Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зеленского А.М, судей Бельмас Н.А. и Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (N2а-2704/2023) по кассационной жалобе ФСИН России, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 14 марта 2023г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 26 июня 2023г. (N33а-5359/2023) по административному иску Федосеева "данные изъяты" к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, Российской Федерации в лице ФСИН России о признании незаконным бездействия ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, выразившегося в не обеспечении надлежащих условий содержания, о взыскании компенсации.
Заслушав доклад судьи Морозковой Е.Е, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Федосеев Ю.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми о признании незаконным бездействия ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, выразившегося в не обеспечении надлежащих условий содержания, о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания в размере 1 800 000 рублей.
В обоснование требований указал, что содержался в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми в периоды: с 23 октября 2015г. по 12 января 2016г.; с 28 сентября 2016г. по 24 июля 2017г.; с 23 июля 2018г. по 28 февраля 2020г.
Во все периоды содержания в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми условия содержания были ненадлежащими: нарушалась норма площади; не имелось в достаточном количестве раковин; отсутствовало горячее водоснабжение; туалет в карантинном отделении был один, приходилось занимать очередь; прогулочный дворик карантинного отделения недостаточной площади, отсутствовала возможность занятия спортом. В период с 23 октября 2015г. по 12 января 2016г. из карантинного отделения был распределен в отряд N 4. Здание отряда находилось в аварийном состоянии; площадь жилой секции составляла 84 кв. м, где прибывало 50-60 человек, то есть на одного осужденного приходилось менее 2 кв. м. площади; в жилой секции отряда N 4 отсутствовала принудительная вентиляция с механическим побуждением, на сенах и потолках - плесень. В отряде N 4 - отсутствовали: комната для глажки вещей и сушки одежды и обуви; отсутствовала раздевалка, отряд переполнен, отсутствовал подвод горячего водоснабжения, вентиляция, условия антисанитарные (наличие крыс, грязи). Помещение санузла установлена чаша "Генуя", присутствовал неприятный запах, перегородка достаточной высоты, обеспечивающая приватность. Локальный участок отряда N 4 не соответствовал стандартам, не было достаточного места для прогулки. На крыше отряда N 4 не были установлены снегозадержатели.
В отряде N 2 с 23 июля 2018г. допускалось нарушение нормы площади, в жилой комнате отсутствовала вентиляция, присутствовала сырость, освещение было недостаточным, отсутствовало горячее водоснабжение, унитазов было недостаточно, дезинфекция не производилась.
В отряде N 7 с сентября 2018г. отсутствовала вентиляция, нарушалась норма площади, само здание отряда находилось в аварийном состоянии, отсутствовала раздевалка, не было подводки горячего водоснабжения, не была оборудована комната для глажки одежды, не хватало сантехнического оборудования. Локальный участок не соответствовал стандартам, на крыше здания отряда не были установлены снегозадержатели; в комнате для приема пищи не было вентиляции, не обрабатывались столы; столовая находилась в антисанитарном состоянии. Помывка в банно-прачечном комбинате 1 раз в неделю не обеспечивала приватности, помещение недостаточно оборудовано; в моечном отделении затхлый запах.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 14 марта 2023г. административный иск Федосеева Ю.В. удовлетворен частично.
Признано незаконным бездействие ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, выразившееся в частичном не обеспечении надлежащих условий содержания Федосеева Ю.В, в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, установленных законодательством Российской Федерации.
С Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу Федосеева Ю.В. в счет компенсации за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении взыскано 42 000 рублей.
В удовлетворении требований Федосеева Ю.В. к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания - отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 26 июня 2023г. решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 14 марта 2023г. оставлено без изменений.
В кассационной жалобе ФСИН России, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми просят отменить постановленные по делу судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч.2 ст.328 КАС РФ).
Таких нарушений из обжалуемых судебных постановлений не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Федосеев Ю.В. содержался в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми с 23 октября 2015г. по 12 января 2016г, с 28 сентября 2016г. по 24 июля 2017г, с 23 июля 2018г. по 28 февраля 2020г, при этом с 21 по 25 августа 2019г. убывал на лечение; размещался в карантинном отделении, отрядах NN 4 (общежитие N 4), 1 (общежитие N 5), 7 (общежитие N 2).
Установив изложенные обстоятельства, суд первой инстанции, руководствуясь положениями уголовно-исполнительного законодательства, регулирующего вопросы условий содержания, принимая во внимание разъяснения, содержащиеся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018г. N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", пришел к выводу о том, что условия содержания административного истца в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми в заявленный период не в полной мере отвечали требованиям действующего законодательства, в связи с чем, признал право административного истца на получение компенсации, которую, основываясь на установленных по делу обстоятельствах, степени нарушения прав административного истца, продолжительности имевшего место нарушения, взыскал в его пользу с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет средств казны Российской Федерации в размере 42 000 рублей.
Нарушением прав и законных интересов административного истца на обеспечение надлежащих материально-бытовых и санитарно-гигиенических условий при содержании в исправительном учреждении судом первой инстанции признано отсутствие горячего водоснабжения за периоды с 23 октября 2015г. по 12 января 2016г, с 28 сентября 2016г. по 24 июля 2017г, с 23 июля 2018г. по 28 февраля 2020г.(за исключением 4 дней в августе 2019г.), нарушение нормы площади в периоды содержания в отряде N 1 (общежитие N 5) с 26 июля по 20 сентября 2018г, а также в отряде N 7 (общежитие N 2) с 20 сентября 2018г. по 21 августа 2019г, нехватка санитарного оборудования в санитарном узле отряда N 7 (общежитие N 2) в период с 20 сентября 2018г. по 21 августа 2019г.
Иных нарушений, на которые административный истец ссылался в административном исковом заявлении в обоснование заявленных требований о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении, судом первой инстанции при рассмотрении спора не установлено.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Выводы судов основаны на правильном применении норм действующего законодательства, в том числе положений Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
Установив несоответствие условий содержания административного истца установленным законом требованиям, суды пришли к верному выводу о том, что ненадлежащими условиями содержания ему причинены лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, данные нарушения свидетельствуют о наличии правовых оснований для взыскания в пользу Федосеева Ю.В. компенсации за ненадлежащие условия содержания, предусмотренной статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Взыскивая компенсацию в размере 42 000 рублей, суд принял во внимание степень причиненных административному истцу установленным нарушением страданий, характер и продолжительность допущенного нарушения прав, требования разумности и справедливости.
Оснований полагать размер взысканной судом компенсации не отвечающим требованиям разумности и справедливости, суд кассационной инстанции не находит.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы административных ответчиков о пропуске административным истцом процессуального срока обращения в суд, с чем согласился суд апелляционной инстанции, отметив, что вследствие нахождения административного истца в местах лишения свободы и необходимости обеспечения предусмотренного законом права на судебную защиту, срок обращения в суд подлежит восстановлению (ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При рассмотрении дела суды правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, оценили собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст.84 КАС РФ, и применили закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда первой инстанции и апелляционном определении мотивированы, основаны на приведенном правовом регулировании, в кассационной жалобе по существу не опровергнуты.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу являлись предметом проверки судов, названным доводам дана надлежащая оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 14 марта 2023г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 26 июня 2023г. оставить без изменений, кассационную жалобу ФСИН России, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми-без удовлетворения.
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 14 марта 2023г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 26 июня 2023г. и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 18 марта 2024г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.