Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Лысовой Е.В, судей Анненковой К.К, Шамрай М.С, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Погореловой Марины Александровны к Государственному учреждению Луганской Народной Республики - Управление Пенсионного фонда Луганской Народной Республики в Славяносербском районе о включении периодов трудовой деятельности в стаж для назначения пенсии за выслугу лет, признании незаконным и отмене решения об отказе в назначении пенсии за выслугу лет, назначении досрочной пенсии по старости, по кассационной жалобе Погореловой Марины Александровны на решение Славяносербского районного суда Луганской Народной Республики от 10 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Луганской Народной Республики от 19 октября 2023 года, Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Анненковой К.К,
УСТАНОВИЛА:
30.05.2023 года Погорелова М.А. обратилась в суд с иском к ГУ ЛНР - УПФ ЛНР в Славяносербском районе о включении периода работы с 03.08.2015 года по 02.02.2022 года в специальный трудовой стаж для назначения пенсии за выслугу лет, признании незаконным и отмене решения ответчика от 31 марта 2022 года об отказе в назначении пенсии, возложении обязанности назначить пенсию со 02.02.2022 года.
В обоснование заявленных требований ссылалась на то, что после окончания в 1993 году Лисичанского медицинского училища работала медицинской сестрой с 1993 года по 2015 год в Славяносербском РТМО, с 03.08.2015 года по настоящее время работает медицинской сестрой ГУ Луганской Народной Республики "Славяносербский психоневрологический интернат", имеет высшую квалификационную категорию.
02.02.2022 обратилась с заявлением и необходимыми документами в ГУ ЛНР - УПФ ЛНР в Славяносербском районе для назначения пенсии за выслугу лет, поскольку полагала, что необходимый страховой стаж составил 30 лет 6 месяцев 25 дней, а специальный стаж медицинской деятельности в сфере здравоохранения 22 года 4 месяца 17 дней.
Решением ГУ ЛНР - УПФ ЛНР в Славяносербском районе от 31.03.2022 года N 23 в назначении пенсии за выслугу лет в соответствии со статьей 55 Закона Украины "О пенсионном обеспечении" отказано в связи с отсутствием необходимого специального стажа работы.
Не соглашаясь с указанным решением, истец указала, что в соответствии с Уставом "Славяносербский психоневрологический интернат" относится к ведению Министерства труда и социальной политики ЛНР и принимает на государственное содержание инвалидов первой и второй группы и престарелых людей с психоневрологическими заболеваниями, что соответствует указанному наименованию учреждения: "Интернатные учреждения для инвалидов, детей- инвалидов и престарелых" в Перечне организаций и учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты и должностей, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном постановлением КМУ N 909 от 04.11.1993 года, учреждение имеет лицензию Министерства здравоохранения Луганской Народной Республики от 02.11.2020 года на осуществление медицинской деятельности, на проживании в интернате находятся подопечные с психоневрологическими заболеваниями, нуждающиеся в постороннем уходе, бытовом и медицинском обслуживании: инвалиды 1, 2, 3 групп и люди пожилого возраста.
Решением Славяносербского районного суда Луганской Народной Республики от 10 августа 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Луганской Народной Республики от 19 октября 2023 года, в удовлетворении исковых требований Погореловой М.А. отказано.
В кассационной жалобе Погорелова М.А. просит отменить судебные постановления, принять новое решение об удовлетворении иска, ссылается на то, что несправедливым является применение судами нормативно-правовых актов и законов Украины, не предусматривающих пенсионирование медицинских сотрудников в новых учреждениях, созданных на территории ЛНР, закон ЛНР о пенсионном обеспечении, содержащий свой перечень организаций и учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты, и должностей, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет, отсутствует, положения, содержащиеся в Уставе ГУ ЛНР "Славяносербский психоневрологический интернат", не могут служить основанием для отказа в признании трудового стажа с 03.08.2015 года по 02.02.2022 года льготным и назначении пенсии за выслугу лет в таком учреждении и виду её медицинской деятельности, правовой статус учреждения не должен влиять на пенсионное право. Исходя из положения действия законодательства во времени полагает возможным применить законодательство, которое улучшает её положение, т.е. законодательство Российской Федерации на основании Федерального конституционного закона Российской Федерации от 04.10.2022 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Луганской Народной Республики", суд обязан был руководствоваться нормами российского законодательства о пенсионном обеспечении при рассмотрении данного дела, поскольку нормы материального права Украины не действуют на территории Российской Федерации.
