Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Какурина А.Н, судей Каревой Г.Г. и Черных И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1168/2023 по иску прокурора Кольского района Мурманской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению N п.г.т. Мурмаши Кольского района Мурманской области, администрации Кольского района Мурманской области о возложении обязанности совершить определенные действия
по кассационной жалобе администрации Кольского района Мурманской области на решение Кольского районного суда Мурманской области от 14 июля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 6 декабря 2023 г.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Какурина А.Н, объяснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скибенко Светланы Александровны, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор "адрес" обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению N п.г.т. "адрес" (далее - МБДОУ N) о возложении обязанности совершить определенные действия, направленные на устранение недостатков в обеспечении требований законодательства в области гражданской обороны в деятельности МБДОУ N п.г.т. Мурмаши.
Решение Кольского районного суда Мурманской области от 14 июля 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 6 декабря 2023 г, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе администрации Кольского района Мурманской области просила об отмене судебных постановлений, как незаконных.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены, сведения о движении жалобы размещены на сайте суда в сети "Интернет", в связи с чем на основании пункта 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, и возражения на неё, судебная коллегия находит её не подлежащей удовлетворению.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений права в пределах доводов кассационной жалобы не имеется.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что здание ясли-сада N на 95 мест, расположенное по адресу: "адрес", введено в эксплуатацию 29 октября 1986 г, имеет 2 этажа с противорадиационным укрытием, расположенным в техподполье, закреплено за образовательным учреждением на праве оперативного управления на основании договора от 11 января 1999 г, заключенного с администрацией муниципального образования п. Мурмаши Кольского района, что подтверждается техническим паспортом здания, инвентарной карточкой.
Согласно пункту 13.1 договора от 11 января 1999 г. о закреплении за образовательным учреждением на праве оперативного управления имущества Кольского района, учреждение обязуется в отношении имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления обеспечивать сохранность имущества, возобновление, нормальные условия эксплуатации, капитальный и текущий ремонт, в пределах выделяемых на указанные цели бюджетных средств и доходов, полученных в соответствии с пунктами 2.2, 2.3, 2.5 договора.
Согласно постановлению администрации Кольского района от 14 марта 2006 г. N 103, здание МДОУ N передано в собственность муниципального образования Кольский район в силу перераспределения полномочий в области образования.
Право собственности муниципального образования на здание детского сада N, расположенного по адресу: "адрес", зарегистрировано 23 января 2007 г, передано в оперативное управление МБДОУ N п.г.т. Мурмаши, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 15 часов до 15 часов 30 минут Прокуратурой Кольского района с привлечением специалиста ОНД и ПР по Кольскому и Печенгскому районам УНД и ПР Главного управления МЧС России по Мурманской области проведена проверка соблюдения требований законодательства при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в МБДОУ N п.г.т "адрес" в отноошении ЗС ГО - ПРУ 654-52, расположенного по адресу: 184355, "адрес", п.г.т.
Мурмаши, "адрес", согласно которой были установлены нарушения требований федерального законодательства в области ГО и ЧС, а именно: группы (звенья) по обслуживанию ЗС ГО не обеспечены средствами индивидуальной защиты, радиационной, химической разведки специальной обработки, медицинским имуществом и инструментом; отсутствуют предусмотренная документация ЗС ГО (паспорт, журнал оценки технического состояния, сигналы оповещения гражданской обороны, план перевода на режим приема укрываемых, план с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации, планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств, список личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО, эксплуатационная схема систем вентиляции, эксплуатационная схема водоснабжения и канализации, эксплуатационная схема электроснабжения, инструкции по использованию средств индивидуальной защиты, инструкции по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами, инструкция о мерах пожарной безопасности, правила Поведения укрываемых в ЗС ГО, журнал, регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ), журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью); отсутствует, согласованный в установленном порядке, план приведения ЗС ГО в готовность к приему укрываемых; не созданы запасы (резервы) лекарственных препаратов и медицинских изделий, которые включают в себя лекарственные, антисептические и перевязочные средства, а также наборы противоожоговые и другие медицинские изделия для оказания первой помощи, на расчетное количество укрываемых; элементы инженерных сетей внутри защитного сооружения не окрашены в разные цвета; не осуществляется оценка состояния систем водоснабжения, канализации и энергетических устройств; в ЗС ГО не проводится текущий ремонт строительных конструкций и защитных устройств; ЗС ГО не имеет, обозначения осуществленного путем нанесения установленного знака на видном
месте при всех входах в ЗС ГО; вентиляционная система ЗС ГО находится в неисправном состоянии; в нарушение части 1 статьи 9 Закона, пункт 3.6 Правил допускается использование ЗС ГО под складские помещения для хранения сгораемых материалов при отсутствии автоматической системы пожаротушения; ЗС ГО не приведено в готовность к использованию по предназначению - нарушена гидроизоляция ЗС ГО (в помещениях мокрые подтеки); ЗС ГО не приведено в готовность к использованию по предназначению - текущие и плановые ремонты инженерно-технического оборудования ЗС ГО не осуществляются.
Согласно паспорту защитного сооружения гражданской обороны N 654 (далее - ЗС ГО) год приема в эксплуатацию защитного сооружения - 1986 г.
По результатам совместной проверки составлена справка от 17 марта 2023 г. и 20 марта 2023 г. прокуратурой Кольского района в адрес руководителя МБДОУ N п.г.т. Мурмаши было направлено представление об устранении нарушений законодательства.
Данное представление в установленном порядке не оспорено, не признано незаконным, мер по исполнению предписания учреждением не предпринято.
