Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Загороднов О.В., рассмотрев жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Оренбургской области Южно-Уральского Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Гмирянского Святослава Алексеевича (далее - должностное лицо Росприроднадзора) и жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Оренбург Водоканал" (далее - ООО "Оренбург Водоканал", Общество) Нестеренко Юлии Александровны (далее - защитник ООО "Оренбург Водоканал") на вступившие в законную силу решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга Оренбургской области от 19 сентября 2023 года, решение судьи Оренбургского областного суда от 22 ноября 2023 года, вынесенные в отношении ООО "Оренбург Водоканал", по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 7, 9, 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
постановлением должностного лица Росприроднадзора от 23 июня 2023 года ООО "Оренбург Водоканал" признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частями 7, 9, 10 статьи 8.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 350000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга Оренбургской области от 19 сентября 2023 года это постановление должностного лица Росприроднадзора отменено, материалы дела направлены в Южно-Уральское Межрегиональное управление Росприроднадзора на новое рассмотрение.
Решением судьи Оренбургского областного суда от 22 ноября 2023 года названное решение судьи районного суда оставлено без изменения.
В жалобах, поданных в Шестой кассационный суд общей юрисдикции и объединённых в одно производство, должностное лицо Росприроднадзора и защитник ООО "Оренбург Водоканал", каждый в отдельности, просят отменить названные судебные акты, приводя доводы об их незаконности, дело возвратить на новое рассмотрение: должностное лицо Росприроднадзора - в Оренбургский областной суд, защитник ООО "Оренбург Водоканал" - в Ленинский районный суд г. Оренбурга Оренбургской области.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов этой жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Согласно части 7 статьи 8.2 КоАП РФ неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с частью 9 этой же статьи КоАП РФ неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
Частью 10 статьи 8.2 КоАП РФ установлено, что неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела, с 22 мая по 2 июня 2023 года в доме N 41 на улице Потехина в г. Оренбурге Оренбургской области Южно-Уральским Межрегиональным управлением Росприроднадзора проведена плановая проверка соблюдения природоохранного законодательства объекта негативного воздействия на окружающую среду I категории - "Очистные сооружения канализации ЦОС и КС ООО "Оренбург Водоканал"", где на 2 июня 2023 года выявлены нарушения Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьи 1, 3, 11, и Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статья 14, части 1, 2, 4, 7 статьи 18, часть 1 статьи 19, указанные в протоколах об административных правонарушениях, предусмотренных частями 7, 9, 10 статьи 8.2 КоАП РФ, л.д. 18 - 42 материалов дела.
Эти обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО "Оренбург Водоканал" к административной ответственности за совершение названных административных правонарушений, указанным постановлением должностного лица Росприроднадзора, которое обжалуемым решением судьи районного суда отменено и дело направлено на новое рассмотрение в Южно-Уральское Межрегиональное управление Росприроднадзора, с чем в обжалуемом решении согласился судья Оренбургского областного суда.
Вместе с этим обжалуемые судебные акты признать законными и обоснованными не представляется возможным.
Федеральным законом от 26 марта 2022 г. N 70-ФЗ "О внесении изменений в КоАП РФ (далее - Федеральный закон от 26 марта 2022 года N 70-ФЗ), вступившим в силу 6 апреля 2022 года, статья 4.4 названного кодекса дополнена частью 6, в которой закреплено, что, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статьи) раздела II названного кодекса либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания за совершение указанных административных правонарушений применяются правила назначения административного наказания, предусмотренные частями 2 - 4 данной статьи.
Частью 2 статьи 4.4 КоАП РФ определено, что при условиях, перечисленных в данной норме, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
В силу части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
На момент рассмотрения 19 сентября 2023 года судьей указанного районного суда жалобы ООО "Оренбург Водоканал" на рассматриваемое постановления должностного лица Росприроднадзора о привлечении этого Общества к административной ответственности действовали положения части 6 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и согласно материалам дела соответствующие постановления исполнены не были.
Поскольку административные правонарушения, предусмотренные статьей 8.2 КоАП РФ, выявлены в ходе одного контрольного мероприятия, принимая решение о привлечении ООО "Оренбург Водоканал" к административной ответственности по данному делу должностное лицо Росприроднадзора применил положения части 6 статьи 4.4 названного Кодекса и в вышеуказанном постановлении назначил Обществу административное наказание по правилам части 2, пункта 2 части 3 статьи 4.4 названного Кодекса в пределах санкций частей 7, 9, 10 статьи 8.2 КоАП РФ, в пределах санкции, предусматривающей более строгое административное наказание.
Отменяя это постановление должностного лица Росприроднадзора, судья названного районного суда, и затем судья Оренбургского областного суда посчитали, что при его вынесении нарушены предусмотренные КоАП РФ общие правила назначения административного наказания, указав, что в рассматриваемом случае в рамках одной проверки выявлено три административных правонарушения, каждое из которых является самостоятельным и влечет назначение административного наказания в соответствии с частью 1 статьи 4.4 КоАП РФ. Эта позиция является ошибочной, так как с учётом положений части 6 статьи 4.4 КоАП РФ о необходимости применения правил назначения административного наказания, предусмотренные частью 2, пунктом 2 части 3 статьи 4.4 названного Кодекса, в пределах санкции, предусматривающей более строгое административное наказание. В связи с этим этот вывод судей двух судебных инстанций противоречит положениям указанных норм КоАП РФ и фактическим обстоятельствам дела.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу положений части 3 статьи 30.9 названного Кодекса рассмотрение и разрешение последующих жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление осуществляются в порядке, установленном статьями 30.2 - 30.8 КоАП РФ. При этом в соответствии с пунктами 4, 6 части 1 статьи 29.10, частью 2 статьи 30.8 названного Кодекса решение по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении должно содержать, в том числе обстоятельства, установленные при рассмотрении дела и мотивированное решение по делу.
Поэтому такое рассмотрение жалоб, поданных в порядке главы 30 КоАП РФ, не отвечает установленным статьей 24.1 названного Кодекса задачам производства по делам об административных правонарушениях.
Указанные нарушения норм КоАП РФ являются существенными и не могут быть восполнены судом кассационной инстанции.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах оспариваемые судебные акты на основании пункта 3 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ подлежат отмене, а данное дело - возвращению на новое рассмотрение в названный районный суд.
При новом рассмотрении этого дела об административном правонарушении судье указанного районного суда следует учесть всё вышеизложенное и принять соответствующее мотивированное и обоснованное решение в полном соответствии с требованиями об этом КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 30.13, пунктом 3 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ, судья
постановил:
жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Оренбургской области Южно-Уральского Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Гмирянского Святослава Алексеевича удовлетворить частично.
жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Оренбург Водоканал" Нестеренко Юлии Александровны удовлетворить.
Решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга Оренбургской области от 19 сентября 2023 года, решение судьи Оренбургского областного суда от 22 ноября 2023 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Оренбург Водоканал" по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 7, 9, 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, данное дело об административном правонарушении возвратить на новое рассмотрение в Ленинский районный суд г. Оренбурга Оренбургской области.
Отказать в удовлетворения требования о возвращении данного дела на новое рассмотрение в Оренбургский областной суд по жалобе государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Оренбургской области Южно-Уральского Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Гмирянского Святослава Алексеевича.
Судья О.В. Загороднов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.