Областное Собрание депутатов постановляет:
Отчет комитета по законодательству и местному самоуправлению областного Собрания депутатов за период с февраля 2004 года по март 2005 года принять к сведению.
Исполняющий полномочия председателя
областного Собрания депутатов |
В.Г.Каленский |
Отчет
комитета по законодательству и местному самоуправления областного
Собрания депутатов за период с февраля 2004 года по март 2005 года
Работа комитета за отчетный период была направлена на совершенствование законодательства области, приведение его в соответствие с федеральным законодательством по вопросам развития местного самоуправления, государственной и муниципальной службы, административно-территориального устройства области, судебной и выборной системы, законности, правопорядка, общественной безопасности на территории области.
За отчетный период проведено 21 заседание комитета, на них рассмотрено 113 вопросов, из них 46 законопроектов.
В качестве законодательной инициативы комитетом были внесены 8 проектов законов, которые приняты областным Собранием депутатов и подписаны Главой Администрации области, это такие как:
"О внесении изменений и дополнений в Закон Псковской области "Избирательный кодекс Псковской области";
"О внесении изменений в статью 15 Закона Псковской области "О статусе депутата Псковского областного Собрания депутатов";
"О признании утратившим силу Закона Псковской области "О порядке отзыва депутата Псковского областного Собрания депутатов";
"О представителях общественности в квалификационной коллегии судей Псковской области" - внесен депутатами комитета Подзноевым Г.С. и Яниковым В.Н.;
"О внесении изменений в Закон Псковской области "О Псковском областном Собрании депутатов";
"О внесении изменений в Закон Псковской области "О мировых судьях в Псковской области";
"О внесении изменений в статью 3 Закона Псковской области "Особенности организации местного самоуправления на территории Псковской области";
"О внесении изменений в Закон Псковской области "О статусе депутата Псковского областного Собрания депутатов".
В основном вышеназванные законопроекты были подготовлены в целях приведения областного законодательства в соответствие с федеральным в связи с внесением изменений и дополнений в федеральное законодательство.
Проект закона Псковской области "О представителях общественности в квалификационной коллегии судей Псковской области" был разработан в соответствен со статьей 11 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" и внесен в качестве законодательной инициативы председателем и заместителем председателя комитета.
Согласно пункту 1 статьи 11 вышеназванного Федерального закона квалификационные коллегии судей формируются из числа судей федеральных судов, судей судов субъектов Российской Федерации, представителей общественности, представителей Президента Российской Федерации.
Представители общественности в квалификационной коллегии судей субъекта Российский Федерации назначаются законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, определяемом законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 11 названного Федерального закона). Квалификационная коллегия судей субъекта Российской Федерации формируется по нормам представительства, определенным пунктом 4 статьи 11 названного Федерального закона, согласно которому в состав квалификационной коллегии судей входят семь представителей общественности.
Законом области определяется также порядок назначения представителей общественности в квалификационной коллегии судей Псковской области, включающий в себя требования, предъявляемые к представителям общественности, порядок внесения в областное Собрание депутатов предложений по кандидатам на назначение представителями общественности, по сроку полномочий представителя общественности и их досрочному прекращению.
Проект закона был поддержан председателями областного суда, Арбитражного суда и военно-гарнизонного суда. Положительное заключение получено было от Управления Минюста России по Псковской области. Принят был Закон областным Собранием депутатов в марте 2004 года.
В соответствии с вышеназванным Законом области в июне, затем дополнительно в сентябре был объявлен отбор кандидатов на назначение представителей общественности в квалификационную коллегию судей области. В результате поступили заявления и полные комплекты документов от 9 кандидатов. Депутатами комитета совместно с юридическим отделом областного Собрания депутатов была проведена проверка представленных документов на соответствие требованиям Закона области. Все кандидатуры были рассмотрены на заседании комитета и внесены на сессию областного Собрания для проведения по ним тайного голосования. По результатам тайного голосования были назначены 6 представителей общественности, 3 кандидатам было отказано.
Вопросы функционирования судебной системы области находятся на постоянном контроле в комитете.
Периодически в связи с изменениями федерального законодательства вносятся изменения в Закон области "О мировых судьях в Псковской области".
