Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Мальцева Е.Г., рассмотрев жалобу законного представителя государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калининградской области "Гурьевская центральная районная больница" ФИО9 на вступившие в законную силу постановление начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Гурьевскому городскому округу управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Калининградской области - главного государственного инспектора Гурьевского городского округа по пожарному надзору от 22.12.2022 N100/4-12-7, решение судьи Гурьевского районного суда Калининградской области от 31.05.2023 N12-96/2023, решение судьи Калининградского областного суда от 22.08.2023 N7А-106/2023, состоявшиеся в отношении государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калининградской области "Гурьевская центральная районная больница" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Гурьевскому городскому округу управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Калининградской области - главного государственного инспектора Гурьевского городского округа по пожарному надзору от 22.12.2022 N100/4-12-7 государственное бюджетное учреждение здравоохранения Калининградской области "Гурьевская центральная районная больница" (далее - ГБУЗ КО "Гурьевская ЦРБ") привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Решением судьи Гурьевского районного суда Калининградской области от 20.02.2023 N12-17/2023 приведенное постановление отменено, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ГБУЗ КО "Гурьевская ЦРБ" прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Решением судьи Калининградского областного суда от 12.04.2023 N7А-55/2023 приведенное судебное решение отменено, дело возвращено на новое рассмотрение в Гурьевский районный суд Калининградской области.
Решением судьи Гурьевского районного суда Калининградской области от 31.05.2023 N12-96/2023, оставленным без изменения решением судьи Калининградского областного суда от 22.08.2023 N7А-106/2023, приведенное постановление изменено, исключено из постановления указание па нарушения требований пожарной безопасности, выразившиеся в том, что: ширина эвакуационного выхода в здании больницы, ведущего на улицу (левое крыло), выполнена не в соответствии с пунктом 5.1.4. СП 1.13130.2020 "Свод правил "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", и составила менее 1.2 м; на объект защиты разработана декларация пожарной безопасности с отступлениями от требований действующего законодательства; в здании больницы не предусмотрено ограждение на кровле в соответствии с пунктом 7.16 СП 4.13130.2013 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара па объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям"; не обеспечена степень огнестойкости здания больницы не ниже 11, в соответствии с пунктом 6.7 19 СП 2.13130.2020 "Свод правил "Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты", не произведена конструктивная огнезащита несущих элементов мансардного этажа здания с пределом огнестойкости не менее R 90. а также конструктивная огнезащита несущих металлических конструкций крытого перехода между старым и новым корпусом в здании больницы с доведением их предела огнестойкости не менее R15, в остальной части постановление оставлено без изменений.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, законный представитель ГБУЗ КО "Гурьевская ЦРБ" Оконешников И.С. выражает несогласие с постановлением начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Гурьевскому городскому округу управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Калининградской области - главного государственного инспектора Гурьевского городского округа по пожарному надзору от 22.12.2022 N100/4-12-7, решением судьи Гурьевского районного суда Калининградской области от 31.05.2023 N12-96/2023, решением судьи Калининградского областного суда от 22.08.2023 N7А-106/2023, ставит вопрос об их отмене и направлении дела на новое рассмотрение, ссылаясь на незаконность привлечения к административной ответственности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 названного кодекса и частями 6, 6.1 и 7 данной статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (часть 1 статьи 1). Его положения обязательны для исполнения в частности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты (часть 2 статьи 1).
