АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Нижний Новгород
19 марта 2024 года
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в составе судьи Буруновой С.В, рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя г.в.в. об оспаривании результатов определения архивной кадастровой стоимости земельных участков, по частной жалобе административного истца индивидуального предпринимателя г.в.в. на определение Пермского краевого суда от 12 января 2024 года об отказе в принятии административного искового заявления,
УСТАНОВИЛ:
ИП г.в.в. обратился в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, в котором просил установить кадастровую стоимость:
- земельного участка с кадастровым номером N, равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года в размере 4 074 380 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N, равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года в размере 2 235 755 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N, равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года в размере 2 433 968 рублей.
В обоснование требований указав, что кадастровая стоимость указанных объектов недвижимости, определенная в порядке массовой оценки по состоянию на 1 января 2019 года, является завышенной по сравнению с ее рыночной стоимостью.
Определением судьи Пермского краевого суда 12 января 2024 года ИП г.в.в. отказано в принятии административного искового заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости на основании пункта 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В частной жалобе ИП г.в.в. просит определение судьи отменить, полагая, что данное определение незаконно, поскольку судом допущены нарушения материального и процессуального права, а также неправильно определены фактические обстоятельства дела.
В соответствии с частями 2, 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), рассмотрение частной жалобы на определение суда первой инстанции осуществляется по правилам, установленным настоящей главой, без проведения судебного заседания в сроки, установленные статьей 305 настоящего Кодекса, судьями соответствующих судов единолично.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, рассмотрев доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого определения, в связи с чем доводы частной жалобы подлежат отклонению по следующим основаниям.
Порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости регулируется нормами КАС РФ, Федеральным законом от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 июля 1998 года N135-ФЗ) и Федеральным законом от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон от 3 июля 2016 года N237-ФЗ) с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31 июля 2020 года N269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31 июля 2020 года N269-ФЗ).
Положениями части 3 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ установлено, что решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с данным Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 11 декабря 2020 года N 973-п "Об установлении даты перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N273 "О государственной кадастровой оценке" для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости", датой перехода установлено 1 января 2021 года.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (статья 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ).
На основании частей 4, 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ заявление об оспаривании может быть подано в комиссию или в суд со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - также ЕГРН) сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом, или в соответствии со статьей 16 данного Федерального закона. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
Федеральным законом от 31 июля 2020 года N269-ФЗ в Федеральный закон от 3 июля 2016 года N237-ФЗ введена статья 22.1, регулирующая вопросы установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости и оспаривания ее результатов, которая вступила в силу 11 августа 2020 года.
Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N269-ФЗ (с 1 января 2017 года) до 1 января 2026 года устанавливается переходный период применения ст. 22 и ст. 22.1 Федерального закона N237-ФЗ.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N269-ФЗ в течение переходного периода высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о дате перехода к применению положений ст. 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости (далее - Решение).
В силу п. 3 ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N269-ФЗ с даты, указанной в Решении (в случае отсутствия Решения - с 1 января 2026 года), в субъекте Российской Федерации:
1) применяются положения ст. 22.1 Федерального закона N237-ФЗ в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в ЕГРН;
2) не применяются положения ст. 22 Федерального закона N237-ФЗ;
3) рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со ст. 24.18 Федерального закона N135-ФЗ не осуществляется.
Постановлением Правительства Пермского края от 11 декабря 2020 года N 973-п датой перехода к применению на территории Пермского края положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости установлено 1 января 2021 года.
Таким образом, на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации о переходе к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ с 1 января 2021 года на территории Пермского края полномочиями по принятию решений о пересмотре кадастровой стоимости обладает ГБУ "Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края", решение которого об установлении или об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства и одновременно с оспариванием которого может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (части 11, 15 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ).
Статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ предусмотрен механизм внесудебного установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости - рассмотрение заявления об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости в государственных бюджетных учреждениях субъектов Российской Федерации, осуществляющих определение кадастровой стоимости.
Часть 15 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ предусматривает возможность оспаривания в суде решения бюджетного учреждения. Требование об установлении рыночной стоимости может быть заявлено только одновременно с таким требованием и не носит самостоятельного характера.
