп "О внесении изменений в приказ ГУ РЭК Тверской области от 31 декабря 2019 года N 607-нп", от 29 декабря 2021 года N 568-нп "О внесении изменений в приказ ГУ РЭК Тверской области от 31 декабря 2019 года N 607-нп", ссылаясь на то, что административный ответчик, в порядке издания заменяющих нормативных правовых актов, необоснованно занизил расходы организации при определении необходимой валовой выручки на 2020-2022 годы.
Решением Тверского областного суда от 11 ноября 2022 года постановлено признать недействующим с даты принятия приказ ГУ РЭК Тверской области от 31 декабря 2019 года N607-нп "О долгосрочных параметрах на услуги по передаче электрической энергии для территориальных сетевых организаций Тверской области на период 2020 - 2024 годов" в редакции приказов от 1 июня 2022 года N66-нп и N68-нп и в редакции приказа от 20 декабря 2021 года N568-нп в части установления:
- индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между филиалом "Центральный" АО "Оборонэнерго" и филиалом ПАО "Россети Центр" - "Тверьэнерго" на 2020, 2021, 2022 годы (приложение 1 к приказу), - базового уровня подконтрольных расходов филиала "Центральный" АО "Оборонэнерго" (приложение 2 к приказу), - необходимой валовой выручки филиала "Центральный" АО "Оборонэнерго" на 2020-2024 годы (приложение 3 к приказу).
На ГУ РЭК Тверской области возложена обязанность в течение месяца со дня вступления в силу решения суда принять новые нормативные правовые акты, заменяющие признанные не действующими в части приказы.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 11 апреля 2023 года решение суда отменено, с принятием по делу нового судебного акта об отказе в требованиях административного иска.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 10 октября 2023 года, поставлен вопрос об отмене апелляционного определения в связи с его незаконностью и оставлении в силе решения суда первой инстанции.
Рассмотрев административное дело в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Государственное регулирование цен в электроэнергетике осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178.
АО "Оборонэнерго" является сетевой организацией, владеющей объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых оказывает услуги по передаче электрической энергии и технологическому присоединению к распределительным сетям, в том числе на территории города Москвы, Московской и Тверской областей (филиал "Центральный").
30 апреля 2019 года административный истец представил в ГУ РЭК Тверской области заявление об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии оказываемых филиалом на долгосрочный период регулирования 2020 - 2024 годы методом долгосрочной индексации с приложением расчетно-обосновывающих материалов.
В связи с чем было открыто дело об установлении тарифов, органом регулирования в порядке пункта 22 Правил регулирования тарифов проведена экспертиза предложений АО "Оборонэнерго" на предмет их экономической обоснованности при установлении соответствующих тарифов, результаты которой отражены в экспертном заключении. ГУ РЭК Тверской области применен метод долгосрочной индексации НВВ, где в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями расчетный период 2020 года является базовым периодом для третьего долгосрочного периода 2020 - 2024 годов, по итогам рассмотрения заявки принят Приказ N 607-нп от 31 декабря 2019 года, которым установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Тверской области, в том числе для филиала "Центральный" АО "Оборонэнерго" на период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года (приложение 1), долгосрочные параметры регулирования на период 2020 - 2024 годы (приложение 2) и необходимая валовая выручка для данной организации (приложение 3).
Решением Тверского областного суда от 19 августа 2020 года по административному делу N 3а-123/2020, вступившим в законную силу 24 декабря 2020 года, Приказ N 607-нп в части индивидуальных тарифов на услуги по передаче электроэнергии для взаиморасчетов между АО "Оборонэнерго" и филиалом ПАО "МРСК Центра" - "Тверьэнерго" на 2020 год (приложение 1) и НВВ АО "Оборонэнерго" на долгосрочный период регулирования 2020 - 2024 годы (приложение 3) признан недействующим с даты принятия.