Как усматривается из материалов дела 24.11.2022 отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Гурьевскому городскому округу управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Калининградской области при проведении внепланового инспекционного визита в отношении ГБУЗ КО "Гурьевская ЦРБ", расположенного по адресу: Калининградская область, г.Гурьевск, Калининградское шоссе д.31, на предмет выполнения предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности от 25.11.2021 N86 выявлены нарушения:
1) в нарушение статей 53, 89 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ), пункта 23 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1497 (далее - Правила противопожарного режима) ширина путей эвакуации по лестницам, предназначенным для эвакуации людей, внутренних лестничных маршей не соответствует пункту 4.4.1. СП 1.13130.2020 "Свод правил "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пут и выходы", утвержденного Приказом МЧС РФ от 19.03.2020 N194, составляет менее 1, 35 м;
2) в нарушение статей 53, 89 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, пункта 23 Правил противопожарного режима двери, отделяющие лестничные клетки от поэтажных коридоров, не оборудованы приспособлением для самозакрывания и уплотнением в притворах в соответствии с пунктом 4.4.6. СП 1.13130.2020 "Свод правил "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденного Приказом МЧС РФ от 19.03.2020 N 194;
3) в нарушение статей 53, 89 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ ширина горизонтальных участков путей эвакуации общих коридоров в здании больницы выполнена не в соответствии с пунктами 4.3.3, 4.3.4 СП 1.13130.2020 "Свод правил "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденного Приказом МЧС РФ от 19.03.2020 N 194, менее 1, 2 м, с учетом двухстороннего расположения дверей;
4) в нарушение статьи 90 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ ширина зазора между поручнями ограждений лестничных маршей в здании больницы выполнена не в соответствии с пунктом 7.14. СП 4.13130.2013 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивные решениям", утвержденного Приказом МЧС России от 24.04.2013 N288, составляет менее 75 мм;
5) в нарушение подпункта "а" пункта 117 Правил противопожарного режима в подвальных этажах здания больницы допускается обустройство и использование помещения, не связанного с лечебным процессом, склады, архивы, помещения для отдыха и приема пищи;
6) в нарушение пункта 23 Правил противопожарного режима не обеспечено категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности, а также определение класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ помещений (пожарных отсеков) производственного и складского назначения с обозначением их категорий (за исключением помещений категории Д по взрывопожарной и пожарной опасности) и классов зон на входных дверях помещений с наружной стороны и на установках в зоне их обслуживания на видном месте;
7) в нарушение статьи 88 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ складские, технические и кладовые помещения, а также лаборатории в здании больницы не выделены противопожарными стенами не ниже 2-го типа (перегородками 1-го типа) и перекрытиями не ниже 3-го типа в соответствии с пунктом 5.2.6 СП 4.13130.2013 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объему планировочным и конструктивным решениям", утвержденного Приказом МЧС России от 24.04.2013 N 288;
8) в нарушение статей 53, 89 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, пункта 23 Правил противопожарного режима ширина эвакуационных выходов из помещений сестры-хозяйки, кабинетов, палат для пациентов, помещения картотеки, помещения флюорографии, подвальных помещений выполнена не в соответствии с пунктом 4.2.19 СП 1.13130.2020 "Свод правил "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденного Приказом МЧС РФ от 19.03.2020 N194, составляет менее 0, 8 м;
9) в нарушение части 7 статьи 88 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, пункта 24 Правил противопожарного режима противопожарные двери в здании больницы не оборудованы устройствами для самозакрывания (подвальные помещения);
10) в нарушение таблицы N 28 части 6 статьи 134 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ на путях эвакуации (2-й этаж) в здании больницы для отделки пола применен ламинат, отсутствуют документы, подтверждающие его показатели пожарной опасности не менее чем В2, ДЗ, Т2, РП2; на путях эвакуации для отделки стен применены декоративные обои, отсутствуют документы, подтверждающие их показатели пожарной опасности не менее чем Г1, В1, Д2, Т2;
11) в нарушение статей 53, 89 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, пунктов 23, 37 Правил противопожарного режима в здании больницы на путях эвакуации в соответствии с пунктом 4.3.12 СП 1.13130.2020 "Свод правил "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденного Приказом МЧС РФ от 19.03.2020 N194, не предусмотрено аварийное освещение;
12) в нарушение статей 53, 89 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, пункта 23 Правил противопожарного режима высота эвакуационных выходов из подвальных помещений выполнена не в соответствии с пунктом 4.2.18. СП 1.13130.2020 "Свод правил "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденного Приказом МЧС РФ от 19.03.2020 N 194, составляет менее 1, 9 м;
13) в нарушение статей 53, 89 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, пункта 23 Правил противопожарного режима в подвальном этаже здания больницы высота горизонтального участка пути эвакуации выполнена не в соответствии с пунктом 4.3.2. СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденного Приказом МЧС РФ от 19.03.2020 N 194, составляет менее 2 м;
14) в нарушение статей 53, 89 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, пункта 23 Правил противопожарного режима эвакуационные выходы из подвальных этажей не предусмотрены в соответствии с пунктом 4.2.2. СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденного Приказом МЧС РФ от 19.03.2020 N 194, непосредственно наружу обособленными от общих лестничных клеток здания;
