Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Зеленского А.М, Судей: Стаховой Т.М, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы Комитета по природным ресурсам Ленинградской области, ООО "Лесное" на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 23 ноября 2023 года по административному делу N 2а - 148/2023 по административному исковому заявлению прокурора Ленинградской межрайонной природоохранной прокуратуры к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании незаконным бездействия в области обеспечения соблюдения режима хозяйственной и иной деятельности особо охраняемого водного объекта, возложения обязанности произвести снос самовольно возведенного сооружения.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, выслушав пояснения представителя прокуратуры Парфеновой Е.Г, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Приозерский городской суд Ленинградской области в интересах неопределенного круга лиц с вышеуказанным административным иском, указав, что в ходе обследования территории в береговой полосе и акватории озера Журавлевское, расположенного вблизи "адрес", в координатах "данные изъяты" напротив земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в границах природного комплексного заказника "Гряда Вярямянселькя" находится пирс длинной 55 метров. При этом, договор водопользования, в котором была бы предусмотрена возможность строительства данного пирса, Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области с кем-либо не заключался, решение о предоставление водного объекта в пользование не выносилось. Положением о государственном природном комплексном заказнике "Гряда Вярямянселькя", утвержденном постановлением Правительства Ленинградской области от 21.12.2009 N 390, в пределах земельных участков, включающих особо ценные природные комплексы и объекты, запрещено проведение всех видов земляных, гидротехнических и строительных работ, как и запрещены любые другие виды хозяйственной и иной деятельности, препятствующих сохранению, восстановлению и воспроизводству природных комплексов и объектов.
В этой связи, считая, что пирс является самовольно возведенной постройкой и нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также ограничивает доступ граждан к водному объекту - озеру Журавлевское, который является водным объектом общего пользования прокурор просит признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии мер по управлению в области охраны и использования особо охраняемой природной территории регионального значения - государственного природного комплексного заказника "Гряда Вярямянселькя" - в части обеспечения соблюдения режима хозяйственной и иной деятельности а акватории озера Журавлевское, и возложить на Комитет по природным ресурсам Ленинградской области обязанность в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу восстановить нарушенные права неопределенного круга лиц на доступ у водному объекту общего пользования озеро Журавлевское в пределах его 20-ти метровой береговой полосы путем сноса (демонтажа) вышеуказанного пирса.
Решением Приозерского городского суда Ленинградской области от 18 августа 2023 года отказано в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 23 ноября 2023 года, решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 23 мая 2023 года отменено, принято по делу новое решение, которым признано незаконным бездействие Комитета по природным ресурсам Ленинградской области, выразившееся в непринятии мер по управлению в области охраны и использования особо охраняемой природной территории регионального значения - государственного природного комплексного заказника "Гряда Вярямянселькя" - в части обеспечения соблюдения режима хозяйственной и иной деятельности в акватории озера Журавлевское путём сноса самовольно возведённого пирса длиной около 55 метров, размещённого в координатах: "данные изъяты" напротив земельного участка с кадастровым номером: "данные изъяты" расположенного по адресу: Ленинградская область Приозерский район Мичуринское сельское поселение вблизи пос. Мичуринское (урочище Журавлево). Суд обязал Комитет по природным ресурсам Ленинградской области восстановить нарушенные права неопределенного круга лиц на доступ к водному объекту общего пользования - озеру Журавлевское в пределах его 20-метровой береговой полосы, а именно: освободить самовольно занятую акваторию и береговую полосу указанного водного объекта путем сноса демонтажа) пирса длиной около 55 м, размещенного в координатах: "данные изъяты" напротив земельного участка с кадастровым номером: - "данные изъяты" расположенного по адресу: Ленинградская область Приозерский район Мичуринское сельское поселение вблизи пос. Мичуринское (урочище Журавлево), в срок не позднее четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 21 декабря 2023 года, представитель Комитета по природным ресурсам Ленинградской области просит об отмене апелляционного определения с оставлением в силе решения суда первой инстанции, полагая, что оно постановлено с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела и указывая на то, что пирс не является объектом капитального строительства.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 22 января 2024 года, представитель ООО "Лесное" просит об отмене апелляционного определения с оставлением в силе решения суда первой инстанции, полагая, что оно постановлено с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела и указывая на то, что в соответствии с режимом Заказника не предусмотрено запрета либо ограничения на размещение гидрологических сооружений. Пирс не препятствует доступу граждан к акватории и береговой полосе водного объекта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции допущено не было.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Природоохранной прокуратурой проведена проверка доводов коллективного обращения граждан о возможных нарушениях природоохранного законодательства в Ларионовском участковом лесничестве Приозерского лесничества - филиала ЛОГКУ "Ленобллес", поступившего с личного приёма прокурора Ленинградской области. В ходе обследования территории 06 июня 2022 года по поручению природоохранной прокуратуры Комитетом государственного экологического надзора Ленинградской области выявлен пирс в акватории и береговой поломе водного объекта общего пользования - озера Журавлевское близ пос. Мичуринское Приозерского района Ленинградской области.
Из письма Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области от 17 августа 2022 года N К-06-548/2022-0-1 следует, что пирс длиной около 55 метров возведён в акватории озера Журавлевское в координатах: "данные изъяты" напротив земельного участка с кадастровым номером: "данные изъяты" расположенного по адресу: "данные изъяты"), в границах природного комплексного заказника "Гряда Вярямянселькя", в которые в зону земельных участков, включающих особо ценные природные комплексы и объекты, входит акватория данного водного объекта.
Согласно письма Комитета по природным ресурсам Ленинградской области от 08 июня 2022 года N, договор водопользования либо решение о предоставлении водного объекта в пользование для строительства указанных объектов на участке акватории озера Журавлевское в данном районе отсутствуют.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что спорный пирс не препятствует доступу граждан к озеру Журавлевское, им может пользоваться неограниченный круг лиц, в пользовании конкретных граждан или организаций пирс не находится, угрозу жизни и здоровью граждан, а также особо охраняемому природному объекту пирс не представляет.