Областным судом по представлению квалификационной коллегии судей области было внесено 18 кандидатур на назначение на должности мировых судей судебных участков области. Все материалы по кандидатурам предварительно рассматриваются председателем и заместителем председателя комитета, на заседании комитета по каждой кандидатуре проходит обсуждение и принимается решение. Все 18 кандидатур были рекомендованы комитетом к назначению на должности мировых судей. В результате тайного голосования Собранием депутатов назначено 17 мировых судей области, из них 11 назначены повторно на пятилетний срок полномочий, 6 - впервые на трехлетний срок полномочий.
Одной кандидатуре отказано в назначении на должность мирового судьи.
В настоящий момент на рассмотрении в комитете имеются материалы по продлению срока полномочий еще на 5 мировых судей.
Институт мировых судей в области существует с 2002 года. Многие вопросы по обеспечению мировых судей остаются неразрешимыми из-за постоянного недофинансирования их деятельности.
Администрацией области был внесен в октябре 2004 года проект постановления областного Собрания депутатов "Об утверждении областной целевой программы "Развитие института мировых судей в Псковской области на 2005-2007 годы", по которому комитет провел большую работу. Эта целевая программа разработана в области впервые. Глазной целью ее является развитие и укрепление института мировых судей области, создание полноценных условий для осуществления независимой и эффективной деятельности мировых судей по обеспечению защиты прав и свобод граждан, обеспечение доступности судебной защиты для основной массы населения.
За три года существования института мировых судей обозначились проблемы, решение которых требует неотложных мер. Главное государственное управление области по обеспечению деятельности мировых судей и разработало областную целевую программу для того, чтобы методом программных мероприятий разрешить все наболевшие вопросы и создать достойные условия для деятельности мировых судей области.
В поддержку данной программы в адрес областного Собрания депутатов поступили письма от полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе И.И.Клебанова и от председателей областного суда А.В.Боднаря и городского суда Т.П.Синиловой.
В результате совместной работы членов комитета, специалистов юридического и контрольно-бюджетного отделов областного Собрания депутатов, Администрации области программа была подготовлена к принятию и принята в октябре областным Собранием депутатов. К сожалению, в Законе области "Об областном бюджете на 2005 год" вышеназванная программа не включена в перечень финансируемых программ на 2005 год.
Комитет провел большую работу по подготовке и принятию Закона области "О представителях Псковского областного Собрания депутатов в квалификационной коллегии при адвокатской палате Псковской области".
Главой Администрации области законопроект был внесен в апреле, но проект требовал тщательной доработки, депутаты комитета совместно с президентом адвокатской палаты области, юристами областного Собрания подготовили большое количество поправок, с учетом которых закон был принят в июле 2004 года.
Во исполнении Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" комитетом за отчетный период проводилась большая работа.
В январе 2004 года Главой Главой Администрации области был внесен в областное Собрание депутатов проект закона области "Особенности организации местного самоуправления на территории Псковской области" в целях обеспечения законности в деятельности глав районов, избранных после 08.10.2003 (дата вступления в силу вышеназванного Федерального закона). Предлагаемый законопроект в пределах компетенции субъекта Российской Федерации временно устанавливает некоторые особенности организации местного самоуправления на территории области в тех муниципальных образованиях, в которых до 01.01.2006 должны быть проведены выборы глав муниципальных образований.
Законопроект определяет наименование местной администрации района, города, волости, порядок назначения на должность лица, возглавляющего местную администрацию, если избранный на муниципальных выборах глава муниципального образования является председателем представительного органа местного самоуправления; вводит наименование должностей "Глава района - председатель представительного органа местного самоуправления", "Глава района - глава местной администрации", а также предусматривает временное решение вопросов денежного содержания и иных вопросов, связанных с осуществлением функций по этим должностям.
Законопроект был направлен во все органы местного самоуправления области. Поступившие от них замечания и предложения, рассматривались комитетом в рабочем порядке, согласовывались с представителями Администрации области. Комитетом была подготовлена таблица поправок, с учетом которой закон был принят областным Собранием депутатов в мае.
В июне в комитет обратился мэр города Пскова с предложением о внесении изменений в Закон по уточнению наименования должности "Мэр города - глава местной администрации".
В июле комитет вышел с законодательной инициативой по внесению изменений в статью 3 Закона области "Особенности организации местного самоуправления на территории Псковской области" и закон был принят областным Собранием депутатов.
