Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Чуфистова И.В, Корнюшенкова Г.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Алёшина Е.А. на решение Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 15 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 30 октября 2023 года, принятые по административному делу N 2а-970/2023 по административному иску Алёшина Е.А. к ФКУ ИК-31 Управления ФСИН России по Республике Коми, Федеральной службе исполнения наказаний об оспаривании бездействия и присуждении денежной компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Алёшин Е.А. обратился в Усть-Вымский районный суд Республики Коми с иском к ФКУ ИК-31 Управления ФСИН России по Республике Коми о признании бездействия незаконным, присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 4000 рублей.
В обоснование административного иска указал, что отбывает наказание в едином помещении камерного типа ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, в котором условия содержания не соответствуют установленным требованиям: в камерах отсутствуют зеркала и полки для гигиенических принадлежностей, камеры ЕПКТ оборудованы отсекающей решеткой, которая не позволяет подойти к радиатору отопления и поддерживать чистоту в камере, столы и места для сидения не соответствуют установленным требованиям, в туалетах ЕПКТ отсутствует вентиляция, искусственное освещение камер является недостаточным; в камерах ШИЗО не установлены баки с питьевой водой, отсутствуют тазы для стирки.
Кроме того, административный истец указал на запрет использование рубашки (сорочки) выданное ему по прибытию в исправительное учреждение.
Судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена ФСИН России, в качестве заинтересованного лица привлечено Управление ФСИН России по Республике Коми.
Решением Усть-Вымского районного суда Республики Коми, принятым 15 августа 2023 года, в удовлетворении административного иска Алёшину Е.А. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 30 октября 2023 года решение Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 15 августа 2023 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Алёшина Е.А. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе на решение Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 15 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 30 октября 2023 года, поступившей в суд первой инстанции 06 декабря 2023 года, в Третий кассационный суд общей юрисдикции 21 декабря 2023 года, Алёшин Е.А. ставит вопрос об отмене принятых по делу судебных актов, указывая на нарушение его права на участие в суде апелляционной инстанции с применением видеоконференцсвязи.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену постановленных судебных актов, не допущено.
Общие положения и принципы исполнения наказаний устанавливаются Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, задачами которого являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов (часть 2 статьи 1, часть 2 статьи 2 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию. При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний. Лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право на присуждение за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (статьи 8, 10, 12, 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Частями 1 и 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 2 и 14 Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации нрава и обязанности указанных лиц. в том числе, право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий.
Судом первой инстанции в ходе судебного разбирательства по делу установлено, что Алёшин Е.А. 13 ноября 2022 года прибыл для отбывания уголовного наказания в ФКУ ИК-31 УФСИН по Республике Коми, в связи с привлечением к дисциплинарной ответственности был помещен в единое помещение камерного типа в период с 13 ноября 2022 года по 26 марта 2023 года (камеры N 7, N 5); а также в период с 05 апреля 2023 года по настоящее время (камеры N 1А, N3, N2А).
Кроме того, Алёшин А.Е. содержался в штрафном изоляторе в следующие периоды:
с 13 ноября 2022 года по 20 ноября 2022 года (камера N 1), с 15 марта 2023 года по 24 марта 2023 года (камера N 5), с 26 апреля 2023 года по 05 мая 2023 года (камера N 1), с 21 июня 2023 года по 27 июня 2023 года (камера N 3), с 26 июля 2023 года по 21 июля 2023 года (камера N 2А).
Из раздаточной ведомости на вещевое имущество от 16 декабря 2022 года следует, что Алёшин Е.А. получил сорочку верхнюю (рубашку) в количестве двух штук.
Согласно части 3 статьи 82 УИК РФ в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Пунктом 10 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 04 июля 2022 года N 110 (далее также - Правила внутреннего распорядка) предусмотрены обязанности осужденных, в числе которых: выполнение требований законодательства Российской Федерации и названных Правил (подпункт 10.1); ношение одежды установленного образца (образец формы одежды, исходя из сезона, климатических условий, проводимых мероприятий с осужденными к лишению свободы, их распорядка дня и других особенностей исполнения наказания, определяется приказом начальника исправительного учреждения или лица, его замещающего) (подпункт 10.12).
В соответствии с приказом начальника ФКУ ИК-31 от 30 января 2023 года "О внесении изменений в приказ начальника ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми" от 12 августа 2022 года N 460 "Об утверждении образцов формы одежды для осужденных" на период вывода осужденного за пределы помещения ЕПКТ из гардеробной выдается сорочка верхняя, которая самостоятельной формой одежды не является, надевается под куртку из полиэфирнохлопковой гладкокрашенной ткани черного цвета, хранится в гардеробной ЕПКТ.
