Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В, судей Киреевой Е.В, Калиновского А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кущенко Ирины Валентиновны на решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 15 июня 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 7 ноября 2023 года по гражданскому делу N 2-6083/2023 по иску Кущенко Ирины Валентиновны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области о включении в специальный стаж периодов работы.
Заслушав доклад судьи Юровой О.В, проверив материалы дела, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Кущенко И.В. обратилась в суд с иском к ответчику - Отделение фонда Пенсионного и Социального страхования РФ по Самарской области о включении периода работы в специальный стаж. В обоснование заявленных требований указала, что 09 января 2023 года обратилась в УПФР РФ в Автозаводском районе г.о. Тольятти с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в связи с занятостью на работе с тяжелыми условиями труда.
Решением от 27 января 2023 года за N в назначении досрочной страховой пенсии на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" отказано.
Согласно решения в специальный стаж в соответствии со Списком N 2 от 26 января 1991 года, раздел VIII "Металлургическое производство" (цветные металлы), позиция 2090100а- 13790, засчитаны периоды работы в качестве машиниста крана в катодном цехе на участке электролиза металлургического производства в ООО "Константиновский завод металлургического оборудования" с 01 августа 2008 года по 31 декабря 2012 года - 04 года 03 месяца 28 дней, не засчитаны периоды: с 09 июля 1990 по 17 октября 1997 года в качестве машиниста крана в Константиновском п/о "Автостекло", так как не подтвержден льготный характер работы; с 01 января 2013 года по 31 августа 2019 года - в качестве машиниста крана в катодном цехе на участке электролиза металлургического производства в ООО "Константиновский завод металлургического оборудования", так как за периоды после 01 января 2013 года отсутствуют начисления и уплата дополнительных тарифов страховых взносов, установленных статьей 428 НК РФ для представления права на досрочное пенсионное обеспечение по пункту 2 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ.
С указанным решением истец не согласна. Согласно справки N от 09 января 2020 года ООО "Константиновский завод металлургического оборудования" в отношении Кущенко И.В. каждые 5 лет в период работы проводилась аттестация, о чем составлены приказы об итоговой аттестации рабочих мест по условиям труда N от 11 мая 2007 года, N от 08 мая 2012 года, N от 05 мая 2017 года. Истребовать указанные документы, сведения, об уплате начиная с 1 января 2013 года дополнительных страховых взносов по соответствующим тарифам, не представляется возможным, так как предприятие разрушено и находится в зоне СВО.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Кущенко И.В. просила включить в специальный стаж для назначения пенсии период работы в качестве машиниста крана в катодном цехе на участке электролиза металлургического производства в ООО "Константиновский завод металлургического оборудования" в период с 01 января 2013 года по 31 августа 2019 года.
Решением Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 15 июня 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 7 ноября 2023 года, исковые требования Кущенко Ирины Валентиновны к отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Самарской области о включении периода работы с 01 января 2013 года по 31 августа 2019 года в качестве машиниста крана в катодном цехе на участке электролиза металлургического производства в ООО "Константиновский завод металлургического оборудования", в специальный стаж оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Кущенко И.В. просит решение и апелляционное определение отменить, направить дело на новое рассмотрение, ссылается на неправильное применение норм материального права, неправильную оценку обстоятельств дела.
В возражениях на жалобу Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области просит судебные акты оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области просило рассмотреть дело без их участия, о чем представило суду письменное заявление.
Лица, участвующие в деле, правом участия в судебном заседании кассационного суда не воспользовались, надлежащим образом уведомлены о принятии кассационной жалобы к производству и назначении судебного заседания, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с частью 2.1. статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения кассационной жалобы до начала судебного заседания не представили.
В силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка участвующих в деле лиц в заседание суда кассационной инстанции не является препятствием в рассмотрении жалобы.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что 09 января 2023 года Кущенко И.В. обратилась с заявлением по вопросу назначения ей страховой пенсии в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с ее занятостью на работе с тяжелыми условиями труда, а именно в ООО "Константиновский завод металлургического оборудования" в катодном цехе на участке электролиза машинистом крана, республика Украина, Донецкая область, г. Константиновка. На указанном предприятии истец работала в период с 01 августа 2008 года по 31 августа 2019 года, о чем представила в материалы дела копию трудовой книжки.