В судебное заседание кассационного суда лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, после объявленного 20 февраля 2024 года перерыва не явились.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность судебных постановлений в пределах доводов кассационной жалобы по правилам части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд не находит оснований для отмены судебных постановлений.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушений судами при разрешении данного спора не допущено.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Погорелова М.А, ДД.ММ.ГГГГ 02.02.2022 года обратилась с заявлением в ГУ JIHP - УПФ ЛHP в Славяносербском районе о назначении пенсии за выслугу лет, приложив необходимый пакет документов для назначения досрочной пенсии.
Решением ГУ JIHP - УПФ JIHP в Славяносербском районе N 23 от 31.03.2022 года истцу отказано в назначении пенсии за выслугу лет в соответствии со ст. 55 Закона Украины "О пенсионном обеспечении" в связи с отсутствием необходимого специального стажа работы.
Из представленных в материалы дела письменных обращений истца от 07.04.2022 года, 27.05.2022 года, 04.07.2022 года, 25.07.2022года, 09.11.2022 года в Пенсионный фонд Луганской Народной Республики, Министерство труда и социальной политики Луганской Народной Республики, к депутату Народного Совета Луганской Народной Республики, в Администрацию Славяносербского района Луганской Народной Республики, по вопросу отмены незаконного решения ГУ ЛНР - УПФ ЛНР в Славяносербском районе N 23 от 31.03.2022 года и ответов от 03.05.2022, 28.06.2022, 11.08.2022, 19.08.2022, N 30.08.2022, 30.11.2022 следует, что оснований для назначения истцу досрочной пенсии по пенсионному законодательству Украины не имеется.
Из справки N9 от 13.01.2022 года, выданной ГУ ЛНР Славяносербский психоневрологический интернат", Погорелова М.А. работает в должности сестры медицинской с 03.08.2015 года по настоящее время, согласно справки N 37 от 16.03.2022 года, выданной ГУ "Славяносербское территориальное медицинское объедение" Луганской Народной Республики, Погорелова М.А. работала в должности сестры медицинской с 13.09.1993 года по 12.01.2015 года.
Согласно справке N 74 от 23.03.2023 года, выданной ГУ ЛНР "Славяносербский психоневрологический интернат", по состоянию на 22.03.2023 года в данном учреждении на проживании состоит всего 389 человек, из них: недееспособных - 100 чел.; инвалиды - I группы - 81 чел.; инвалиды - II группы - 288 чел.; инвалиды - III группы - 4 чел.; пожилого возраста - 16 чел.
Записями в трудовой книжке серии БТ-П N 3645727 от 02.08.1993 года факт работы Погореловой М.А в медицинских учреждениях медицинской сестрой подтверждается, из трудовой книжки серии АН N 263771 от 03.08.2015 года Погореловой М.А также следует, что она работает медицинской сестрой с 03.08.2015 года в ГУ ЛНР "Славяносербский психоневрологический интернат" по настоящее время.
Из Устава ГУ ЛНР "Славяносербский психоневрологический интернат" утвержденного приказом Министерства труда и социальной политики Луганской Народной Республики N 83 от 22.05.2017 года, следует, что учреждение является государственным и относится к объектам государственной собственности Луганской Народной Республики и к ведению Министерства труда и социальной политики Луганской Народной Республики, которое осуществляет функции и полномочия учредителя учреждения, основными целью и предметом деятельности учреждения являются обеспечение надлежащих условий постоянного проживания психически больных граждан, которые нуждаются в постороннем уходе, а также бытовом и медицинском обслуживании.