Нормами обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы уголовно-исполнительной системы, утвержденными Приказом ФСИН России от 27 июля 2006 года N 512 (Приложение N 2 Раздел II параграф 1) не предусмотрено наличие в камерах ЕПКТ зеркал и полок для умывальных принадлежностей. Следовательно, отсутствие в камерах ЕПКТ указываемых истцом предметов обихода не нарушало прав и законных интересов последнего.
Кроме того, согласно пункту 2 раздела II данных Норм камеры штрафного изолятора оснащаются откидной металлической кроватью с деревянным покрытием - 1 шт. на человека, столом для приема пищи - 1 шт, тумбой для сидения - 1 шт. на человека, умывальником (рукомойником) - 1 шт. на камеру.
Данным нормативным правовым актом оснащение камер ШИЗО баком для питьевой воды и тазом для стирки не предусмотрено.
Вместе с тем как следует из пояснений административного ответчика, питьевая вода выдается осужденным по требованию, а стирка вещей и постельных принадлежностей осуществляется в банно-прачечном комплексе исправительного учреждения.
Судами по данному делу также установлено, что для обеспечения звуковой и визуальной изоляции камер в режимном корпусе ЕПКТ ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми установлены отсекающие перегородки, преграждающие доступ к окнам со стороны камер. Расстояние между отсекающей решетчатой перегородкой и стеной камеры составляет 0, 6 м. Окна в камерах ЕПКТ открываются в горизонтальной плоскости с помощью специального механизма.
Поскольку наличие отсекающих решетчатых перегородок, преграждающих доступ к стенам с окнами со стороны камер, предусмотрено уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, доводы административного истца о нарушении его прав в части отсутствия доступа к батарее отопления несостоятельны.
В соответствии с Приказом ФСИН России от 27 июля 2006 года N 512 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" в помещении камерного типа обеспечивается наличие откидной металлической кровати, тумбочки, стола для приема пищи, скамейки по длине стола, настенного шкафа или закрытой полки для хранения продуктов, бака для питьевой воды с кружкой и тазом, подставки под бак, вешалки настенной для верхней одежды, умывальника (рукомойника), репродуктора, настольных игр.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 32 Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом Минюста России от 4 сентября 2006 года N 279, ПКТ и ШИЗО, ЕПКТ, одиночные камеры в исправительных колониях особого режима оборудуются откидными койками, закрываемыми в дневное время на замок, тумбами или скамейками для сидения (по числу содержащихся лиц) и столом, наглухо прикрепленными к полу.
Судами по данному делу установлено, что приведенные требования законодательства при содержании Алёшина Е.А. в камерах ЕПКТ ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми в оспариваемый период соблюдены. В частности, камеры были оборудованы откидными койками с постельными принадлежностями, столами для приема пищи и скамейками для сидения с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере.
То обстоятельство, что стол и места для сиденья не приварены к полу, не может свидетельствовать о существенных ненадлежащих условиях содержания осужденного в исправительном учреждении, поскольку стол и сиденье предназначены для пользования в дневное время, откидная металлическая кровать предназначена для пользования только в ночное время.
В санитарных комнатах камер ЕПКТ имеются вытяжные отверстия, обеспечивающие вентиляцию. Санитарные узлы (туалеты) огорожены от основных спальных помещений фанерными перегородками до потолка с оборудованной в одной из перегородок дверью, имеются вытяжные отверстия, обеспечивающие вентиляцию.
Освещение в камерах ЕПКТ и ШИЗО соответствует санитарным требованиям и нормам.
Сведения, указывающие на ухудшение здоровья Алёшина Е.А. в период его нахождения в ЕПКТ и ШИЗО, вызванного недостаточным освещением, отсутствуют.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что условия содержания Алёшина Е.А. в ЕПКТ и ШИЗО ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми в период содержания в них административного истца соответствовали требованиям действующего законодательства, ввиду чего отсутствуют нарушения прав административного истца и оснований для взыскания в его пользу компенсации.
Вопреки доводам кассационной жалобы, об участии в судебном заседании суда апелляционной инстанции посредством видеоконференцсвязи административный истец не ходатайствовал.
При таком положении, оснований полагать нарушенным право административного истца на непосредственное участие в судебном разбирательстве не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 15 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 30 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Алёшина Е.А. - без удовлетворения.
Решение Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 15 августа 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 30 октября 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий:
Судьи:
Кассационное определение в полном
объёме изготовлено 5 марта 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.