Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В, судей Киреевой Е.В, Калиновского А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 4 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 27 сентября 2023 года по гражданскому делу N 2-4112/2023 по иску Семенова Андрея Николаевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области о признании права на досрочное назначение страховой пенсии.
Заслушав доклад судьи Юровой О.В, проверив материалы дела, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Семенов А.Н. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области (далее - ОСФР по Оренбургской области), указав, что решением пенсионного органа от 11 января 2019 года ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемой продолжительности страхового стажа и стажа, дающего право на досрочную страховую пенсию по старости.
Просил признать частично незаконным решение начальника Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (ГУ) в г. Оренбурге от 11 января 2019 года; обязать ОСФР по Оренбургской области включить в стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости, периоды работы с 24 июля 1984 года по 30 октября 1997 года электрогазосварщиком, занятым на резке и ручной сварке Строительного управления N треста "Оренбургдорстрой" (с 9 октября 1992 года - "данные изъяты" обязать ОСФР по Оренбургской области включить в страховой стаж периоды работы: с 13 февраля 1984 года по 30 октября 1997 года слесарем, электросварщиком СУ N треста "Оренбургстрой" (с 21 декабря 1992 года - "данные изъяты"), с 8 января 1998 года по 30 июня 1998 года электросварщиком ПК "Элеватор"; обязать ОСФР по Оренбургской области назначить и выплачивать досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения, то есть с 10 октября 2018 года.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 4 июля 2023, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 27 сентября 2023 года, исковые требования Семенова А.Н. удовлетворены частично.
Признано незаконным решение Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области от 11 января 2019 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в части невключения: в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", следующих периодов: с 24 июля 1984 года по 31 декабря 1991 года - электрогазосварщик, занятый на резке и ручной сварке Строительного управления N треста "Оренбургдорстрой"; в страховой стаж: с 13 февраля 1984 года по 30 октября 1997 года - слесарь, электросварщик СУ N треста "Оренбургстрой", с 21 декабря 1992 года "данные изъяты"; с 8 января 1998 года по 30 июня 1998 года - электросварщик ПК Элеватор.
На ОСФР по Оренбургской области возложена обязанность включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды: с 24 июля 1984 года по 31 декабря 1991 года - электрогазосварщик, занятый на резке и ручной сварке Строительного управления N треста "Оренбургдорстрой"; в страховой стаж: с 13 февраля 1984 года по 30 октября 1997 года - слесарь, электросварщик СУ N треста "Оренбургстрой", с 21 декабря 1992 года "данные изъяты"; с 8 января 1998 года по 30 июня 1998 года - электросварщик ПК Элеватор.
В удовлетворении остальной части требований Семенову А.Н. отказано.
В кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области просит решение и апелляционное определение отменить в части обязания ответчика включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды с 24 июля 1984 годы по 31 декабря 1991 года - электрогазосварщик, занятый на резке и ручной сварке, Строительного управления N треста "Оренбургдорстрой", страховой стаж с 13 февраля 1984 года по 30 октября 1997 года слесарь, электросварщик СУ N треста "Оренбургдорстрой", с 8 января 1998 года по 30 июня 1998 года - электросварщик ПК Элеватор и принять в данной части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылается на неправильное применение норм материального права, неправильную оценку обстоятельств дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Лица, участвующие в деле, правом участия в судебном заседании кассационного суда не воспользовались, надлежащим образом уведомлены о принятии кассационной жалобы к производству и назначении судебного заседания, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с частью 2.1. статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения кассационной жалобы до начала судебного заседания не представили.
В силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка участвующих в деле лиц в заседание суда кассационной инстанции не является препятствием в рассмотрении жалобы.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что 10 октября 2018 года Семенов А.Н. обратился с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Оренбурге от 11 января 2019 года Семенову А.Н. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности страхового стажа и стажа, дающего право на досрочную страховую пенсию по старости.
По представленным документам продолжительность стажа, дающего право на досрочную страховую пенсию по старости, отсутствует (требуется 12 лет 6 месяцев).