Во исполнение указанного решения суда 30 декабря 2020 года ГУ РЭК Тверской области издан заменяющий приказ N 490-нп "О внесении изменений в приказ ГУ РЭК Тверской области от 31 декабря 2019 года N 607-нп", которым на 2020 год установлены индивидуальные тарифы АО "Оборонэнерго", базовый уровень подконтрольных расходов и НВВ.
В рамках проводимой ежегодной корректировки принят приказ ГУ РЭК Тверской области от 30 декабря 2020 года N 506-нп, которым на 2021 год установлены индивидуальные тарифы и НВВ для АО "Оборонэнерго".
В дальнейшем, решением Тверского областного суда от 4 октября 2021 года по административному делу N 3а-107/2021, вступившим в законную силу 17 февраля 2022 года, Приказ N 607-нп в редакции приказов N 490-нп и N 506-нп признан недействующим с даты принятия в части установления индивидуальных тарифов на услуги по передаче электроэнергии для взаиморасчетов между АО "Оборонэнерго" и филиалом ПАО "МРСК Центра" - "Тверьэнерго" на 2020 год (таблица приложения 1 к приказу); базового уровня подконтрольных расходов (строка 4 таблицы приложения 2 к приказу), индивидуальных тарифов на услуги по передаче электроэнергии для взаиморасчетов между АО "Оборонэнерго" филиалом "Центральный" и филиалом ПАО "МРСК Центра" - "Тверьэнерго" на 2021 год (таблица приложения 1 к приказу) и НВВ филиала "Центральный" АО "Оборонэнерго" на 2020, 2021 годы (таблица приложения 3).
Во исполнение данного судебного акта 1 июня 2022 года ГУ РЭК Тверской области приняты приказы о внесении изменений в приказ ГУ РЭК Тверской области от 31 декабря 2019 года N 607-нп:
- N 66-нп, которым на 2020 год установлены индивидуальные тарифы, базовый уровень подконтрольных расходов и НВВ;
- N 68-нп, которым на 2021 год установлены индивидуальные тарифы и НВВ.
До принятия заменяющих приказов N 66-нп и N 68-нп в порядке ежегодной корректировки тарифов методом индексации ГУ РЭК Тверской области принят приказ от 29 декабря 2021 года N 568-нп, которым на 2022 год установлены индивидуальные тарифы и НВВ филиала "Центральный" АО "Оборонэнерго".
Оспаривая указанные выше нормативные правовые акты, административный истец ссылался на то, что при издании Приказа N 66-нп занижен размер учтенных в НВВ расходов на 2020 год по статьям:
1. оплата труда - с 31 956, 63 тыс. руб. до 29 956, 19 тыс. руб.; отчисления на социальные нужды - с 9 161, 97 тыс. руб. до 8 587, 41 тыс. руб, поскольку ответчик не исполнил решения суда от 19 августа 2020 года N 3а-123/2020 и от 4 октября 2021 года N 3а-107/2021, в результате установилразмер выплат, связанных с режимом работы и условиями труда, равным 12%, без учета доплаты за работу в ночное время, а также необоснованно пересмотрел тарифный коэффициент и размер эффективного уровня подконтрольных расходов на 2020 год, которые предметом спора в суде не являлись;
2. расходы центрального аппарата управления АО "Оборонэнерго" в составе других прочих подконтрольных расходов были утверждены приказом ГУ РЭК Тверской области от 31 декабря 2019 года N 607-нп в первоначальной редакции в размере 3 276, 26 тыс. руб, в рамках исполнения судебных решений пересмотру не подлежали, однако при принятии оспариваемого приказа уменьшены до 729, 55 тыс. руб.;3. отчисления на социальные нужды с выплат социального характера, занижены с 185, 30 тыс. руб. до 40, 01 тыс. руб, поскольку ответчик неверно определилпроцент отчислений за 2018 год - путем сопоставления суммы отчислений и общей суммы прочих расходов, в которые включаются не только выплаты социального характера, но и прибыль на прочие цели.