Факт осуществления трудовой деятельности с тяжелыми условиями труда истец подтверждала записями в трудовой книжке о проведении аттестации рабочих мест и справкой N от 09 января 2020 года, выданной ООО "Константиновский завод металлургического оборудования" в отношении Кущенко И.В, о том, что каждые 5 лет в период работы проводилась аттестация, о чем составлены приказы об итоговой аттестации рабочих мест по условиям труда N от 11 мая 2007 года, N от 08 мая 2012 года, N от 05 мая 2017 года.
Решением отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Самарской области N от 27 января 2023 года в назначении досрочной пенсии истцу было отказано из-за отсутствия требуемого специального стажа не менее 10 лет и требуемого ИПК - 25, 8, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Документально подтвержденный стаж работы Кущенко И.В. по Списку N 2, утвержденному Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 составляет 04 года 03 мес.28 дней, ИПК - 15, 914, что не дает права на досрочное пенсионное обеспечение по пункту 2 части 1 статьи 30 Закона 400-ФЗ в возрасте 50 лет.
В частности истцу отказано в зачете в специальный стаж периода работы с 09 июля 1990 года по 17 октября 1997 года в качестве машиниста крана в Константиновском п/о "Автостекло", так как не подтвержден льготный характер работы; с 01 января 2013 года по 31 августа 2019 года в качестве машиниста крана в катодном цехе на участке электролиза металлургического производства в ООО "Константиновский завод металлургического оборудования", так как за периоды после 01 января 2013 года отсутствуют начисления и уплата дополнительных тарифов страховых взносов, установленных статьей 428 НК РФ.
Разрешая спор, суд первой инстанции, применив нормы пенсионного законодательства, регулирующие спорные правоотношения, признал установленным, что пенсионным органом при рассмотрении заявления истца о назначении ей досрочной страховой пенсии объем её пенсионных прав определен и оценен верно, и не установлено наличие оснований к досрочному назначению истцу страховой пенсии по старости ввиду несоблюдения условий, обуславливающих такое право (отсутствие необходимой для досрочного назначения страховой пенсии продолжительности специального стажа на соответствующих видах работ).
Суд апелляционной инстанции согласился с такими выводами суда первой инстанции, при этом указал, что в материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что в период работы истца, начиная с 1 января 2013 года работодатель (страхователь) начислял и уплачивал за нее страховые взносы по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и установилна рабочем месте истца класс условий труда в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
Кроме того, при расчете пенсии с 01 января 2015 года учитывается сумма годовых ИПК за периоды до и после 01 января 2015 года. При этом, пенсионные права, выработанные до 01 января 2015 года, оцениваются по нормам Закона N 173-ФЗ, нормы которого действовали в период с 01 января 2002 года по 31 декабря 2014 года, где размер трудовой пенсии зависит от продолжительности трудового стажа и величины заработка, имеющихся у пенсионера до 01 января 2002 года.
Согласно расчета величины ИПК, произведенного отделением Фонда пенсионного и социального страхования на основании документов, предоставленных Кущенко И.В, ее ИПК составил 15, 914, специальный страховой стаж составил 04 года 03 месяца 28 дней, что свидетельствует об отсутствии права на досрочное назначение пенсии по Списку N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10.
В связи с чем суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Кущенко И.В. в приведенной части на основании вышеупомянутой справки работодателя при несоблюдении последним требований части 6 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ в совокупности с отсутствием в отношении истца сведений, указывающих на осуществление истцом трудовой деятельности в условиях труда, предусмотренных Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10.
Судебная коллегия Шестого кассационного суда общей юрисдикции с такими выводами судов первой и апелляционной инстанции согласится не может, считает заслуживающими внимания доводы кассационной жалобы истца.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в редакции, действующей с 1 января 2019 года, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 - мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 данного Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно подпункту "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона N 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяется:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение".
В Списке N 2 от 1991 года раздел VIII "Металлургическое производство" позицией 2090100а-13790 предусмотрены машинисты (кранов) (крановщики).
Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно части 1, 2 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно части 2 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В силу части 6 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 данной статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 этой статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 данной статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Как следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 20 июля 2021 года N 1490-О устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой (до 1 января 2015 года - трудовой) пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, и при этом наделяет Правительство Российской Федерации полномочием по утверждению списков работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых страховая пенсия по старости назначается досрочно.
При этом на работодателей, применяющих труд работников на указанных видах работ, была возложена обязанность по уплате начиная с 1 января 2013 года дополнительных страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"(с 1 января 2017 года - статья 428 Налогового кодекса Российской Федерации), а также было предусмотрено правило о том, что периоды такой работы, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой (с 1 января 2015 года - страховой) пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов; условия назначения трудовой (страховой) пенсии по старости применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по таким работам соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда; до установления на таких рабочих местах класса условий труда в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", соответствующие периоды могут засчитываться в стаж для досрочного назначения трудовой (страховой) пенсии по старости по признаваемым действительными, но не более чем до 31 декабря 2018 года результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона "О специальной оценке условий труда" (пункт 3 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; часть 6 статьи 30 и часть 8 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Приходя к выводу об отказе Кущенко И.В. в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции указал, что истцом не представлены доказательства начисления и уплаты за нее работодателем в период, начиная с 1 января 2013 года страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Однако, суд не учел, что данная обязанность по начислению и уплате страховых взносов по соответствующим тарифам возложена на работодателя.
Суд апелляционной инстанции согласился с такими выводами суда первой инстанции, и также не дал оценки доводам истца о том, что в настоящее время в связи с военными действиями предприятие разрушено, находится в зоне проведения специальной военной операции на территории Донецкой Народной Республики.
Кроме того, суд апелляционной инстанции, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, указал, что истец не обращалась с заявлением в межведомственную комиссию, как того требуют положения части 1 статьи 8 Федерального закона Российской Федерации от 17 февраля 2023 годаN 17-ФЗ "Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области".
Однако судом не учтено, что с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии Кущенко И.В. обратилась в пенсионный орган 9 января 2023 года, решением которого от 27 января 2023 года ей в этом было отказано, в то время как вышеуказанный закон вступил в законную силу с 1 марта 2023 года.
Согласно части 1 статьи 8 приведенного закона в случае, если гражданин, указанный в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, не имеет возможности подтвердить периоды работы и (или) иной деятельности, имевшие место на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области или Украины до 1 января 2023 года, и размер заработка за периоды работы, имевшие место на соответствующей территории до 1 января 2002 года, документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, в том числе в случае невозможности проведения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, проверки обоснованности выдачи документов, представленных для подтверждения таких периодов и размера заработка, достоверности содержащихся в них сведений, такие периоды и размер заработка могут быть установлены на основании решения межведомственной комиссии по заявлению гражданина, поданному в межведомственную комиссию или орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, для последующего направления в межведомственную комиссию. Характер работы межведомственной комиссией не подтверждается.
Однако, как следует из справки ООО "Константиновский завод металлургического оборудования" N 4 от 9 января 2020 года работодатель подтверждает льготный стаж истца за период с 1 августа 2008 года по 31 августа 2019 года.
В связи с чем необходимость в подтверждении периода работы и (или) иной деятельности и размера заработка за периоды работы, имевшие место на соответствующей территории, как это предусмотрено положениями части 1 статьи 8 вышеуказанного закона, отсутствует.
Данные нарушения не устранены и судом апелляционной инстанции, что свидетельствует о формальном подходе судебных инстанций к рассмотрению гражданского дела.
Ввиду изложенного решение и апелляционное определение нельзя признать законными.
Допущенные при рассмотрении дела судом первой инстанции и не устраненные судом апелляционной инстанции нарушения норм материального и процессуального права являются существенными и могут быть устранены только путем отмены решения и апелляционного определения в указанной части с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 15 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 7 ноября 2023 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Автозаводский районный суд г. Тольятти Самарской области.
Председательствующий О.В.Юрова
Судьи Е.В.Киреева
А.А.Калиновский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.