Отменяя решение суда первой инстанции, и удовлетворяя требования административного истца, суд апелляционной инстанции, исходил из того, что размещение причальных сооружений на акватории озера Журавлевское противоречит режиму особой охраны Заказника, установленному для зоны особо ценных природных комплексов и объектов
Судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда первой и апелляционной инстанций.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Пунктом 2.2 Положения о Комитете по природным ресурсам Ленинградской области, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 31.07.2014 N 341 (далее - Положение), управление в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения возложено на Комитет.
В сфере отношений в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) Комитет осуществляет обеспечение функционирования ООПТ регионального значения, в том числе информационное, инфраструктурное, эколого - просветительское, природоохранное (п. 3.4 Положения).
В соответствии с п. 1.3 Положения, Комитет осуществляет деятельность непосредственно и через подведомственные государственные предприятия и государственные учреждения Ленинградской области во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами, отраслевыми, и иными органами исполнительной власти Ленинградской области, законодательным собранием Ленинградской области, органами государственной власти иных субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, органами местного самоуправления, международными организациями, а также с гражданами.
В соответствии с распоряжением Правительства Ленингрдской области от 25 марта 2021 года N 162-р "О реорганизации Ленинградского областного государственного казенного учреждения "Управления лесами Ленинградской области" и внесении изменений в распоряжение Правительства Ленинградской области от 29 декабря 2077 года N 603-р "О создании Ленинградского областного бюджетного учреждения "Управление лесами Ленинградской области" в целях обеспечения охраны, функционирования и управления особо охраняемыми природными территориями Ленинградской области регионального значения создано Ленинградское областное государственное казённое учреждение "Дирекция особо охраняемых природных территорий Ленинградской области.
В соответствии с п.2.1, 2.2 раздела 2 Устава ЛОГКУ "Дирекция ООПТ ЛО". Предметом деятельности ЛОГКУ "Дирекция ООПТ ЛО" является обеспечение функционирования и управления особо охраняемыми природными территориями регионального значения Ленинградской области. Основными целями Учреждения являются обеспечение охраны, функционирования и управление особо охраняемыми природными территориями Ленинградской области, их охраняемых зон и осуществление государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.
В соответствии с п. 2.3.14 Устава, Дирекция осуществляет по поручению Учредителя иные виды деятельности, соответствующие целям Учреждения, и не противоречащих действующему законодательству.
Учитывая, что охрана особо охраняемых природных объектов регионального значения относится к функции Комитета по природным ресурсам Ленинградской области, который осуществляет свои полномочия в том числе и через ЛОГКУ "Дирекция особо охраняемых природных территорий Ленинградской области", суды правомерно указали, что в случае необходимости демонтажа пирса, как сооружения создающего угрозу особо охраняемому природному объекту, то есть в природоохранных целях, независимо от фактического исполнителя данных действий, распорядительные функции в это области будут относиться именно к полномочиям Комитета по природным ресурсам Ленинградской области.
В соответствии со ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации право пользования поверхностными водными объектами или их частями приобретается физическими лицами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом и другими федеральными законами, в том числе на основании договоров водопользования и решений о предоставлении водных объектов.
В соответствии с ч.1 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, т.е. общедоступными водными объектами.
Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч.2 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации).
Полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров (ч.6 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ст. 24 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и компонентам.
Постановлением Правительства Ленинградской области N 390 от 21 декабря 2009 года "О государственном природном комплексном заказнике "Гряда Вярямянселькя" утверждено Положение о государственном природном комплексном заказнике "Гряда Вярямянселькя".
В соответствии с п. 6 Положения, целями образования заказника являются, в том числе, сохранение крупнейшей на Северо- Западе Российской Федерации конечно-моренной гряды; сохранение природных экосистем центральной части Карельского перешейка и поддержание их естественного биологического разнообразия; сохранение озер центральной части Карельского перешейка.
Подпунктом 1 пункта 13.1 Положения о заказнике в пределах земельных участков, включающих особо ценные природные комплексы и объекты, запрещено проведение всех видов земляных, гидротехнических и строительных работ, кроме работ, проводимых с целью обеспечения сохранения и восстановления природных комплексов и объектов, обеспечения эксплуатации, содержания, ремонта и реконструкции существующих линейных объектов, коммуникаций и систем жизнеобеспечения населенных пунктов по согласованию с уполномоченным органом и на основании проектной документации указанных объектов, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено действующим законодательством, а также работ с целью осуществления мер пожарной безопасности в лесах и лесовосстановления по согласованию с уполномоченным органом; проведение гидромелиоративных работ; любые другие виды хозяйственной и иной деятельности, препятствующие сохранению, восстановлению и воспроизводству природных комплексов и объектов.
Суд апелляционной инстанции правомерно пришел к выводу о том, что имеющиеся нарушения ограничивают права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и доступ к водному объекту общего пользования - "адрес", предусмотренные статьей 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пунктом 2 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации, должны быть устранены.
Доводы кассационных жалоб основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права, являлись предметом изучения суда апелляционной инстанции и им дана надлежащая оценка, они направлены на оспаривание выводов суда апелляционной инстанций об установленных обстоятельствах дела и не служат предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов.
Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделен.
Существенного нарушения норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судом апелляционной инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 23 ноября 2023 года по административному делу N 2а - 148/2023 - оставить без изменения, кассационные жалобы Комитета по природным ресурсам Ленинградской области, ООО "Лесное" - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 23 ноября 2023 года по административному делу N 2а - 148/2023 года, кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 13 марта 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.