В ноябре - декабре 2004 года в областное Собрание депутатов были внесены соответственно законопроекты "О границах и статусе муниципальных образований на территории Псковской области" и "Об установлении границ и статусе вновь образуемых муниципальных образований на территории Псковской области".
Первым законопроектом утверждаются границы уже существующих на территории области 24 районных и 2 городских муниципальных образований и им придается статус соответственно "муниципальный район" и "городской округ". Законопроект был направлен комитетом во все муниципальные образования для внесения поправок. Поправки от муниципалитетов, в основном, касались технической стороны (орфографические ошибки и ошибки в наименованиях населенных пунктов). Главы районов, Струго-Красненского и Плюсского, пришли к взаимному решению по изменению границы, проходящей по озеру Черное.
Впервые поправки были оговорены на комитете с приглашением глав районов и мэров городов и в феврале 2005 года закон был принят в целом с учетом подготовленной комитетом таблицы поправок.
Законопроект области "Об установлении границ и статусе вновь образуемых муниципальных образований на территории Псковской области" был принят в первом чтении 16 декабря 2004 года и была создана рабочая группа. Законопроектом образовано 232 муниципальных образований, из них 26 - придан статус "городские поселения" (22 - райцентры, 4 новые - Идрица и Сосновый Бор Себежского района; Заплюсье Плюсского района; Красный Луч Бежаницкого района); 206 - придан статус "сельское поселение".
От глав муниципальных образований поступили по законопроекту поправки, в основном, технического характера (ошибки в наименовании населенных пунктов и орфографии).
От Администрации области поступили поправки на уменьшение количества сельских поселений на 14 единиц, в том числе по: Дедовичскому району - 1; Опочецкому району - 2; Островскому району - 1; Порховскому району - 3; Псковскому району - 1; Пустошкинскому району - 3; Пыталовскому району - 1; Себежскому району - 1; Струго-Красненскому району - 1. Таким образом, в области планируется образование 192 сельских поселений. До принятия Закона существовало 247 администраций сельских волостей и 8 администраций поселков.
По данному законопроекту в областное Собрание депутатов поступили многочисленные обращения граждан:
1. Жители Юрковской волости Дновского района обратились в связи с присоединением населенных пунктов Юрковской волости в Лукомскую волость и определения административным центром - деревню Лукомо.
Жители просят сохранить прежнее название волости с центром в деревне Большое Юрково.
2. Жители деревень Болгатовской волости Опочецкого района обратились с просьбой оставить административный центр волости в д. Болгатово, а не в д. Лаптево как указано в проекте.
3. Жители четырех населенных пунктов Псковского района (Большая Новая Гоголевка, Малая Гоголевка, Опочицы) обратились с просьбой оставить данные населенные пункты в Завеличенской волости, а не в Тямшанской, как указано в законопроекте.
4. Жители деревень Новой волости Пустошкинского района просят сохранить Новую волость, а не присоединять к Пригородной волости, как было прописано в поправке Администрации области к законопроекту.
Все обращения жителей области внимательно изучались на заседании рабочей группы к на заседании комитета с приглашением всех глав муниципальных образований и председателей районных Собраний депутатов. Было предложено глазам муниципальных образований и представительным органам Дновского, Опочецкого, Псковского и Пустошкинского районов дополнительно проработать вопросы, поднимаемые в обращениях граждан, и прийти к обоюдоприемлемым соглашениям.
Обращение граждан Юрковской волости Дновского района было рассмотрено Собранием депутатов района и принято решение - сохранить наименование волости и административный центр как указано в законопроекте.
Обращение жителей Болгатовской волости было рассмотрено Собранием депутатов Опочецкого района 10 марта 2005 года, но просьба жителей не удовлетворена.
22 февраля на заседании Собрания депутатов Псковского района было принято решение оставить в Завеличенской волости населенный пункт Опочицы, а три населенных пункта (Большая Гоголевка, Новая Гоголевка, Малая Гоголевка) отнести к Тямшанской волости.
Собрание депутатов Пустошкинсксто района 22 февраля 2005 года приняло постановление, согласно которому Собрание ходатайствует перед областным Собранием депутатов об образовании на территории района семи сельских поселений, в том числе: Алольской, Забельской, Гультяевской, Новой, Пригородной, Шалаховской, Щукинской волостей и одного городского поселения "г. Пустошка".
