Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Сказочкина В.Н, судей Алексеева Д.В, Трескуновой Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Самарской области, поданную 19 января 2024 года на решение Похвистневского районного суда Самарской области от 26 мая 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 17 августа 2023 года по административному делу N 2а-363/2023 по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Самарской области к Инжеватову Михаилу Александровичу о взыскании обязательных платежей и санкций.
Заслушав доклад судьи Алексеева Д.В, объяснения представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Самарской области Максаковой О.А, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная ИФНС России N 23 по Самарской области обратилась в суд с административным иском к Инжеватову М.А, после уточнения заявив требования о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2021 год в размере 20366, 09 рублей, пени за 2020 год в размере 22, 38 рубля, пени за 2021 год в размере 1148, 65 рублей; страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере за 2021 год в размере 8426 рублей, пени за 2021 год в размере 298, 28 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением, за 2019 год в размере 50, 60 рублей.
В обоснование указывалось, что в адрес налогоплательщика направлялись требования об уплате налогов, взносов и пени, в установленный срок задолженность им не уплачена.
Определением Похвистневского районного суда Самарской области от 26 мая 2023 года производство по делу в части взыскания страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2021 год в размере 9465, 64 рублей, налога на имущество физических лиц за 2019 год в размере 5669 рублей прекращено в связи с отказом административного истца от требований.
Решением Похвистневского районного суда Самарской области от 26 мая 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 17 августа 2023 года, в удовлетворении уточненных административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Межрайонная ИФНС России N 23 по Самарской области просит отменить судебные акты, указывая, что 1 января 2023 года вступил в силу Федеральный закон от 14 июля 2022 года N 263-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации", вводящий институт Единого налогового счета (и единого налогового платежа) для всех налогоплательщиков. Положения Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 12 ноября 2013 года N 107н, допускают, при невозможности однозначно идентифицировать платеж, самостоятельное отнесение налоговым органом поступивших денежных средств к одному из указанных оснований платежа. Частичное указание требуемых реквизитов в платежных документах не позволило налоговому органу однозначно идентифицировать платежи, тогда как наличие уникального идентификатора начисления не исключает обязательность заполнения наряду с ним иных предусмотренных реквизитов. Таким образом, уплаченная налогоплательщиком сумма единого налогового платежа, равная задолженности, указанной в административном исковом заявлении, может быть учтена в счет погашения иной задолженности.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не нашла оснований, предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены или изменения обжалованных судебных постановлений.
Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 263-ФЗ в Налоговый кодекс Российской Федерации включена статья 11.3 ("Единый налоговый платеж. Единый налоговый счет"), согласно пункту 1 которой единым налоговым платежом признаются денежные средства, перечисленные налогоплательщиком, плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом и (или) иным лицом в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства, предназначенные для исполнения совокупной обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, а также денежные средства, взысканные с налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно пунктам 4, 5 указанной статьи единый налоговый счет ведется в отношении каждого физического лица и каждой организации, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и (или) налоговыми агентами (в том числе при исполнении обязанности управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета в связи с выполнением договора инвестиционного товарищества).
Совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица, указанного в пункте 4 настоящей статьи, в валюте Российской Федерации на основе, среди прочего, налоговых уведомлений - со дня наступления установленного законодательством о налогах и сборах срока уплаты соответствующего налога (подпункт 6).
В соответствии с пунктом 1 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 263-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" сальдо единого налогового счета организации или физического лица формируется 1 января 2023 года с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, в порядке, аналогичном установленному статьей 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом, согласно пункту 2 вышеуказанной статьи в целях пункта 1 части 1 настоящей статьи в суммы неисполненных обязанностей не включаются суммы недоимок по налогам, государственной пошлине, в отношении уплаты которой налоговому органу выдан исполнительный документ, иным сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации процентам, по которым по состоянию на 31 декабря 2022 года истек срок их взыскания.
Положениями статьей подпункта 1 пункта 3 статьи 44, подпункта 1 пункта 7 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; обязанность по уплате налога считается исполненной (частично исполненной) налогоплательщиком, если иное не предусмотрено пунктом 13 настоящей статьи, со дня перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа в бюджетную систему Российской Федерации или со дня признания денежных средств в качестве единого налогового платежа при наличии на соответствующую дату учтенной на едином налоговом счете совокупной обязанности в части, в отношении которой может быть определена принадлежность таких сумм денежных средств в соответствии с пунктом 8 настоящей статьи.
Из материалов дела усматривается, что заявленные налоговым органом ко взысканию суммы уплачены административным ответчиком после предъявления административного иска в суд.
Отказывая в удовлетворении административного иска, судебные инстанции исходили из данного обстоятельства, изучив представленные административным ответчиком чеки-ордера, датированные 14 марта 2023 года, в которых указано назначение платежей, позволяющее провести идентификацию платежей и периодов времени, в которых возникла обязанность по оплате соответствующих сумм.
С учетом положений абзаца 3 пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на время заявления обращения в суд за судебным приказом), согласно которой заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд, а также части 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям, и может выйти за пределы заявленных требований только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, выводы судебных инстанций не могут быть признаны неправильными.
Суды дали надлежащую оценку обстоятельствам дела, которые не предоставляли оснований для удовлетворения административного иска. В кассационной жалобе не приведено данных, которые опровергали бы достоверность указанных выводов.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Похвистневского районного суда Самарской области от 26 мая 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 17 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Самарской области - без удовлетворения.
На кассационное определение может быть подана кассационная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 11 марта 2024 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.