15) в нарушение части 12 статьи 84 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ здание больницы с пребыванием людей на стационарном лечении, с учетом индивидуальных способностей людей к восприятию сигналов оповещения, дополнительно не оборудовано (не оснащено) системой (средствами) оповещения о пожаре с использованием персональных устройств со световым, звуковым и с вибрационным сигналами оповещения, обеспечивающие информирование дежурного персонала о передаче сигнала оповещения и подтверждение его получения каждым оповещаемым;
16) в нарушение статей 57, 58 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ покрытие кровли здания больницы выполнено не в соответствии с пунктом 5.4.5 СП 2.13130.2020 "Свод правил "Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты", утвержденного Приказом МЧС РФ от 12.03.2020 N 151, из горючих материалов;
17) в нарушение части 2 статьи 58 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ не проведена огнезащита несущих строительных конструкций здания больницы; не представлены документы, подтверждающие проведение огнезащиты несущих металлических конструкций крытого перехода между старым и новым корпусом в здании больницы с доведением их предела огнестойкости не менее R15; не представлены документы, подтверждающие проведение конструктивной огнезащиты мансардного этажа с доведением их предела огнестойкости не менее R45;
18) в нарушение статьи 90 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ выход на чердак в здании больницы не выполнен в соответствии с пунктом 7.7 СП 4.13130.2013 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", утвержденного Приказом МЧС России от 24.04.2013 N 288, через противопожарный люк 2-го типа размером 0, 6x0, 8 м по закрепленной стальной стремянке;
19) в нарушение пункта 13 Правил противопожарного режима не проведена повторная огнезащитная обработка деревянных конструкций кровли здания больницы;
20) в нарушение части 16 статьи 88 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ дверные проемы в ограждениях лифтовой шахты с выходами из них в коридоры и другие помещения в здании больницы не защищены противопожарными дверями с пределом огнестойкости не менее EI 30 или экранами из негорючих материалов с пределом огнестойкости не менее EI 45, автоматически закрывающими дверные проемы лифтовых шахт при пожаре, либо лифтовые шахты в зданиях и сооружениях должны отделяться от коридоров, лестничных клеток и других помещений тамбурами или холлами с противопожарными перегородками 1-го типа и перекрытиями 3-го типа.
Изложенные обстоятельства, свидетельствующие о нарушении юридическим лицом требований пожарной безопасности, послужили основанием для привлечения его постановлением должностного лица ГУ МЧС России по Калининградской области, с выводами которого согласились судебные инстанции при рассмотрении жалоб на постановление, к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены событие административного правонарушения, лицо, не выполнившее требования пожарной безопасности, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае административный орган и судебные инстанции установили, что ГБУЗ КО "Гурьевская ЦРБ" имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие меры по их соблюдению.
Доводы жалобы законного представителя ГБУЗ КО "Гурьевская ЦРБ" об отсутствии события административного правонарушения подлежат отклонению.
С учетом положений части 5 статьи 8 Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, подлежит размещению на официальных сайтах органов государственной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), предоставление лицензий и иных разрешений, аккредитацию, с текстами действующих нормативных правовых актов, и принимая во внимание, что такой перечень размещен на официальном сайте МЧС России и содержит в себе, в том числе положения Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", следовательно, доводы жалобы в указанной части не могут повлечь прекращение производства по данному делу на основании пункта 5.1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административной правонарушениях.
Доводы жалобы об истечении срока давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения постановления должностным лицом необоснованы.
Согласно правовой позиции, сформулированной в абзаце 3 пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Как следует из материалов дела, ГБУЗ КО "Гурьевская ЦРБ" вменено нарушение требований пожарной безопасности, что было обнаружено по результатам проведения органом государственного контроля внепланового инспекционного визита 24.11.2022.
Факт совершения ГБУЗ КО "Гурьевская ЦРБ" административного правонарушения был выявлен 24.11.2022, таким образом, на дату вынесения оспариваемого постановления должностным лицом срок давности привлечения учреждения к административной ответственности не истек.
Утверждение заявителя о том, что судья районного суда отказал в удовлетворении ходатайства об отложении рассмотрения дела без указания мотивов такого отказа, не ставит под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу судебных актов.
Иные доводы жалобы свидетельствуют о субъективном толковании заявителем правовых норм, направленном на прекращение производства по данному делу об административном правонарушении в отсутствие для этого правовых и фактических оснований при установленности и доказанности тех обстоятельств, что у юридического лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (статья 2.1 этого Кодекса).
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Административное наказание назначено ГБУЗ КО "Гурьевская ЦРБ" в пределах санкции части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1 указанного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Гурьевскому городскому округу управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Калининградской области - главного государственного инспектора Гурьевского городского округа по пожарному надзору от 22.12.2022 N100/4-12-7, решение судьи Гурьевского районного суда Калининградской области от 31.05.2023 N12-96/2023, решение судьи Калининградского областного суда от 22.08.2023 N7А-106/2023, состоявшиеся в отношении государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калининградской области "Гурьевская центральная районная больница" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу законного представителя государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калининградской области "Гурьевская центральная районная больница" ФИО10 - без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда Е.Г. Мальцева
общей юрисдикции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.