Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Денисова Ю.А, судей Жудова Н.В, Корпачевой Е.С, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ПАО "Россети Центр" в лице филиала "Тамбовэнерго" на решение Тамбовского областного суда от 23 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 29 июня 2023 года, вынесенных по административному исковому заявлению публичного акционерного общества "Россети Центр" в лице филиала "Тамбовэнерго" к Департаменту цен и тарифов Тамбовской области о признании недействующими в части нормативных правовых актов в сфере тарифного регулирования, заслушав доклад судьи Жудова Н.В, объяснения представителя административного истца Епифановой Д.Ю, поддержавшей жалобу, представителей Департамента Гришиной А.Ю. и АО "ТСК" Донских О.Н, возражавших по жалобе, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Саниной О.В, полагавшей судебные акты не подлежащими отмене, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Управлением по регулированию тарифов Тамбовской области приняты следующие нормативные правовые акты:
приказ N199-э от 23 декабря 2021 года "Об определении необходимой валовой выручки и долгосрочных параметров регулирования деятельности по передаче электрической энергии, осуществляемой АО "Тамбовская сетевая компания", на 2022-2026 годы";
приказ N 200-э от 23 декабря 2021 года "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на долгосрочный период регулирования 2022-2026 годы";
приказ N204-э от 27 декабря 2021 года "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Тамбовской области на 2022 год".
ПАО "Россети Центр" обратилось в суд с административным иском, уточнив который, просило признать недействующими с момента принятия приказ N 199-э (в редакции приказа от 23 ноября 2022 года N 167-э), в части приложения N1 к данному приказу "НВВ АО "Тамбовская сетевая компания", строка 2022 в сумме 735 066, 31 тыс.руб.; приложения N2 "ДПР для АО "ТСК", столбец 4 "Базовый уровень подконтрольных расходов" в размере 385, 2374 млн.руб.; приказ N 200-э (в редакции приказа от 23 ноября 2022 года N 168-э) в части приложения "ИТ на услуги по передаче электроэнергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями", столбцы 3, 5, 6, 8 строки 2022; приказ N 204-э приложения N1, таблицы 1, столбца "НВВ сетевых организаций" применительно к значению 735066, 3 тыс.руб, а также обязать административного ответчика принять заменяющие нормативные правовые акты.
Требования административного иска обоснованы ссылками на то, что ПАО "Россети Центр" является территориальной сетевой организацией и оказывает услуги по передаче электрической энергии по распределительным электрическим сетям на территории Тамбовской области, применяя единые (котловые) тарифы, которые ежегодно устанавливаются органом тарифного регулирования. Общество оплачивает услуги АО "Тамбовская сетевая компания" (далее также АО "ТСК") по передаче электрической энергии в соответствии с договором. Считает, что органом тарифного регулирования при принятии вышеуказанных приказов был неверно определен размер фонда оплаты труда и размер отчислений на страховые взносы АО "ТСК", что привело к завышению размера НВВ АО "ТСК" и соответственно завышению тарифа. Вследствие ненадлежащего тарифного регулирования ПАО "Россети Центр" вынуждено в 2022 году оплачивать услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям АО "ТСК" по завышенным, экономически необоснованным индивидуальным тарифам, обеспечивая тем самым сбор АО "ТСК" установленной завышенной НВВ, что приводит к возникновению необоснованных расходов со стороны административного истца, нарушает его права и законные интересы.
Решением Тамбовского областного суда от 23 марта 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 29 июня 2023 года, в требованиях административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 14 ноября 2023 года, поставлен вопрос об отмене состоявшихся судебных актов в связи с их незаконностью и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Рассмотрев административное дело в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела следует и установлено судом, что оспариваемые административным истцом приказы приняты уполномоченным органом в установленной процедуре и форме, опубликованы в предусмотренном законодательством порядке, что в кассационной жалобе не оспаривается.
Разрешая административный спор и отклоняя доводы административного истца о несоответствии оспариваемых приказов требованиям нормативных актов, имеющих большую юридическую силу, суд исходил из того, что органом тарифного регулирования при принятии оспариваемых приказов был проведен полноценный анализ не только фонда оплаты труда АО "ТСК", но и размера НВВ АО "ТСК" в целом, в том числе в динамике и в сравнении с другими сетевыми организациями Тамбовской области.
Придя к выводу о соответствии оспариваемых приказов нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, с учетом положений пункта 2 части 1 статьи 215 КАС РФ, суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами областного суда, не найдя оснований для отмены решения.
Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит указанные выводы правильными основанными на обстоятельствах дела, подтвержденных доказательствами, которым дана оценка по правилам статьи 84 КАС РФ.
Из дела следует, что на территории Тамбовской области реализован котловой принцип тарифообразования, при этом ПАО "Россети" является котлодержателем.
АО "ТСК" осуществляет деятельность по передаче электрической энергии на территории городов (Моршанск, Мичуринск, Рассказово, Котовск, Жердевка, Уварово, Тамбов) и райцентров Тамбовской области (р.п. Ржакса, р.п. Знаменка, р.п. Токаревка, р.п. Сосновка, р.п. Мучкап, с. Пичаево, с. Гавриловка 2-я, пос. Сатинка и с. Сампур Сампурского района, с. Платоновка Рассказовского района) с 2012 года.
