Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Сорокина М.С, судей Бушминой А.Е, Калугина Д.М, при секретаре судебного заседания Шаманиной Н.Ю, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Территориальной избирательной комиссии Новоорского района Оренбургской области к Совету депутатов муниципального образования Кумакский сельсовет Новоорского района Оренбургской области о признании недействующим решения Совета депутатов муниципального образования Кумакский сельсовет Новоорского района Оренбургской области от 31 января 2024 года N120 "О назначении дополнительных выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования Кумакский сельсовет Новоорского района Оренбургской области четвертого созыва", по апелляционной жалобе Совета депутатов муниципального образования Кумакский сельсовет Новоорского района Оренбургской области на решение Оренбургского областного суда от 6 марта 2024 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Калугина Д.М, объяснения представителя административного истца Территориальной избирательной комиссии Новоорского района Оренбургской области И, представителя заинтересованного лица Избирательной комиссии Оренбургской области Т. (до перерыва), представителей административного ответчика Совета депутатов муниципального образования Кумакский сельсовет Новоорского района Оренбургской области Л. и Б, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриева М.С, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
решением Совета депутатов муниципального образования Кумакский сельсовет Новоорского района Оренбургской области четвертого созыва N120 от 31 января 2024 года назначены дополнительные выборы депутатов Совета депутатов муниципального образования Кумакский сельсовет Новоорского района Оренбургской области четвертого созыва по пятимандатному избирательному округу N1 и по пятимандатному избирательному округу N2 на воскресенье 28 апреля 2024 года.
Данное решение Совета депутатов муниципального образования Кумакский сельсовет опубликовано в газете "Новоорская газета" N5 от 8 февраля 2024 года.
Территориальная избирательная комиссия Новоорского района Оренбургской области обратилась в Оренбургский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим вышеуказанного решения Совета депутатов муниципального образования Кумакский сельсовет, указав, что в нарушение пункта 9 статьи 71 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" дополнительные выборы депутатов Совета депутатов муниципального образования Кумакский сельсовет назначены в условиях, когда в каждом из двух избирательных округов замещено более двух третей мандатов и данный представительный орган местного самоуправления является правомочным.
Определением Оренбургского областного суда от 16 февраля 2024 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация муниципального образования Кумакский сельсовет Новоорского района Оренбургской области, администрация муниципального образования Новоорского района Оренбургской области, Избирательная комиссия Оренбургской области.
Решением Оренбургского областного суда от 6 марта 2024 года административное исковое заявление удовлетворено. Признано недействующим со дня принятия решение Совета депутатов муниципального образования Кумакский сельсовет Новоорского района Оренбургской области от 31 января 2024 года N120 "О назначении дополнительных выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования Кумакский сельсовет Новоорского района Оренбургской области четвертого созыва".
В апелляционной жалобе Совета депутатов муниципального образования Кумакский сельсовет Новоорского района Оренбургской области (далее также Совет депутатов) ставится вопрос об отмене указанного судебного решения как незаконного. Заявитель апелляционной жалобы полагает, что действующее правовое регулирование спорных правоотношений предусматривает проведение дополнительных выборов, в том числе в случае досрочного прекращения депутатских полномочий, в результате которых представительный орган муниципального образования остался в неправомочном составе, что имело место в рассматриваемом случае, так как в настоящее время Совет депутатов в полном объеме свои полномочия осуществлять не может.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Избирательной комиссией Оренбургской области, администрацией муниципального образования Кумакский сельсовет Новоорского района Оренбургской области, Прокуратурой Оренбургской области представлены возражения об их необоснованности.
В заседании суда апелляционной инстанции представители Совета депутатов муниципального образования Кумакский сельсовет Новоорского района Оренбургской области просили отменить решение суда по доводам апелляционной жалобы. Представители Территориальной избирательной комиссии Новоорского района Оренбургской области и Избирательной комиссии Оренбургской области просили отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, решение суда оставить без изменения. Участвующий в деле прокурор полагал, что решение суда законно и отмене не подлежит.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав объяснения явившихся по делу лиц, заключение прокурора, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, представленных возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Правоотношения, по поводу которых возник спор, регламентированы Федеральным законом от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее также Федеральный закон N67-ФЗ), Федеральным законом от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N131-ФЗ), Законом Оренбургской области от 9 июня 2022 года N321/100-VII-ОЗ "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Оренбургской области" (далее также Закон Оренбургской области N321/100-VII-ОЗ), Уставом муниципального образования Кумакский сельсовет Новоорского района Оренбургской области, утвержденного решением Совета депутатов N32 от 12 мая 2011 года. Положения указанных нормативных правовых актов приводятся в редакции, действующей на период возникновения спорных правоотношений.
Представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее 2/3 от установленной численности депутатов, правомочность заседания представительного органа муниципального образования определяется уставом муниципального образования, которое не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов (части 1 и 1.1 статьи 35 Федерального закона N131-ФЗ).
Аналогичные положения содержаться в частях 2, 6 статьи 21 Устава муниципального образования Кумакский сельсовет Новоорского района Оренбургской области (далее также Устав).
Частью 10 статьи 40 Федерального закона N131-ФЗ закреплены случаи, в которых полномочия депутата органа местного самоуправления прекращаются досрочно.
Решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания (часть 11 статьи 40 Федерального закона N131-ФЗ).
Как следует из материалов дела, в настоящее время Совет депутатов четвертого созыва, состоящий, в соответствии с частью 1 статьи 21 Устава из 10 депутатов, сформирован сроком на 5 лет по результатам проведенных выборов в двух многомандатных округах (по пять мандатов в округе). Результаты выборов утверждены Решением Территориальной избирательной комиссии Новоорского района Оренбургской области N156/424-4 от 14 сентября 2020 года.
Решениями Совета депутатов N29 от 2 февраля 2021 года, N70 от 15 августа 2022 года и N99 от 24 октября 2023 года досрочно прекращены полномочия четырех депутатов Совета депутатов, по два депутата из каждого многомандатного избирательного округа, при этом 24 октября 2023 года одновременно прекращены полномочия двух депутатов, представляющих различные избирательные округа.
Таким образом, в настоящее время продолжают осуществлять свои полномочия шесть из десяти избранных депутатов, что составляет более 50 процентов от числа избранных депутатов, при этом в каждом избирательном округе замещено по три из пяти депутатских мандата.
Статьей 71 Федерального закона N67-ФЗ предусмотрено, что при досрочном прекращении полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, в этом избирательном округе орган, уполномоченный на то законом, назначает дополнительные выборы (пункт 8); в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по многомандатному избирательному округу, дополнительные выборы назначаются и проводятся в порядке, предусмотренном пунктом 8 данной статьи, если в округе замещено менее 2/3 депутатских мандатов (пункт 9).
Аналогичное основание к назначению дополнительных выборов в связи с тем, что в многомандатном избирательном округе замещено менее двух третей депутатских мандатов, содержится в пункте 1 части 2 статьи 84 Закона Оренбургской области N321/100-VII-ОЗ.
Разрешая по существу заявленные административные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у Совета депутатов оснований для назначения оспариваемым решением дополнительных выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования Кумакский сельсовет Новоорского района Оренбургской области Четвертого созыва, исходя из того, что в каждом многомандатном избирательном округе замещено не менее двух третей депутатских мандатов, то есть три из пяти в каждом многомандатном избирательном округе, с чем судебная коллегия согласиться не может, так как указанное количество депутатов составляет менее двух третей депутатских мандатов в каждом из многомандатных округов. Применение округления при производстве подобных расчетов, действующим федеральным законодательством о выборах не предусмотрено.
Однако указанный ошибочный вывод суда первой инстанции не повлиял на правильность принятого судом решения, в связи со следующим.
Пунктом 8 статьи 71 Федерального закона N67-ФЗ регламентирован порядок определения дня голосования. В частности указано, что дополнительные выборы назначаются на предусмотренный пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона день голосования. Если дополнительные выборы, в том числе с учетом сроков, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 настоящего Федерального закона, не могут быть назначены на ближайший предусмотренный пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона день голосования, они назначаются на следующий предусмотренный пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона день голосования либо на иной день до указанного дня голосования с учетом положений, предусмотренных пунктами 6 - 9 статьи 10 настоящего Федерального закона. При этом в период, который начинается за пять месяцев до предусмотренного пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона дня голосования и заканчивается через месяц после указанного дня голосования, такие дополнительные выборы не могут быть проведены в иной день, кроме указанного дня голосования, и назначаются на указанный день с учетом положений, предусмотренных пунктами 6 - 9 статьи 10 настоящего Федерального закона. Если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий законодательный орган субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования остались в неправомочном составе, дополнительные выборы проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня такого досрочного прекращения полномочий, при этом сроки избирательных действий по решению органа, уполномоченного законом назначать дополнительные выборы, могут быть сокращены на одну треть.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы о неправомочном составе Совета депутатов, как основанные на неверном толковании норм действующего законодательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Как уже отмечалось ранее, в настоящее время продолжают осуществлять свои полномочия шесть из десяти избранных депутатов Совета депутатов, что составляет более 50 процентов от числа избранных депутатов. Исходя из вышеприведенных законоположений, а также положений Устава, такого количества действующих депутатов достаточно для осуществления Советом депутатов своих функций в пределах предоставленной компетенции.