При издании Приказа N68-нп, по мнению административного истца, занижен размер учтенных в НВВ на 2021 год расходов по статьям:
1. оплата труда: с 33 818, 18 тыс. руб. до 31 701, 70 тыс. руб, отчисления на социальные нужды - с 9 935, 78 тыс. руб. до 9 312, 40 тыс. руб. в результате неправомерного занижения расходов на оплату труда в составе базового уровня подконтрольных расходов;
2. расходы центрального аппарата управления АО "Оборонэнерго" с 3 467, 11 тыс. руб. до 772, 06 тыс. руб, по той же причине;
3. отчисления на социальные нужды с выплат социального характера: с 277, 22 тыс. руб. до 24, 34 тыс. руб. в результате неверного определения процента отчислений, рассчитанного от прочих расходов, а не от выплат социального характера;
4. корректировка неподконтрольных расходов исходя из фактических значений 2019 года - утверждено -3 628, 03 тыс. руб, экономически обоснованный размер 1 644, 17 тыс. руб. При определении данной корректировки орган регулирования не устранил нарушения, установленные решением суда от 4 октября 2021 года N 3а-107/2021, пересмотрел в сторону снижения экономически обоснованные расходы по статьям, не являвшимся предметом спора, в нарушение пункта 7 Методических указаний N 98-э в составе корректировки учел амортизацию, исключив данные расходы из НВВ дважды, второй раз - в составе корректировки в связи с неисполнением инвестиционной программы;
5. корректировка НВВ в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования в сумме -463, 01 тыс. руб, которая при установлении НВВ на 2021 год приказом N 506-нп не производилась. Решением суда от 4 октября 2021 года N 3-107/2021 необоснованный характер расходов, учтенных в данной корректировке, а также необходимость ее применения не установлены. Расходы по уплате отчислений на социальные нужды с выплат социального характера являются обязательными, в НВВ филиала на 2019 год утверждены не были и в тарифной выручке им не получены.
При издании Приказа N 568-нп занижен размер учтенных в НВВ на 2022 год расходов по статьям:
1. подконтрольные расходы занижены с 46 887, 06 тыс. руб. до 38 207, 04 тыс. руб, поскольку рассчитаны на основании базового уровня подконтрольных расходов 35 941, 62 тыс. руб, установленного оспоренным в суде приказом N 506-нп.
2. расходы на амортизацию за 2020 год снижены с 10 496, 46 тыс. руб. до 3 429, 04 тыс. руб, как следствие, снижен размер корректировки неподконтрольных расходов, в которой участвуют указанные расходы.
3. плановые расходы на амортизацию снижены с 8 836, 96 тыс. руб. до 3 112, 54 тыс. руб, поскольку основаны на неверном расчете фактических расходов за 2020 год.
Как указывалось выше, решением Тверского областного суда от 19 августа 2020 года и дополнительным решением от 27 августа 2020 года по делу N3а-123/2020, Приказ N 607-нп признан недействующим.
Исполняя вступивший в законную силу судебный акт, ГУ РЭК Тверской области принят Приказ N 490-нп.
Решением Тверского областного суда от 4 октября 2021 года по делу N3а-107/2021, Приказ N 490-нп также признан недействующим.
Исполняя принятые судебные акты ГУ РЭК Тверской области принят оспариваемый в рамках настоящего административного дела Приказ N 66-нп.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования АО "Оборонэнерго" и признавая недействующим Приказ N 66-нп, согласился с доводами административного истца о необоснованном занижении процента выплат, связанных с режимом работы и условиями труда, посчитав, что он установлен равным 12% без учета доплаты за работу в ночное время - 40%, а также ГУ РЭК Тверской области необоснованно пересмотрен тарифный коэффициент и снижен с 2, 38 до 2, 20, несмотря на то, что нарушений в данной части ранее принятыми судебными актами не установлено.
Судебная коллегия апелляционной инстанции правильно признала ошибочными суждения суда первой инстанции о том, что ГУ РЭК Тверской области безосновательно снизила утвержденный Приказом N 607-нп и Приказом N 490-нп тарифный коэффициент с 2, 38 до 2, 20, поскольку такое изменение явилось следствием прямой зависимости от изменения численности персонала, расчет которой также произведен в целях исполнения вступивших в законную силу судебных актов.