В учреждение принимаются на государственное содержание лица с нарушением интеллектуального развития и/или с нарушением психики и поведения, лица с заболеванием нервной системы, достигшие пенсионного возраста, инвалиды первой и второй группы с психоневрологическими заболеваниями старше 18 лет, которые по состоянию здоровья нуждаются в постороннем уходе, бытовом обслуживании, медицинской помощи, оказании реабилитационных услуг и которым не противопоказано пребывание в интернате в соответствии с медицинскими показаниями и противопоказаниями к приему в интернатные учреждения, не зависимо от наличия родителей или родственников или опекунов/попечителей, обязанных их содержать согласно действующего законодательства Луганской Народной Республики.
Аналогичные положения содержатся и в Уставе ГУ ЛНР "Славяносербский психоневрологический интернат", утвержденном приказом Министерства труда и социальной политики Луганской Народной Республики N 137 от 19.08.2020 года.
Согласно лицензии Министерства здравоохранения Луганской Народной Республики N МД-00450 от 02.11.2020 года и приложения к ней N 001, ГУ ЛНР "Славяносербский психоневрологический интернат" осуществляет медицинскую деятельность согласно приложению к лицензии.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, применив к спорным правоотношениям действующее на дату обращения истца за назначением пенсии законодательство ЛНР и Украины, исходил из того, что медицинская деятельность истца в психоневрологическом интернате не предусмотрена к зачету в специальный стаж для назначения льготной пенсии, поскольку наименование учреждения, а также его Уставная деятельность не относят его к интернатным учреждениям, предназначенным исключительно для инвалидов, детей-инвалидов и престарелых, где сотрудники имеют право на льготную пенсию.
При этом суд руководствовался Перечнем организаций и учреждений образования, здравоохранения и социальной за к зачету в специальный стажщиты и должностей, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением КМУ N 909 от 04.11.1993 года, положениями ст. 86 гл. 10 Переходных положений Конституции Луганской Народной Республики, ст. 1 Закона Луганской Народной Республики от 27.03.2015 года N 14 -II "О назначении и выплате пенсий на территории Луганской Народной Республики", постановлением Правительства Луганской Народной Республики N 1016/21 от 30.11.2021 года "Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан", п. "е" ст. 55, 60 Закона Украины "О пенсионном обеспечении".
Суд апелляционной инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы истца о наличии у неё права на досрочное назначение пенсии по пенсионному законодательству Украины, указал на их ошибочность, поскольку в соответствии с разделом 3 Перечня организаций и учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты и должностей, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением КМУ N 909 от 04.11.1993 года, право на пенсию за выслугу лет имеют медицинские работники (независимо от наименования должностей), работающие в интернатных учреждениях для инвалидов, детей-инвалидов и престарелых, работа по специальности в учреждениях и на должностях, предусмотренных данным перечнем, дает право на пенсию независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности учреждения.