Отсутствие правовой возможности принятия решений требующих квалифицированного большинства голосов депутатов, о чем фактически заявляется, как в доводах апелляционной жалобы, так и в пояснениях представителей административного ответчика в заседании судебной коллегии, не свидетельствует о неправомочности состава Совета депутатов, так как действующее правовое регулирование спорных правоотношений указанные понятия не отождествляет. Совет депутатов сохранил право проводить сессии и принимать решения по вопросам местного значения, в том числе по вопросу назначения дополнительных выборов, относящемуся, в соответствии с положениями Федеральный закон N131-ФЗ (часть 2 статьи 23), к компетенции Совета депутатов. При этом, состав Совета депутатов может быть восполнен в порядке, предусмотренном пунктами 8 и 9 статьи 71 Федерального закона N67-ФЗ.
Помимо изложенного, судебная коллегия отмечает, что решения о неправомочности состава Совета депутатов в порядке, предусмотренном пунктом 2 части 16 статьи 35 Федерального закона N131-ФЗ судом не принималось, а ссылка представителя административного ответчика на судебную практику по делам данной категории несостоятельна, так как преюдициального значения для правильного разрешения настоящего спора не имеет.
При таких обстоятельствах ошибочны и доводы административного ответчика, ссылающегося на положения пункта 8 статьи 71 Федерального закона N67-ФЗ, о четырехмесячном сроке проведения дополнительных выборов, а также о необходимости исчисления указанного срока со дня принятия бюджета муниципального образования, а не со дня досрочного прекращения полномочий депутатов, как на то указывает приведенная выше норма.
С учетом изложенного, дополнительные выборы могли быть назначены на предусмотренный пунктом 3 статьи 10 Федерального закона N67-ФЗ день голосования, так как предусмотренных данной нормой исключений в рассматриваемом случае не имеется.
Днем голосования на выборах в органы местного самоуправления на основании пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ является второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов, а если сроки полномочий истекают в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва, - день голосования на указанных выборах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 6 настоящей статьи.
Пунктом 7 статьи 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ установлено, что решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования и быть опубликовано. в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.
Как следует из материалов настоящего дела, оспариваемым решением, вопреки приведенным выше законоположениям, дополнительные выборы депутатов Совета депутатов муниципального образования Кумакский сельсовет Новоорского района Оренбургской области Четвертого созыва назначены на 28 апреля 2024 года, соответственно нарушен и срок для принятия подобного решения, предусмотренный пунктом 7 статьи 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ, а также не соблюден установленный законом пятидневный срок для его опубликования (8 февраля 2024 года).
Помимо изложенного, как уже отмечалось, пунктом 8 статьи 71 Федерального закона N67-ФЗ предусмотрено, что в период, который начинается за пять месяцев до предусмотренного пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона дня голосования и заканчивается через месяц после указанного дня голосования, такие дополнительные выборы не могут быть проведены в иной день, кроме указанного дня голосования.
28 апреля 2024 года входит в пятимесячные период предшествующий дню голосования, предусмотренному пунктом 3 статьи 10 Федерального закона N67-ФЗ, так как второе воскресенье сентября в 2024 году выпадает на 8 сентября, соответственно проведение дополнительных выборов на 28 апреля 2024 года назначено быть не могло.
При таких обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно пришел к верному выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований, а оснований для отмены по существу правильного решения суда по доводам апелляционной жалобы, основанным на неверном толковании норм материального права, не имеется.
С учетом того, что оспариваемым решением дополнительные выборы на 8 сентября 2024 года не назначались, доводы административного иска, со ссылкой на положения пункта 10 статьи 71 Федерального закона N67-ФЗ, об отсутствии правовой возможности назначить выборы на указанную дату, к предмету рассматриваемого спора отношения не имеет.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь, определила:
решение Оренбургского областного суда от 6 марта 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Совета депутатов муниципального образования Кумакский сельсовет Новоорского района Оренбургской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Оренбургский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 22 марта 2024 года
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.