Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шеломановой Л.В, судей Корпачевой Е.С, Матина А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Черемушкинского районного суда города Москвы от 12 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 9 августа 2023 года по административному делу N 2а-610/2022 по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве об оспаривании решения и обязании осуществить действия.
Заслушав доклад судьи Корпачевой Е.С, объяснения по доводам кассационной жалобы ФИО1, возражения относительно доводов кассационной жалобы представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве по доверенности Панина А.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 29 марта 2022 года N об отказе в исправлении технической ошибки, возложении обязанности исправить данную ошибку.
Заявленные требования мотивировал тем, что является собственником садового дома с кадастровым номером N, общей площадью 125, 60 кв.м, инв. N, расположенного по адресу: "адрес", находящегося на земельном участке с кадастровым номером N.
Указанный объект недвижимости приобретен им на основании договора купли-продажи (купчая) земельного участка с садовым домом от 13 июля 2006 года, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права N, где назначение объекта недвижимости указано - "жилое".
В марте 2022 года из выписки из Единого государственного реестра недвижимости ему стало известно, что назначение принадлежащего ему объекта отображается как - "нежилое". Полагая, что органом государственной регистрации допущена техническая ошибка при переносе сведений, 24 марта 2022 года он обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве с заявлением об исправлении технической ошибки в базе данных Единого государственного реестра недвижимости путем приведения информации о назначении объекта недвижимости с кадастровым номером N в соответствие с назначением, указанным в свидетельстве о регистрации права собственности - "жилое".
Уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве от 29 марта 2022 года N в исправлении технической ошибки отказано, в связи с ее отсутствием.
Решением Черемушкинского районного суда города Москвы от 12 сентября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 9 августа 2023 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе, поступившей во Второй кассационный суд общей юрисдикции с делом 12 февраля 2024 года, ФИО1 ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела; неверное применение норм материального и процессуального права.
Ссылается, что в свидетельстве о государственной регистрации права, выданном Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Московской области 19 июля 2006 года, назначение принадлежащего ему объекта недвижимости указано - "жилое", что явно свидетельствует о наличии технической ошибки, допущенной при внесении сведений органом государственной регистрации, поскольку в отношении спорного объекта недвижимости какие-либо распорядительные акты, направленные на изменение назначения объекта недвижимости не принимались.
Возражения относительно доводов кассационной жалобы представлены не были.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия полагает, что при рассмотрении и разрешении заявленных требований такие нарушения имели место.
Отказывая в удовлетворении требований административного истца, суд первой инстанции исходил из того, что технической ошибки, об исправлении которой просит административный истец, не допущено, поскольку документов, подтверждающих жилое назначение спорного объекта недвижимости в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве не представлено, подобное назначение объекта не следует и из технических документов на него, в связи с чем перевод садового дома из "нежилого" в "жилой" подлежит, исходя из положений Федерального закона от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в порядке, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, садового дома жилым, жилого дома садовым домом", в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2018 года N 1653, которым внесен раздел VI.
С выводом суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Вместе с тем, при разрешении заявленных требований суды не учли следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее также - Закон N 218-ФЗ) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости, исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Как следует из материалов административного дела, ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1 000 кв.м, и расположенного на нем садового дома, общей площадью жилых помещений 125, 6 кв.м, жилой площадью 80, 7 кв.м, на основании договора купли-продажи (купчая) земельного участка с садовым домом от 5 июля 2006 года.
Указанный садовый дом принят в эксплуатацию на основании Акта приемочной комиссии о приемке законченного строительством индивидуального жилого дома в эксплуатацию от 16 сентября 2004 года, из которого следует, что садовый дом, общей площадью 126 кв.м, жилой площадью 80, 7 кв.м, построенный без разрешительных документов, принят в эксплуатацию.
Акт от 16 сентября 2004 года утвержден постановлением Главы Подольского района Московской области от 20 октября 2004 года N 1705.