Также комитетом тщательно изучался вопрос, не пострадает ли население населенных пунктов, которые при укрупнении волостей переданы из одной волости в другую, в части прописки, документов на земельные участки и имущество. Были сделаны запросы в Управление федеральной регистрационной службы по Псковской области, паспортно-визовое Управление УВД области, федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Псковской области, управление ГИБДД УВД области с приглашением руководителей служб на заседание комитета. На комитете представители муниципальных образований получили ответы от руководителей выше обозначенных служб.
С учетом решений органов местного самоуправления муниципальных образований комитетом была подготовлена таблица поправок для принятия законе проекта во втором чтении. Закон области был принят областным Собранием депутатов в феврале.
В настоящий момент комитет работает над двумя законопроектами в рамках реализации Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Законопроект области "О наименованиях органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления муниципальных образований в Псковской области подготовлен в целях реализации требований Федерального закона в части установления наименования представительных органов муниципальных образований, глав муниципальных образований, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований) муниципальных образований в Псковской области.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 34 Федерального закона наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) устанавливаются законом субъекта Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.
Указанный законопроект разработан с учетом поступивших от муниципальных образований области предложений о статусе и наименованиях муниципальных образований городских и сельских поселений.
Наименования органов местного самоуправления и должности главы муниципального образования определяются с учетом статуса муниципального образования, независимо от способа избрания главы муниципального образования и численности населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования.
Проект закона "Об организационном обеспечении выборов органов местного самоуправления во вновь образованных муниципальных образованиях Псковской области" разработан в целях реализации на территории области положений части 1 статьи 85 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которым органы государственной власти субъектов Российской Федерации в срок до 31 марта 2005 года законом субъекта Российской Федерации устанавливают численность депутатов представительных органов первого созыва вновь образованных муниципальных образований, срок их полномочий и определяют дату выборов, а также сроки полномочий и дату выборов глав вновь образованных муниципальных образований на основании предложений глав действующих муниципальных образований.
Численность депутатов представительных органов поселений приводится в приложении к законопроекту и зависит от численности населения, проживающего на территории поселения и от возможных схем проведения выборов, т.е. проведение выборов с применением одно- или многомандатных округов.
Комитет работает над законопроектами и готовит их к принятию в целом на сессии областного Собрания депутатов в марте 2005 года.
В комитете на постоянном контроле находится Закон Псковской области "Об административных правонарушениях на территории Псковской области", принятый в апреле 2003 года. В декабре 2003 года на заседании комитета был рассмотрен вопрос о ходе реализации данного Закона с приглашением представителей органов местного самоуправления муниципальных образований области, УВД области, областного суда, Управления судебного департамента, где были высказаны предложения о том, что требуется внесение изменений и дополнений в Закон области, в частности, по усилению ответственности по статье 2.9 "Изготовление, хранение, перевозка с целью сбыта спиртосодержащей продукции домашней выработки".
20 апреля 2004 года комитетом была образована рабочая группа из представителей областного Собрания депутатов, Администрации области, прокуратуры области, Управления внутренних дел области, Главного управления по делам ГО и ЧС области для подготовки проекта закона по внесению изменений в Закон области "Об административных правонарушениях Псковской области". В рабочую группу поступили два законопроекта по внесению изменений от Администрации области и депутата областного Собрания Собрания депутатов П.А.Николаева. Рабочей группой была подведена большая работа по подготовке единого законопроекта, в июне Закон был принят.
Вопросы правопорядка, законности и борьбы с преступностью неоднократно рассматривались комитетом в рамках областной целевой программы "Комплексные меры по усилению борьбы с преступностью в Псковской области".
В ноябре 2004 года комитет совместно со специалистами юридического и контрольно-бюджетного отделов областного Собрания депутатов, Администрации области работали над проектом программы на 2005-2008 годы. С учетом таблицы поправок, подготовленной комитетом, программа была принята областным Собранием депутатов.