Продолжительность страхового стажа составляет 10 лет 1 месяц 21 день (требуется 25 лет).
В стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не засчитан, в том числе период работы с 24 июля 1984 года по 30 октября 1997 года электрогазосварщиком СУ N треста "Оренбургстрой", с 9 октября 1992 года - "данные изъяты", поскольку справка, уточняющая льготный характер работы N от 21 января 2000 года, заверена подписью руководителя и начальника отдела кадров, которые отличаются от подлинных подписей, имеющихся в распоряжении УПФР в г. Оренбурге. Кроме того, не представляется возможным провести проверку представленных документов, так как организация ликвидирована, документы в архив города Оренбурга на хранение не передавались.
При оформлении компенсации по уходу за ФИО5 представлена трудовая книжка N от 3 сентября 1984 года, которая содержит иные периоды работы.
По аналогичным основаниям в страховой стаж не засчитаны, в том числе оспариваемые периоды работы с 13 февраля 1984 года по 30 октября 1997 года слесарем, электрогазосварщиком СУ N треста "Оренбургстрой", с 21 декабря 1992 года "данные изъяты" и с 8 января 1998 года по 30 июня 1998 года электросварщиком ПК Элеватор.
Оспаривая решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Оренбурге в части отказа во включении в страховой стаж вышеуказанных периодов работы, истец обратился в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что у него действительно имелось две трудовые книжки, при этом трудовая книжка от 3 сентября 1984 года была оформлена работодателем в связи с выполнением им работы по внешнему совместительству электромонтером.
Признавая обоснованность требований истца в части включения в страховой стаж периодов работы с 13 февраля 1984 года по 30 октября 1997 года и с 8 января 1998 года по 30 июня 1998 года слесарем, электрогазосварщиком в СУ N треста "Оренбургстрой", с 21 декабря 1992 года "данные изъяты" электросварщиком в ПК Элеватор, суд первой инстанции, применив положения Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пункта 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N, оценив трудовую книжку от 24 июля 1984 года, признал факт работы истца в спорные периоды подтверждённым.
Разрешая требования в части включения в специальный стаж периода работы электрогазосварщиком, занятым на резке и ручной сварке Строительного управления N треста "Оренбургдорстрой", суд первой инстанции исходил из того, что представленными истцом доказательствами, в частности трудовой книжкой от 24 июля 1984 года, справкой ОАО "Строительное управление N" N от 21 января 2000 года подтверждается льготный характер его работы с 24 июля 1984 года по 31 декабря 1991 года по профессии, предусмотренной Списком N года. Одновременно суд указал, что сам по себе факт наличия двух трудовых книжек не может свидетельствовать о порочности имеющихся в них записей, поскольку добросовестность участников правоотношений, в том числе пенсионных предполагается.
Установив, что с учетом включения вышеуказанных периодов работы продолжительность страхового и специального стажа истца недостаточно для назначения пенсии в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", суд первой инстанции отказал в признании за истцом права на досрочное пенсионное обеспечение.
Суд апелляционной инстанции согласился с такими выводами суда первой инстанции.
При этом указал, что периоды работы до 1 января 1992 года письмом Пенсионного фонда Российской Федерации от 19 марта 2004 года рекомендовано засчитывать в стаж на соответствующих видах работ без дополнительной проверки постоянной занятости в течение полного рабочего дня, так как работа предприятий отраслей народного хозяйства носила стабильный характер.
Аналогичные положения содержались в письме Пенсионного фонда Российской Федерации N от 6 октября 2003 года.
Как следует из трудовой книжки на имя ФИО3 N, заполненной 24 июля 1984 года, 13 февраля 1984 года он был принят на работу слесарем на сварочный участок в Строительное управление N треста "Оренбургдорстрой", ДД.ММ.ГГГГ присвоена квалификация электрогазосварщика по резке и ручной сварке, переведен электрогазосварщиком по резке и ручной сварке; 11 ноября 1985 года переведен электрогазосварщиком 2-го разряда; 27 октября 1986 года присвоен третий разряд электрогазосварщика; 21 декабря 1992 года "данные изъяты"; 30 октября 1997 года уволен по собственному желанию.