Согласно техническому паспорту здания (строения) от 25 мая 2006 года садовый дом, общей площадью 126 кв.м, общей площадью жилых помещений 125, 6 кв.м, жилой площадью - 80, 7 кв.м, состоит из прихожей, двух коридоров, лестничной клетки, санузла, кухни, столовой, пяти жилых комнат и балкона, имеет водопровод, канализацию, отопление от электроприборов, ванные, души с горячей водой, горячее водоснабжение от колонок, электричество.
Государственная регистрация недвижимости в период приобретения ФИО1 садового дома осуществлялась на основании Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Свидетельство о государственной регистрации права N от 19 июля 2006 года на садовый дом, выданное ФИО1 органом государственной регистрации в соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", является документом, подтверждающим проведенную государственную регистрацию возникновения и перехода прав на недвижимое имущество.
При этом данный документ содержал сведения о назначении объекта недвижимости - "жилое", что согласуется с Правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 года N 219, в редакции, действовавшей на момент выдачи свидетельства и до 1 января 2015 года.
Правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, действовавшими в период с 1 января 2015 года до 1 января 2017 года, сведения об изменениях, внесенных в Единый государственный реестр прав, которые не влекут за собой прекращение или переход права на объект недвижимого имущества, ограничения (обременения) права на него, об изменении назначения объекта недвижимости, производятся отдельными записями с указанием документов, на основании которых они внесены.
Как следует из положений частей 1 - 3 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее также - Закон о регистрации недвижимости), в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. При этом к дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 этой статьи), сведения, которые в соответствии с частями 2 и 3 статьи 38 этого Федерального закона вносятся в уведомительном порядке, а также иные сведения, предусмотренные поименованным законом.
Дополнительные сведения об объекте недвижимости могут изменяться в порядке государственного кадастрового учета в случаях, предусмотренных приведенным федеральным законом, в том числе сведения о назначении здания (нежилое, жилое, многоквартирный дом, жилое строение, садовый дом), если объектом недвижимости является здание; о назначении помещения (жилое, нежилое), если объектом недвижимости является помещение; о наименовании здания при наличии такого наименования.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об изменении назначения здания, сооружения, помещения (пункты 9, 10, 11 части 5 статьи 8, пункт 5.1 части 1 статьи 32 Закона о регистрации недвижимости).
Вместе с тем, из материалов дела следует, что на 18 марта 2022 года в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о том, что назначение садового дома, площадью 125, 6 кв.м, принадлежащего ФИО1, указано как "нежилое".
Однако, в материалах дела отсутствуют сведения об изменении назначения спорного объекта недвижимости с "жилого" на "нежилое", либо об исправлении технической ошибки, допущенной при выдаче свидетельства о государственной регистрации права.
Согласно Федеральному закону от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 217-ФЗ), вступившему в силу с 1 января 2019 года:
расположенные на садовых земельных участках здания, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости до дня вступления в силу Закона N 217-ФЗ с назначением "жилое", "жилое строение", признаются жилыми домами (часть 9 статьи 54);
расположенные на садовых земельных участках здания, сооружения, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости до дня вступления в силу Закона N 217-ФЗ с назначением "нежилое", сезонного или вспомогательного использования, предназначенные для отдыха и временного пребывания людей, не являющиеся хозяйственными постройками и гаражами, признаются садовыми домами (часть 11 статьи 54).
В свою очередь, при разрешении заявленных требований судом первой инстанции не были учтены положения федерального законодательства о государственной регистрации объектов недвижимости, действовавшего в период возникновения спорных правоотношений, не установлены основания изменения назначения спорного объекта недвижимости, а также какие сведения о назначении спорного объекта недвижимости являлись достоверными на 1 января 2019 года - дата вступления в законную силу Закона N 217 - ФЗ.
Судом апелляционной инстанции приведенные недостатки также не устранены.
При таких обстоятельствах принятые по делу судебные акты, в связи с допущенными судами первой и апелляционной инстанций существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход административного дела, нельзя признать законными, они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение по существу в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное выше и разрешить дело в соответствии с требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Черемушкинского районного суда города Москвы от 12 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 9 августа 2023 года отменить, административное дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 7 марта 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.