Приказом Министерства здравоохранения Украины от 28.10.2002 N 385 утвержден Перечень учреждений здравоохранения, лечебных, провизорских должностей и должностей младших специалистов с фармацевтическим образованием в учреждениях здравоохранения, согласно которому ни к учреждениям медико-социальной защиты ни к учреждениям здравоохранения психоневрологический интернат не отнесен, наличие лицензии Минздрава ЛНР от 02.11.2020 года не влияет на отнесение учреждения к медицинскому, поэтому доводы истца о том, что основанием для отказа в назначении пенсии послужил правовой статус учреждения, основаны на неверной субъективной оценке обстоятельств дела, не опровергают правильности выводов суда первой инстанции о том, что работа медицинской сестрой в психоневрологическом интернате не дает права на назначение льготной пенсии по пенсионному законодательству Украины.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции полагает необходимым согласиться с выводами судебных инстанций, основанными на правильном применении норм материального права, действующих на дату возникновения спорных правоотношений (2 февраля 2022 года), вопреки доводам кассационной жалобы истца оснований для применения норм пенсионного законодательства Российской Федерации в рассматриваемом случае у суда не имелось, поскольку оценка пенсионных прав Погореловой М.А. территориальным пенсионным органом производилась по Закону Украины о пенсионном обеспечении, оспариваемое решение пенсионного органа от 31 марта 2022 года не содержит выводов об отсутствии у истца права на досрочное назначение пенсии в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В силу положений п. 1 ст. 14 Федерального конституционного закона от 04.10.2022 года N 6-ФКЗ граждане Луганской Народной Республики, граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживавшие на территории Луганской Народной Республики на день принятия в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образования в составе Российской Федерации нового субъекта, приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 5 настоящего Федерального конституционного закона или в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, имеют право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных социальных выплат, льгот в натуральной форме и на охрану здоровья.
Гражданам и лицам, указанным в ч. 1 настоящей статьи, постоянно проживающим на территории Луганской Народной Республики, гарантируется предоставление пенсий, пособий, компенсаций и иных социальных выплат, льгот в натуральной форме в размерах (объемах), установленных актами Луганской Народной Республики на день принятия в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образования в составе Российской Федерации нового субъекта, вплоть до принятия федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих особенности предоставления пенсий, пособий, компенсаций и иных социальных выплат, льгот в натуральной форме таким гражданам и лицам (п. 2 ст. 14 ФКЗ от 04.10.2022 года N 6-ФКЗ).
Особенности предоставления пенсий, пособий, компенсаций и иных социальных выплат, льгот в натуральной форме таким гражданам и лицам установлены Федеральным законом от 17.02.2023 года N 17-ФЗ "Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области", вступившим в законную силу с 01.03.2023 года, за исключением положений в части регистрации граждан в системе персонифицированного учета и порядка предоставления таких сведений, вступивших в законную силу с 01.01.2023 года.
В соответствии со статьей 2 17-ФЗ граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства вправе обратиться за установлением, пересмотром в соответствии с законодательством Российской Федерации пенсий и (или) иных выплат, устанавливаемых к пенсии. При обращении за установлением, пересмотром пенсий и (или) иных выплат, устанавливаемых к пенсии, в период с 1 марта 2023 года по 29 февраля 2024 года такие пенсии и (или) выплаты устанавливаются, пересматриваются с 1 марта 2023 года, при обращении в период с 1 марта 2024 года по 31 декабря 2024 года - на двенадцать месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за установлением, пересмотром пенсии и (или) иной выплаты, устанавливаемой к пенсии, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на пенсию и (или) выплату, за исключением назначения, перерасчета размера дополнительного социального обеспечения.
Поскольку Погорелова М.А. в порядке, предусмотренном вышеуказанным законом, в пенсионные органы Российской Федерации, созданные в марте 2023 года на территории ЛНР, для оценки пенсионных прав не обращалась, решение пенсионным органом с применением Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по её заявлению об установлении досрочной страховой пенсии по старости с необходимым пакетом документов не принималось, судами спор правильно разрешен с применением пенсионного законодательства Украины.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с произведенной судами оценкой обстоятельств дела, доказательств сами по себе поводом для отмены вступивших в законную силу судебных постановлений в кассационном порядке не являются, поскольку суд кассационной инстанции в силу императивного ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не вправе давать иную оценку установленным судами обстоятельствам дела и собранным в нем доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, способных повлечь безусловную отмену судебных постановлений или повлиять на их законность и обоснованность, судами по настоящему делу не допущено.
Ввиду вышеизложенного оснований для удовлетворения кассационной жалобы истца у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Славяносербского районного суда Луганской Народной Республики от 10 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Луганской Народной Республики от 19 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Погореловой Марины Александровны - без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.