Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Набиев Р.А., рассмотрев жалобу начальника отдела взаимодействия со страхователями N 1 управления персонифицированного учета и администрирования страховых взносов ОСФР по Кировской области Котельниковой Ирины Юрьевны на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 69 Первомайского судебного района г. Кирова Кировской области от 10 августа 2023 г., решение судьи Первомайского районного суда г. Кирова Кировской области от 17 октября 2023 г., вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора ООО "Рад-Тех" Рубцова Андрея Дмитриевича,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 69 Первомайского судебного района г. Кирова Кировской области от 10 августа 2023 г, оставленным без изменения решением судьи Первомайского районного суда г. Кирова Кировской области от 17 октября 2023 г, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Рад-Тех" (далее - ООО "Рад-Тех", общество) Рубцова А.Д. прекращено на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при признании утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, начальник отдела взаимодействия со страхователями N 1 управления персонифицированного учета и администрирования страховых взносов ОСФР по Кировской области Котельникова И.Ю. выражает несогласие с судебными актами, просит их отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Генеральный директор общества Рубцов А.Д. в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях извещен о подаче названной жалобы, в установленный срок возражения на нее не представил.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении, доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.
Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, устанавливаются Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон 01.04.1996 N 27-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ) (в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административных правонарушениях) установлено, что страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 данной статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 данной статьи, - в налоговые органы по месту их учета.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, 5 июля 2023 г. начальником отдела взаимодействия со страхователями N 1 управления персонифицированного учета и администрирования страховых взносов ОСФР по Кировской области Котельниковой И.Ю. в отношении генерального директора ООО "Рад-Тех" Рубцова А.Д. составлен протокол N об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 3).
Согласно данному протоколу в результате проверки документов: формы СЗВ-М, выписки из ЕГРЮЛ, базы данных страхователей ПК Perso, выявлен факт непредставления ООО "Рад-Тех", уполномоченным должностным лицом которого на момент совершения правонарушения являлся генеральный директор Рубцов А.Д, в установленный срок (не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем) в органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации сведений по форме СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах" за декабрь 2022 г, фактически сведения представлены 26 января 2023 г.
Рассматривая дело об административном правонарушении в отношении генерального директора ООО "Рад-Тех" Рубцова А.Д, мировой судья судебного участка N 69 Первомайского судебного района г. Кирова Кировской области в постановлении от 10 августа 2023 г. указал, что Федеральным законом от 14.07.2022 N 237-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (пункт 12 статьи 2) часть 2.2 статьи 11 Федерального закона 01.04.1996 N 27-ФЗ, нарушение которой вменено генеральному директора общества Рубцову А.Д, изложена в новой редакции, которая не предусматривает с 1 января 2023 г. предоставление отчетности по форме СЗВ-М. Поскольку на момент составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела утратили силу положения закона, нарушение которых влекло за собой административную ответственность, мировой судья производство по делу прекратил на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья районного суда с выводами мирового судьи согласился.
Вместе с тем, с указанными выводами предыдущих судебных инстанций согласиться нельзя.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу статьи 26.1 названного кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.
В соответствии с положениями частей 1, 3 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.
Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 237-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" статья 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ изложена в новой редакции, пункт 2.2 из указанной статьи исключен.
Вместе с тем, согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 237-ФЗ за отчетные периоды, истекшие до 1 января 2023 года, сведения для индивидуального (персонифицированного) учета представляются страхователями в соответствующие органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Таким образом, изменения положений статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ не освобождало должностное лицо общества от исполнения обязанности предоставить сведения по форме СЗВ-М за декабрь 2022 г. в ОСФР по Кировской области до 15 января 2023 г.
При таких обстоятельствах, мировым судьей неверно применена часть 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и прекращено производство по делу.
Данные обстоятельства при рассмотрении жалобы начальника отдела взаимодействия со страхователями N 1 управления персонифицированного учета и администрирования страховых взносов ОСФР по Кировской области Котельниковой И.Ю. на постановление мирового судьи не были исследованы судьей районного суда и не получили надлежащую правовую оценку.
Такое рассмотрение дела не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.
Допущенные нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, повлияли на выводы, сделанные по данному делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах, постановление мирового судьи судебного участка N 69 Первомайского судебного района г. Кирова Кировской области от 10 августа 2023 г, решение судьи Первомайского районного суда г. Кирова Кировской области от 17 октября 2023 г, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора ООО "Рад-Тех" Рубцова А.Д, подлежат отмене.
Из материалов дела усматривается, что обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении генерального директора ООО "Рад-Тех" Рубцова А.Д. дела об административном правонарушении, имели место 17 января 2023 г.
Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет один год.
Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, по настоящему делу истек.
Исходя из приведенных правовых норм по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, производство по делу в отношении которого прекращено, обсуждаться не может, возобновление производства по делу и возвращение его на новое рассмотрение невозможны, так как это ухудшает положение данного лица.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
Поскольку на момент рассмотрения жалобы начальника отдела взаимодействия со страхователями N 1 управления персонифицированного учета и администрирования страховых взносов ОСФР по Кировской области Котельниковой И.Ю. в Шестом кассационном суде общей юрисдикции срок давности привлечения генерального директора общества Рубцова А.Д. к административной ответственности истек, производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 69 Первомайского судебного района г. Кирова Кировской области от 10 августа 2023 г, решение судьи Первомайского районного суда г. Кирова Кировской области от 17 октября 2023 г, вынесенные в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Рад-Тех" Рубцова Андрея Дмитриевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по настоящему делу об административном правонарушении на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Судья Р.А. Набиев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.