В связи с необходимостью усилить государственный контроль за миграционными процессами в целях защиты конституционных прав и свобод российских граждан и лиц, законно находящихся на территории Псковской области, председателем комитета Г.С.Подзноевым был подготовлен и внесен в качестве законодательной инициативы проект закона Псковской области "О мерах по пресечению незаконной миграции в Псковской области". Принятие этого закона необходимо в связи с приграничным положением Псковской области, вступлением в НАТО государств Балтии, с которыми область граничит.
Кроме того, в связи с усилением деятельности международного терроризма и активными действиями государства в сфере борьбы с международным терроризмом необходимо усилить контроль за процессами нелегальной миграции.
Наличие войсковых частей, дислоцированных на территории области, которые принимают участие в контртеррористической операции в Северо-Кавказском регионе, также обуславливает необходимость принятия специальных мер по борьбе с нелегальной миграцией.
Для более тщательной доработки законопроекта была комитетом создана рабочая группа из представителей областного Собрания депутатов, Администрации области, прокуратуры области, Управления внутренних дел области, Управления по делам миграции УВД области, территориального отдела "Псков" Северо-Западного регионального управления Федеральной пограничной службы Российской Федерации. Рабочая группа работала в течение нескольких месяцев, в результате работы появился доработанный законопроект с учетом предложений Управления внутренних дел и Управления по делам миграции УВД области. Специалисты Управления внутренних дел области и Управления по делам миграции единогласно отмечали своевременность и актуальность принятия данного законопроекта, т.к. на федеральном уровне вопросы, поднимаемые в проекте, не урегулированы и это не позволяет органам внутренних дел бороться с явлениями незаконной миграции в области.
Но, к сожалению, нормы федерального законодательства не позволяют субъектам Российской Федерации принимать законодательные акты по данным вопросам. Было принято решение направить законопроект в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в качестве предложений для подготовки федерального законодательства по вопросам незаконной миграции и борьбы с терроризмом. Время показывает, что многие нормы, подготовленные комитетом в рамках законопроекта, находят отражение в Федеральном законодательстве.
В настоящее время комитет работает по инициативе председателя комитета Г.С.Поздноева над законопроектами по отзыву депутатов областного Собрания депутатов, представительных органов местного самоуправления, глав муниципальных образований области. Для их подготовки образована рабочая группа из представителей областного Собрания, Администрации области, прокуратуры области, Управления Минюста России по области, Ассоциации муниципальных образований. Принятие данных законопроектов приведет общество к дальнейшему развитию демократии и повышению ответственности областных и районных депутатов, должностных лиц перед избирателями.
Заместителем председателя комитета В.Н.Яниковым совместно со специалистами областного Собрания депутатов проведена работа по подготовке предложений и замечаний к проекту федерального закона N 9308-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", внесенному в Государственную Думу Президентом Российской Федерации, в части назначения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Был подготовлен большой объем предложений и замечаний, многие из которых были учтены при принятии Федерального закона.
Комитет также высказывал свое мнение по Федеральному закону от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ по так называемой "монетизации льгот". Члены комитета принимали активное -участие в подготовке обращений областного Собрания депутатов по данному вопросу к Президенту Российской Федерации, Председателю Правительства Российской Федерации, председателям Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации с просьбой пересмотреть объем дотаций на сбалансированность бюджета, исходя из необходимости увеличения размера денежных компенсаций льготным категориям граждан, включая многодетные семьи, исходя из минимальной дополнительной суммы 200 млн. рублей.
Внесено предложение рассмотреть возможность передачи функций финансирования ежемесячных денежных выплат ветеранам труда, труженикам шла и репрессированным лицам с уровня субъектов Российской Федерации на федеральный уровень с установлением размера данных выплат, обеспечивающих полную компенсацию отмененных льгот для данных категорий граждан.
В своей работе комитет активно взаимодействует с комитетами и управлениями, Администрации области, прокуратурой области, Управлением Минюста России по Псковской области, Ассоциацией муниципальных образований.
Заседание комитета проходят регулярно, не реже одного раза в месяц. Все члены комитета принимают активное участие в подготовке и проведении заседания комитета, одновременно проводя большую работу в избирательных округах. Отчеты о работе депутатов в избирательных округах публикуются в районных средствах массовой информации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Псковского областного Собрания депутатов от 31 марта 2005 г. N 1045 "Об отчете комитета по законодательству и местному самоуправлению областного Собрания депутатов за период с февраля 2004 года по март 2005 года"
Текст постановления официально опубликован не был