Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Сказочкина В.Н, судей Алексеева Д.В, Трескуновой Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Чазова Александра Николаевича, поданную 9 января 2024 года на решение Можгинского районного суда Удмуртской Республики от 5 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 9 августа 2023 года по административному делу N 2а-441/2023 по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 7 по Удмуртской Республике к Чазову Александру Николаевичу о взыскании задолженности по обязательным платежам.
Заслушав доклад судьи Алексеева Д.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
УФНС России по Удмуртской Республике (до реорганизации Межрайонная ИФНС России N 7 по Удмуртской Республике) обратилось в суд с административным иском к Чазову А.Н. о взыскании задолженности:
по транспортному налогу с физических за 2018 год в размере 850 рублей, пени 11, 24 рублей; за 2019 год в размере 2958 рублей, пени 2, 51 рублей; за 2020 год в размере 2958 рублей, пени 5, 92 рублей;
по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах муниципальных округов, за 2015 год в размере 34 рубля, пени 3 рубля; за 2016 год в размере 34 рубля, пени 3 рубля; за 2017 год в размере 34 рубля, пени 0, 80 руб.; за 2018 год в размере 34 рубля, пени 0, 45 рублей; за 2019 год в размере 34 рублей, пени 0, 03 руб.; за 2020 год в размере 37 рублей, пени 0, 07 рублей;
по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах муниципальных округов, за 2015 год в размере 14 рублей, пени 1, 23 рубля; за 2016 год в размере 100 рублей, пени 8, 82 рубля; за 2017 год в размере 100 рублей, пени 2, 34 рубля; за 2018 год в размере 100 рублей, пени 1, 32 рубля; за 2019 год в размере 111 рублей, пени 0, 09 рублей; за 2020 год в размере 111 рублей, пени 0, 22 рублей.
В обоснование требований указывалось, что Чазову А.Н. на праве собственности принадлежали объекты недвижимости, транспортные средства, в его адрес направлялись требования об уплате налогов и пени, в установленный срок задолженность им не уплачена.
Решением Можгинского районного суда Удмуртской Республики от 5 мая 2023 года с учетом определения суда от 19 июня 2023 года об исправлении описки, административный иск удовлетворен, постановлено взыскать заявленные суммы.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 9 августа 2023 года решение суда первой инстанции отменено в части взыскания земельного налога и налога на имущество физических лиц за 2015-2016 годы и пени, отказано в их взыскании, в остальной части решение суда оставлено без изменения.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 11 января 2024 года апелляционное определение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Чазов А.Н. просит отменить судебные постановления и прекратить производство по делу ввиду неправильного определения судами обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушения судами норм права.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не нашла оснований, предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены обжалованных судебных постановлений.
Из материалов дела следует, что административный ответчик в 2017 - 2020 годах являлся собственником транспортного средства, объектов недвижимости. За указанные налоговые периоды начислены транспортный налог, налог на имущество, земельный налог, о чем Чазову А.Н. были направлены налоговые уведомления и ввиду неуплаты налогов направлены требования.
Неисполнение требований послужило основанием для обращения налогового органа к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, который впоследствии был вынесен 21 июля 2022 года и затем отменен 18 августа 2022 года по заявлению должника.
В соответствии с пунктом 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Согласно пункту 3 статьи 363, пункту 4 статьи 397, пункту 3 статьи 409 НК РФ направление налогового уведомления в отношении транспортного налога, земельного налога, налога на имущество допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Абзацем четвертым пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент обращения налоговой инспекции в суд с заявлением о выдаче судебного приказа, предусматривалось, что заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
В ходе подробного изучения доводов сторон суд апелляционной инстанции правомерно не усмотрел нарушения налоговой инспекцией порядка и сроков производства взыскания недоимки, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судами рассмотрены доводы административного ответчика о неправомерном принятии административного иска, им дана надлежащая правовая оценка.
Обязанность налогоплательщика уплачивать налоги и обязательность требований налогового органа следует из положений Конституции Российской Федерации (статья 57), Налогового кодекса Российской Федерации (статьи 3, 8, 12, 19, 31), Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации" (статья 7).
Ввиду соответствия изложенных в обжалованных судебных актах выводов обстоятельствам административного дела и имеющимся доказательствам оснований для удовлетворения кассационной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
кассационную жалобу Чазова Александра Николаевича на решение Можгинского районного суда Удмуртской Республики от 5 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 9 августа 2023 года оставить без удовлетворения.
На кассационное определение может быть подана кассационная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 11 марта 2024 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.