Суд апелляционной инстанции указал, что поскольку трудовой книжкой истца подтверждается его занятость по профессии, предусмотренной разделом XXXII "Общие профессии" Списка N 2, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N, выводы суда первой инстанции о включении периода работы истца с 24 июля 1984 года по 31 декабря 1991 года в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, являются обоснованными.
Кроме того, для включения в стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости периода работы истца с 24 июля 1984 года по 31 декабря 1991 года достаточным доказательством является трудовая книжка истца, поскольку с учетом наличия в Списке N 2 1956 года наименования профессии "сварщик" дополнительного подтверждения характера и условий труда не требуется.
К периоду работы истца, начиная с 1 января 1992 года, подлежит применению Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10.
Разделом XXXIII "Общие профессии" указанного Списка N 2 предусмотрены электрогазосварщики, занятые на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не менее 3 класса опасности (код 23200000-19756), и электросварщики ручной сварки (код 23200000-19906).
Согласно пункту 5 Разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 5 "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей работ, дающих в соответствии со статьями 12, 78, 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", право на пенсию с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных списками, в течение полного рабочего дня.
В соответствии с пунктом 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н, в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Принимая во внимание, что каких-либо достоверных доказательств, подтверждающих факт осуществления истцом с 1 января 1992 года трудовой деятельности не менее 80% рабочего времени по профессиям, предусмотренным разделом XXXIII "Общие профессии" Списка N 2 1991, а именно в качестве электрогазосварщика, занятого на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не менее 3 класса опасности, либо в качестве электросварщика ручной сварки, истцом не представлено, при этом трудовая книжка истца свидетельствует лишь о факте работы истца электрогазосварщиком и не отражает характер и условия выполняемой им работы в спорный период, то оснований для удовлетворения требований истца о включении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы с 1 января 1992 года по 30 октября 1997 года не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного определения по доводам кассационной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.5
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона N 400-ФЗ Правительство Российской Федерации приняло постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Согласно подпункту "б" пункта 1 данного постановления при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
- Список N 2 производств, работ, профессий и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
- Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года. Разделом XXXII "Общие профессии" Списка N 2, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173, предусмотрено право на льготное пенсионное обеспечение электросварщиков и их подручных.
Периоды работы до 1 января 1992 года письмом Пенсионного фонда Российской Федерации от 19 марта 2004 года рекомендовано засчитывать в стаж на соответствующих видах работ без дополнительной проверки постоянной занятости в течение полного рабочего дня, так как работа предприятий отраслей народного хозяйства носила стабильный характер.
Поскольку суду представлены доказательства занятости истца по профессии, предусмотренной разделом XXXII "Общие профессии" Списка N 2, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173, выводы судов об удовлетворении требований ФИО3 о включении периода работы истца с 24 июля 1984 года по 31 декабря 1991 года в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, являются обоснованными.
Так как до 1 января 1992 года в Списке N 2 1956 года имелось наименование профессии "сварщик", дополнительного подтверждения характера и условий труда не требовалось, выводы судов об удовлетворении требований о включении в стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости периода работы истца с 24 июля 1984 года по 31 декабря 1991 года, также являются обоснованными.
При рассмотрении настоящего гражданского дела судами не допущено нарушений и неправильного применения норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений, а также нарушений, предусмотренных частью 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов.
Несогласие ответчика с толкованием судами норм материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям, к чему сводятся приведенные в кассационной жалобе доводы, не может являться основанием для отмены правильных судебных постановлений.
Иных доводов, опровергающих выводы судов, либо ставящих под сомнение законность и обоснованность таких выводов, в кассационной жалобе не приведено.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы ответчика.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 4 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 27 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий О.В.Юрова
Судьи Е.В.Киреева
А.А.Калиновский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.