Согласно пункту 3.1 Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации на 2019 - 2021 годы системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются непосредственно в Организациях в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Проанализировав Положение об оплате труда работников, утвержденное приказом АО "Оборонэнерго" от 26 декабря 2017 года N 220 (с изменениями от 27 декабря 2018 года), с учетом норм названных ОТС, суд второй инстанции, вопреки доводам жалобы, пришел к правильному выводу о том, что орган регулирования верно определилпроцент выплат, связанный с режимом работы и условиями труда, к которым относятся дополнительные выплаты, устанавливаемые работникам сверх установленного оклада, за выполнение работ в условиях труда, отклоняющихся от нормальных, в том числе и за работу в ночное время, исходя из установленного предельного размера 12%.
Данные действия органа тарифного регулирования не противоречат решению суда от 4 октября 2021 года, которым было предложено ГУ РЭК учесть изменения в системе оплаты труда персонала административного истца, состоявшееся в декабре 2018 года.
Согласно пункту 5 Основ ценообразования, при установлении регулируемых цен (тарифов) не допускается повторный учет одних и тех же расходов по указанным видам деятельности.
В результате вступивших в законную силу судебных актов, орган регулирования должен был пересмотреть фонд оплаты труда, который был учтен ГУ РЭК Тверской области при принятии Приказа N 607-нп в статьях затрат "Расходы на оплату труда" и "Прочие расходы", в которые вошли другие прочие расходы, включающие затраты на центральный аппарат управления.
В этой связи, и в целях соблюдения положений пункта 5 Основ ценообразования, затраты на ЦАУ, учтенные в составе фонда оплаты труда как расходы на административно-управленческий персонал, подлежали исключению из статьи затрат "Прочие расходы".
Доводы административного истца о том, что орган регулирования был не вправе производить в рамках корректировки по формуле 7 пункта 11 Методических указаний N 98-э дополнительный анализ статей затрат, кроме тех, которые изначально были заложены в Приказе N 506-нп, судом апелляционной инстанции обоснованно отклонены, так как при рассмотрении административного дела N3а-107/2021 суд первой инстанции сделал вывод, что при расчете затрат по статьям "Резервы по сомнительным долгам", "Амортизация" орган регулирования верно принял фактические затраты по расходам на амортизацию в размере 3 501, 22 тыс. руб, а при проведении корректировки по формуле 7 Методических указаний N 98-э допустил арифметическую ошибку, что повлекло неверный расчет такой корректировки.
Оснований для иной оценки судебная коллегия не усматривает.
В состав корректировки по пункту 7 Основ ценообразования вошли расходы по статье "Подконтрольные расходы из прибыли" на 2019 год в размере 433, 06 тыс. руб. Орган регулирования исходил из того, что данные расходы Обществу на 2019 год не утверждались, а поскольку 2019 год - последний год долгосрочного периода регулирования 2015-2019 годов, постольку они не могут быть приняты в составе НВВ на 2021 год.
Судебная коллегия апелляционной инстанции обоснованно сочла произведенную корректировку согласующейся с положениями пункта 7 Основ ценообразования и Письма ФАС России от 19 июня 2017 года N ИА/41019/17 "О формировании расходов на второй и последующие долгосрочные периоды регулирования".
Таким образом, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции о том, что законных оснований для признания Приказа N 66-нп, Приказа N 68-нп, Приказа N 568-нп, как не соответствующих требованиям законодательства в области регулирования тарифов в электроэнергетике, у суда первой инстанции не имелось.
Иные доводы кассационной жалобы, по сути, повторяют правовую и процессуальную позицию административного истца в судах первой и апелляционной инстанций; направлены на переоценку доказательств, установленных по делу фактических обстоятельств, и при этом не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Руководствуясь статьями 327, 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 11 апреля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Оборонэнерго" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Кассационное определение изготовлено 27 декабря 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.