Таким образом, проверкой установлено ненадлежащее содержание ЗС ГО в части не проведения технического обслуживания и ремонта имеющихся технических систем ЗС ГО, а также планово-предупредительного ремонта строительных конструкций создает угрозу повреждения и утраты муниципального имущества, а также не отвечает необходимым требованиям для безопасного пребывания укрываемых граждан как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени, не может быть использовано по своему назначению, что исключает возможность укрытия в нем граждан, включая несовершеннолетних воспитанников.
Согласно Уставу МБДОУ N 19 п.г.т. Мурмаши дошкольное образовательное учреждение является некоммерческой организацией, имущество которой находится в собственности муниципального образования Кольский район и принадлежит ДОУ на праве оперативного управления. Учредителем МБДОУ N является муниципальное образование Кольский район. Функции и полномочия учредителя осуществляет администрация Кольского района. Финансовое обеспечение деятельности МБДОУ N осуществляется в соответствии с муниципальным заданием на основе плана финансово-хозяйственной деятельности. Источниками финансового обеспечения МБДОУ N являются, в том числе, субсидии, предоставляемые МБДОУ N из бюджета Кольского района.
Согласно Уставу МБДОУ N 19 дошкольное образовательное учреждение является некоммерческой организацией, имущество которой находится в собственности муниципального образования Кольский район и принадлежит ДОУ на праве оперативного управления. Учредителем МБДОУ N является муниципальное образование Кольский район. Функции и полномочия учредителя осуществляет администрация Кольского района.
Главным распорядителем бюджетных средств, выделяемых МБДОУ N, является Управление образованием Кольского района.
Суд первой инстанции, разрешая спор, руководствовался положениями Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны", установив, что сооружение гражданской обороны находится в ненадлежащем состоянии, не готово к переводу в установленные сроки на режим защитного сооружения, не отвечает необходимым условиям для безопасного пребывания укрываемых как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени и не может быть использовано по назначению, что исключает возможность укрытия в нем граждан, включая несовершеннолетних воспитанников, пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований прокурора о приведении эксплуатируемого защитного сооружения гражданской обороны в соответствие с предъявляемыми требованиями законодательства, Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, а также возложения обязанности по финансированию мероприятий по устранению выявленных нарушений на администрацию Кольского района и Управление образование администрации Кольского района, являющегося главным распорядителем средств бюджета Кольского района для подведомственных муниципальных образовательных учреждений.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился.
Судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы судов двух инстанций в полной мере соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела, сделаны при правильном применении норм материального и процессуального права к спорным правоотношениям, оснований не согласиться с ними не имеется.
Согласно пункту 28 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию объектов гражданской обороны.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" и пунктом 9 постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.
Договор в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны, заключается в публичных интересах, на реализацию которых направлено большое число обязательств стороны договора, в том числе охранять защитные сооружения, принимать меры по поддержанию их в постоянной готовности к использованию по предназначению и дальнейшему совершенствованию в соответствии с требованиями нормативных документов по эксплуатации защитных сооружений, накапливать, сохранять и по мере необходимости освежать средства индивидуальной защиты и другое имущество гражданской обороны в установленных объемах и номенклатуре и др.
Действующее законодательство относит защитные сооружения гражданской обороны к федеральной собственности.
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу пункта 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
На основании главы 3 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2023 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относится составление и рассмотрение проекта бюджета соответствующего муниципального образования, утверждение и исполнение бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета, а также организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципального образования создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.
Пунктом 3 статьи 18 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N28-ФЗ "О гражданской обороне" установлено, что обеспечение мероприятий местного уровня по гражданской обороне, защите населения и территорий муниципального округа является расходным обязательством муниципального образования.
Вопреки доводам кассационной жалобы, мероприятия по поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию защитных сооружений и других объектов гражданской обороны осуществляются в интересах населения соответствующего муниципального образования, а обязанность администрации муниципального образования, в силу прямого указания законодательства Российской Федерации в области гражданской защиты, финансировать связанные с этим расходы.
Доводы кассационной жалобы о неправильной оценке судом доказательств выводов суда не опровергают и не являются основанием для отмены вынесенных судебных постановлений.
Доводы кассационной жалобы, направленные на иную правовую оценку установленных судами обстоятельств и толкование норм права, подлежащих применению к правоотношениям сторон, являются субъективным мнением ответчика и основаниями к отмене судебных постановлений не являются.
Доводы кассационной жалобы относительно высокой стоимости мероприятий, исполнение которых на ответчика возложил суд, не являются обстоятельством, освобождающим ответчика от исполнения указанной обязанности, соответственно, не являются основаниями для отмены судебных постановлений.
Доводы заявителя о том, что он не является надлежащим ответчиком по делу, были предметом всесторонней проверки и оценки суда апелляционной инстанции и мотивированно отклонены со ссылками на нормы материального права.
Доводы заявителя по существу повторяют его позицию при разбирательстве дела в судах первой и апелляционной инстанций, являлись предметом всесторонней проверки суда апелляционной инстанции, получили надлежащую оценку с подробным правовым обоснованием и, по сути, касаются фактических обстоятельств дела и объёма доказательств по спору. Вновь приведенные в кассационной жалобе, они не могут повлечь отмену судебных постановлений.
В силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судами первой и апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления в кассационном порядке.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для пересмотра судебного акта кассационным судом общей юрисдикции.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного постановления, поскольку нарушений судом апелляционной инстанций норм материального или процессуального права по доводам кассационной жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кольского районного суда Мурманской области от 14 июля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 6 декабря 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Кольского района Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.