Тарифное регулирование в отношении АО "ТСК" осуществляется административным ответчиком с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
НВВ на содержание электрических сетей АО "ТСК" на 2022 год прията в размере 735 066, 31 тыс.руб.; подконтрольные расходы утверждены в размере 385237, 40 руб.
2022 год являлся для АО "ТСК" первым годом очередного (третьего) долгосрочного периода регулирования 2022-2026 гг.
Как следует из материалов тарифного дела, АО "ТСК" заявило о включении в НВВ на 2022 год затрат по фонду оплаты труда в сумме 335 186, 86 тыс. руб. исходя из численности персонала 632 человека.
Из экспертного заключения следует, что административный ответчик определял размер фонда оплаты труда АО "ТСК" на 2022 года исходя из представленных обществом документов: расчета расходов на оплату труда в формате таблицы П1.16, отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации, действующего на момент тарифного регулирования, расчета нормативной численности персонала, расчета тарифного коэффициента, расчета размера доплат за работу в ночное время, расчета вознаграждения за выслугу лет, письма председателя Общероссийского Профсоюза работников жизнеобеспечения "Об индексации минимальных месячных тарифных ставок рабочих первого разряда по организациям жилищно-коммунального хозяйства на 2020-2022 годы", положения об организации оплаты труда в редакции, действовавшей на момент тарифного регулирования, статистической формы П4 за январь - декабрь 2020 года. Кроме того, на запрос органа тарифного регулирования АО "ТСК" представило в формате таблицы П 1.16 данные о фактически сложившихся за 2020 год численности, тарифной ставке, тарифном коэффициенте, фактическом проценте выплат и премий, предусмотренных Отраслевым тарифным соглашением.
Также орган тарифного регулирования руководствовался письмом ФАС России от 14 октября 2020 года NЦА/89287/20, в котором разъяснено, что численность персонала с учетам распределения по видам деятельности необходимо определять исходя из уровня фактической численности, подтвержденной бухгалтерской и статистической отчетностью за предыдущий год, в том числе формой статистической отчетности N П-4 "Численности и заработной плате работников", при этом размер плановой численности не должен превышать значений нормативной численности.
Судами установлено, что эксперты Управления произвели расчет нормативной численности персонала АО "ТСК" в соответствии с приказом N 68 и приказом Госстроя РФ от 5 сентября 2000 года N 200 "Об утверждении нормативов и методических указаний по определению потребности в машинах и механизмах для эксплуатации и ремонта коммунальных электрических и тепловых сетей", приказом Госстроя РФ от 1 октября 1999 года N 69 "Об утверждении нормативов численности работников, занятых техническим обслуживанием и текущим ремонтом подвижного состава автомобильного транспорта, строительных и специальных машин на предприятиях и в организациях жилищно-коммунального хозяйства", согласно которому нормативная численность персонала АО "ТСК" составила 579 человек.
Согласно пункту 26 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178, при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Поскольку фактическая списочная численность персонала АО "ТСК" за 2020 год составила 566 человек, то есть сложилась ниже нормативной, органом тарифного регулирования в расчет фонда оплаты труда правильно была принята фактическая численность персонала по виду деятельности передача электрической энергии в размере 566 человек.
Оснований согласиться с доводами жалобы о завышении численности персонала АО "ТСК" судебная коллегия не усматривает, поскольку органом тарифного регулирования расчет численности персонала выполнен корректно (при этом ниже нормативной), с учетом должностей и профессий, необходимых для осуществления деятельности предприятия энергетики.
Дальнейшее сокращение численности работников АО "ТСК", на чем фактически настаивает административный истец, как не основанное на правовых актах, может привести к снижению надежности и качества снабжения электрической энергией муниципальных образований Тамбовской области.
Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" функции электроэнергетических предприятий разделены на деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике (территориальные сетевые организации) и энергосбытовую деятельность
Частью 7 статьи 6 Федерального закона 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" установлен запрет юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка совмещать деятельность по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и (или) купле-продаже электрической энергии.
Судами установлено, что АО "ТСК" не осуществляет энергосбытовую деятельность (что в кассационной жалобе также не оспаривается), при этом соответствующие затраты, относящиеся к данному виду регулируемой деятельности в НВВ указанной сетевой организации не включались, доводы жалобы об обратном своего подтверждения в ходе судебного заседания не нашли.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с суждениями судов обеих инстанций, существо которых сводится к тому, что оспариваемые в части приказы приняты в соответствии с целями и принципами государственного регулирования, предусмотренными Федеральным законом "Об электроэнергетике" и принятыми в его развитие нормативными правовыми актами.
Доводы кассационной жалобы, по сути, повторяют правовую и процессуальную позицию административного истца в судах первой и апелляционной инстанций, о нарушении административным ответчиком законодательства не свидетельствуют; направлены на переоценку доказательств, установленных по делу фактических обстоятельств, и при этом не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Тамбовского областного суда от 23 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 29 июня 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ПАО "Россети Центр" в лице филиала "Тамбовэнерго" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено 29 декабря 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.