Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Чуфистова И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Царева Л.А. на решение Сосногорского городского суда Республики Коми от 3 июля 2023 года (N 2а-101/2023) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 14 декабря 2023 года по административному исковому заявлению Царева Л.А. к ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми, Управлению ФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в следственном изоляторе.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Царев Л.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми в период с 27 мая 2022 года по 8 июля 2022 года в размере 80 000 рублей. В обоснование своих требований административный истец указал, что в заявленный им период времени он содержался в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми, где в камерах нарушалась норма санитарной площади, отсутствовали горячее водоснабжение, приточно-вытяжная вентиляция, радиоточка, санузел оборудован с нарушением условий приватности, отсутствовал бачок для смыва.
К участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми.
Решением Сосногорского городского суда Республики Коми от 3 июля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 14 декабря 2023 года, административный иск Царева Л.А. к ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в следственном изоляторе оставлен без удовлетворения.
В кассационной жалобе на решение Сосногорского городского суда Республики Коми от 3 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 14 декабря 2023 года, поступившей в суд первой инстанции 18 января 2024 года, Царев Л.А. просит судебные акты отменить, полагая их постановленными с нарушением норм материального и процессуального права, без исследования доказательств.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Судами установлено, что Царев Л.А. содержался в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми в период с 27 мая 2022 года по 8 июля 2022 года, при этом с 27 мая 2022 года по 5 июля 2022 года он содержался в качестве обвиняемого, с 6 июля 2022 года по 8 июля 2022 года имел статус осужденного.
В период с 27 мая 2022 года по 3 июня 2022 года Царев Л.А. размещался в камере N 92, с 3 июня 2022 года по 13 июня 2022 года - в карцере N 1, где содержался один, с 13 июня 2022 года по 8 июля 2022 года - в камере N 92.
При этом суд первой инстанции установил, что с учетом представленных в материалы дела сведений о площади камер и количестве содержащихся в них лиц, норма санитарной площади в камерах, в которых содержался административный истец, установленная статьей 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", в отношении Царева Л.А. соблюдалась.
Все камеры изолятора оборудованы естественной вентиляцией воздуха, в камерах имелись оконные проемы с форточкой, позволяющие обеспечить достаточный доступ свежего воздуха, при этом доступ к форточке не был затруднен, санитарные узлы камер оборудованы унитазами со сливными бачками и раковинами, все санитарно-технические приборы находились в технически исправном состоянии, санитарный узел от жилой площади камеры отделен санитарным экраном (перегородкой), в камере N 92 ограждение санитарного узла оборудовано дверью, что обеспечивает возможность уединения (приватность), в карцере N 1, где истец сдержался один, санитарный узел, отделенный перегородкой высотой 1, 5 метра, не попадает в обзор камеры видеонаблюдения и в обзор дверного глазка, тем самым приватность соблюдается.
Действительно, в период содержания в следственном изоляторе Царева Л.А. требования о подводке горячей воды к умывальникам в камерах следственного изолятора были предусмотрены Сводом правил СП 247.1325800.2016. Свод правил. Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования, утвержденным Приказом Минстроя России от 15 апреля 2016 года N 245/пр.
Вместе с тем, исходя из положений приказа Минюста России от 14 октября 2005 года N 189 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы", действовавшего в период содержания административного истца в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми, допускается в камерах отсутствие горячей водопроводной воды, при этом горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности.
В связи с тем, что в спорный период камерные помещения ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республики Коми не были оборудованы инженерными системами горячего водоснабжения, администрацией учреждения отсутствие горячего водоснабжения компенсировалось предоставлением помывки в душе исправительного учреждения не реже чем один раз в неделю не менее 15 минут, организацией выдачи горячей воды с учетом потребности в установленное время по доведенному графику в соответствии с Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов.
Разрешая заявленные требования, и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, положениями статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пришел к выводу о том, что условия содержания административного истца в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми в заявленный период в полной мере отвечали требованиям действующего законодательства, бесчеловечное или унижающее достоинство обращение со стороны государства допущено не было.
Проверяя решение суда в апелляционном порядке, суд апелляционной инстанции с такими выводами согласился.
Выводы судов основаны на правильном применении норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
Доводам административного истца судами была дана надлежащая оценка, выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и в апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену судебных актов в кассационном порядке, по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сосногорского городского суда Республики Коми от 3 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 14 декабря 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Царева Л.А. - без удовлетворения.
Решение Сосногорского городского суда Республики Коми от 3 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 14 декабря 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 25 марта 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.