Согласно разъяснениям, данным в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N2 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 июня 2021 года, если в субъекте Российской Федерации принято решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, то независимо от того, на основании какого закона была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости, оспаривание результатов определения такой кадастровой стоимости возможно только по правилам статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ, то есть в Пермского края после 1 января 2021 года может быть оспорено только решение бюджетного учреждения, принятое в соответствии со статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что ИП г.в.в. обратился в Пермский краевой суд с настоящим административным исковым заявлением 31 декабря 2023 года. Доказательств соблюдения административным истцом внесудебного порядка, а именно обращения ИП г.в.в. в ГБУ "Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края" с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости, не представлено и в материалах дела данных доказательств не имеется. Кроме того, при подаче административного искового заявления административным истцом заявлено только требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости, которое является дополнительным и может быть заявлено только одновременно с требованием о признании незаконным решения бюджетного учреждения в сфере кадастровой оценки.
При этом, суд апелляционной инстанции отмечает, что в Пермском крае в связи с переходом к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года N237-ФЗ с 1 сентября 2017 года, как при рассмотрении споров о результатах определения кадастровой стоимости в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ, так и при установление кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости в соответствии со статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ, сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, только с 1 января года, в котором в бюджетное учреждение (суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости) подано соответствующее заявление.
В этом состоит отличие статьи 18 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ от положений части 5 стати 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ, согласно которой кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой вследствие установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Из материалов дела следует, что ИП г.в.в. является собственником:
- земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес";
- земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес";
- земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес".
Кадастровая стоимость названных объектов недвижимости утверждена по состоянию на 1 января 2019 года приказом Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края от 12 ноября 2019 года NСЭД-31-02-2-2-1393 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Пермского края" в следующих размерах:
- земельного участка с кадастровым номером N - 7 656 803 рубля 70 копеек;
- земельного участка с кадастровым номером N - 4 019 285 рублей 58 копеек;
- земельного участка с кадастровым номером N - 4 772 801 рубль 28 копеек.
В дальнейшем, кадастровая стоимость земельных участков утверждена по состоянию на 1 января 2022 года приказом Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края от 4 октября 2022 года N31-02-1-4-1901 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков на территории Пермского края" в отношении
- земельного участка с кадастровым номером N в размере 6 364 012 рублей 20 копеек;
- земельного участка с кадастровым номером N в размере 3 461 636 рублей 01 копейка;
- земельного участка с кадастровым номером N в размере 4 075 968 рублей 64 копейки.
31 декабря 2023 года административный истец обратился в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N в размере их рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке по состоянию на 1 января 2019 года.
Отказывая в принятии данного административного искового заявления, судья, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 128 КАС РФ, и на основании приведенных положений статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N269-ФЗ обоснованно исходил из того, что с 1 января 2021 года в Пермском крае применяются положения статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в ЕГРН, соответственно, на территории Пермского края вопросы установления кадастровой стоимости недвижимого имущества в размере его рыночной стоимости разрешаются бюджетным учреждением ГБУ "Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края" в порядке, предусмотренном статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, с чем суд апелляционной инстанции соглашается, в связи с чем возможность оспаривания результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости путем установления ее в размере рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года административным истцом утрачена, поэтому заявленные требования об установлении архивной кадастровой стоимости объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2019 года в размере рыночной стоимости не подлежат рассмотрению в суде.
Ссылку в частной жалобе на пункт 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N28 и на то, что у истца сохраняется возможность оспаривания результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, ставшей архивной, в связи с сохранением права на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством, суд апелляционной инстанции считает несостоятельной, поскольку положениями статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ не предусмотрена возможность оспаривания архивной кадастровой стоимости, в том числе во внесудебном порядке. При этом Федеральный закон от 3 июля 2016 года N237-ФЗ в отличие от Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ вообще не предусматривает применение вновь установленной кадастровой стоимости объекта недвижимости в размер его рыночной стоимости иначе как с 1 января года, в котором подано соответствующее заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, в том числе не предусматривает применение вновь установленной кадастровой стоимости объекта недвижимости в размер его рыночной стоимости со дня начала применения кадастровой стоимости.
При таких обстоятельствах в принятии административного искового заявления судьей суда первой инстанции отказано правомерно.
Другие доводы частной жалобы основаны на ошибочном толковании и неверном понимании норм процессуального законодательства, в связи чем являются несостоятельными и не могут повлечь отмену определения судьи.
Таким образом, обжалуемое определение суда следует признать обоснованным, соответствующим действующему законодательству и обстоятельствам дела. Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для его отмены не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 316, 317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции
определил:
определение Пермского краевого суда от 12 января 2024 года оставить без изменения, частную жалобу индивидуального предпринимателя г.в.в. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Челябинск) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Пермский краевой суд.
Судья С.В. Бурунова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.