Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Денисова Ю.А, судей Репиной Е.В, Матина А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного истца Гудкова Дмитрия Геннадьевича по доверенности Альдаева А.А. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 30 мая 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 27 сентября 2023 года, вынесенные по административному делу N 2а-1208/2023 по административному иску Гудкова Д.Г. к Министерству юстиции Российской Федерации о признании незаконным и отмене решения о включении в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, обязании исключить данные сведения из реестра.
Заслушав доклад судьи Денисова Ю.А, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Минюстом России ДД.ММ.ГГГГ принято распоряжение о признании ФИО1 иностранным агентом (далее - решение, распоряжение).
Представитель ФИО1 по ордеру адвокат ФИО7 обратился в суд с административным иском к Минюсту России о признании незаконным и отмене распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ о признании ФИО1 иностранным агентом и включении в Реестр физических лиц, выполняющих функции иностранного агента (далее - Реестр), обязании исключить сведения о нем из Реестра.
В обоснование требований административный истец указал на то, что у Минюста России отсутствовали основания для принятия такого решения, т.к. ФИО1 никогда не осуществлял политическую деятельность в интересах иностранных источников.
Указанным решением на него возлагаются дополнительные обязанности, в том числе по предоставлению отчета о доходах и расходах.
Он считает, что действиями административного ответчика нарушены его права, закрепленные в Конституции Российской Федерации и в Международном пакте о гражданских и политических правах.
Решением Замоскворецкого районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поступившей ДД.ММ.ГГГГ в адрес Второго кассационного суда общей юрисдикции (в суд первой инстанции ДД.ММ.ГГГГ), представитель ФИО1 по доверенности ФИО7 ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов в связи с нарушением норм материального права и процессуального права.
По мнению заявителя в материалах дела нет доказательств, подтверждающих политическую деятельность ФИО1 в интересах иностранных источников, никакой финансовой или иной поддержки из иностранных источников ФИО1 никогда не получал.
Заявитель полагает, что суды нижестоящих инстанций сделали неверный вывод об отсутствии нарушения права административного истца на уважение частной жизни, а также права на свободу слова, свободу выражения мнения, права не подвергаться дискриминации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса (часть 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов судебная коллегия не усматривает.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации" (нормы которого приведены в редакции на момент возникновения спорных правоотношений, далее Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 272-ФЗ) политической деятельностью признается деятельность в сфере государственного строительства, защиты основ конституционного строя Российской Федерации, федеративного устройства Российской Федерации, защиты суверенитета и обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития Российской Федерации, развития политической системы, деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование государственных органов, органов местного самоуправления, на их решения и действия.
Политическая деятельность осуществляется в следующих формах:
участие в организации и проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм, организации и проведении публичных дебатов, дискуссий, выступлений;
участие в деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах, референдуме, в наблюдении за проведением выборов, референдума, формировании избирательных комиссий, комиссий референдума, в деятельности политических партий;
публичные обращения к государственным органам, органам местного самоуправления, их должностным лицам, а также иные действия, оказывающие влияние на деятельность этих органов, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных нормативных правовых актов;
распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике;
формирование общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения опросов общественного мнения и обнародования их результатов или проведения иных социологических исследований;
вовлечение граждан, в том числе "данные изъяты", в указанную деятельность;
финансирование указанной деятельности.
Согласно части 3 статьи 2.1. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 272-ФЗ на основании информации, представляемой в порядке, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, ведет список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, который размещается в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Порядок ведения и размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" данного списка устанавливается указанным органом.
В случае выявления деятельности физического лица, выполняющего функции иностранного агента, которое не подало заявление (уведомление) в порядке, установленном частью 2 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, включает данное лицо в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента.
Решение о включении в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, может быть обжаловано в суд.
Порядок включения в реестр иностранных агентов, виды деятельности иностранного агента в настоящее время установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием".
Судом установлено, что распоряжением Министерства юстиции РФ от ДД.ММ.ГГГГ N-р ФИО1 включен в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента.
Основанием для принятия такого решения послужили обстоятельства, изложенные в материалах, поступивших в Минюст России из Роскомнадзора и из Главного управления по противодействию экстремизма МВД России, свидетельствующие об участии ФИО1 в период с февраля 2022 г. по февраль 2023 г. в политической деятельности в форме распространения его мнения о принимаемых государственными органами Российской Федерации решениях и проводимой ими политике, в частности распространение ФИО1 через свой телеграм-канал, социальные сети Twitter, Facebook, YouTube, Instagram информации об организациях и лицах, признанных в Российской Федерации иностранными агентами, таких как ООО "Телеканал Дождь", "Istoiies fonds", "The Insider SIA", ФИО5, высказывание мнений о СВО как о войне, развязанной определенными лицами в Российской Федерации, ее предполагаемых масштабах (бомбить Варшаву?), создании в Российской Федерации партии войны, видении мира Россией "через дула танков", нападении России на Грузию под видом "принуждения к миру".
Поскольку указанные факты были подтверждены исследованными в судебном заседании доказательствами, районный суд вынес решение, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, об удовлетворении административных исковых требований.
Доводы жалобы о том, что решение суда подлежит отмене в связи недоказанностью обстоятельств осуществления ФИО1 политической деятельности, наличием признаков дискриминации, вмешательством в его право на свободу выражения мнения и право на частную жизнь, были проверены апелляционной инстанцией, и признаны неубедительными.
При этом апелляционной инстанцией правильно было отмечено, что заявитель, отрицая политическую деятельность ФИО1, не отрицает правильность установленных судом первой инстанции обстоятельств выражения ФИО1 мнения по указанным выше темам, которые в смысле, определяемом Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации", имеют признаки политической деятельности в интересах иностранных государств, в том числе Украины.
В судебных постановлениях верно указано, что применение к ФИО1 норм указанного Федерального закона не ставит его в менее неблагоприятное положение по сравнению с другими публичными деятелями, а потому не является дискриминацией.
Сбор информации в отношении ФИО1 не явился необоснованным вмешательством в его право на уважение частной жизни, т.к. такая информация распространялась самим ФИО1 и находилась в общем доступе.
Разрешая административный спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции обоснованно исходили из того, что распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации принято полномочным государственным органом, в пределах своей компетенции, распоряжение Минюста России не нарушает и не ограничивают права и свободы, указанные в статьях 19, 23, 29 и 30 Конституции Российской Федерации и нормах международного права и является соразмерным.
Выводы судебных инстанций судебная коллегия находит обоснованными и состоятельными, основанными на правильном толковании норм материального права, которые подтверждаются всей совокупностью собранных и исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств.
Доводы кассационной жалобы, полностью повторяющие аргументы административного иска и апелляционной жалобы, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, где получили надлежащую правовую оценку.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам.
Постановленные по делу судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Замоскворецкого районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя ФИО1 по доверенности ФИО7 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.