Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В, судей Киреевой Е.В, Пияковой Н.А, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационное представление прокурора Чувашской Республики на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 18 сентября 2023 года по гражданскому делу N 2-3839/2023 по иску прокурора Московского района г. Чебоксары в интересах ФИО1 к казенному учреждению "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства труда и социальной защиты в Чувашской Республике о признании решения об отказе в предоставлении государственной социальной помощи незаконным, возложении обязанности предоставить государственную социальную помощь, заслушав доклад судьи Киреевой Е.В, пояснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кушнирчук А.И, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Московского района г. Чебоксары обратился в суд в интересах ФИО1 с иском к КУ "Центр предоставления мер социальной поддержки" о признании отказа в предоставлении государственной социальной помощи незаконным по тем мотивам, что ФИО1 обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении государственной социальной помощи, однако 14 сентября 2022 года ей было отказано в предоставлении государственной социальной помощи из-за сомнений в реализации бизнес плана. Однако данное основание не предусмотрено законом для отказа в предоставлении социальной помощи.
Просил признать незаконным отказ КУ "Центр предоставления мер социальной поддержки" в предоставлении государственной социальной помощи ФИО1, обязать ответчика предоставить ФИО1 государственную социальную помощь.
Решением Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 13 июля 2023 года исковые требования были удовлетворены. Решения Казенного учреждения "Центр представления мер социальной поддержки" Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики от 14 сентября 2022 года об отказе ФИО1 на предоставление государственной социальной помощи на основании социального контракта по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности признано незаконным. На Казенное учреждение "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики возложена обязанность предоставить ФИО1 государственную социальную помощь на основании социального контракта по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности по ее заявлению от 31 августа 2022 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 18 сентября 2023 года решение Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 13 июля 2023 года отменено в части возложения обязанности на Казенное учреждение "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики предоставить ФИО1 государственную социальную помощь на основании социального контракта по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности по ее заявлению от 31 августа 2022 года и вынести в указанной части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований заместителя прокурора Московского района г. Чебоксары в интересах ФИО1 в указанной части отказать. Возложить на межведомственную комиссию при Казенном учреждении Чувашской Республики "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики обязанность рассмотреть заявление от 31 августа 2022 года ФИО1 о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта. В остальной части решение Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 13 июля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу казенного учреждения Чувашской Республики "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики - без удовлетворения.
В кассационном представлении прокурор Чувашской Республики, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм процессуального и материального права, просит об отмене апелляционного определения по делу и оставлении в силе решения суда первой инстанции.
В судебном заседании прокурор Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кушнирчук А.И, поддержала доводы представления, просила об отмене обжалуемого судебного акта.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Информация о рассмотрении кассационной жалобы в соответствии с положениями Федерального закона от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет (https//6kas.sudrf.ru/).
Судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав пояснения прокурора, полагавшего принятое апелляционное определение подлежащим отмене в связи с допущенными нарушениями норм материального и процессуального права, проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В силу части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены обжалуемого апелляционного определения по доводам кассационного представления установлены, поскольку судом допущено неправильное применение норм процессуального права.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 31 августа 2022 года ФИО1 обратилась в КУ "Центр предоставления мер социальной поддержки" Минтруда Чувашии с заявлением о предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта.
В заявлении был указан состав семьи- дети ФИО2, ФИО2, ФИО3, ФИО3, регистрация семьи в качестве малоимущей с 1 мая 2022 года, направление предполагаемой деятельности- педагогическая деятельность без определенных образовательных программ. К заявлению был приложен Бизнес план по проекту "Предоставление услуг раннего развития детей дошкольного и младшего школьного возраста".
Заключением межведомственной комиссии от 14 сентября 2022 года ФИО1 было отказано в государственной социальной помощи на основании социального контракта по причине "по решению комиссии".
Решением NSC27001106 от 14 сентября 2022 года КУ "Центр предоставления мер социальной поддержки" отказало ФИО1 в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта по причине "по решению комиссии".
Разрешая заявленный спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 июня 2014 года N 210 утверждены Порядок оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основании социального контракта, исходил из того, что пунктом 2.9 Порядка оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основании социального контракта, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 июня 2014 года N 210, не предусмотрено такого основания для отказа в государственной социальной помощи как "решение комиссии". Сведений о том, что ФИО1 предоставила неполные и (или) недостоверные сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ей (ее семье) имуществе на праве собственности либо несоответствия заявителя категориям граждан, указанным в пункте 1.2 Порядка либо недостаточности лимитов бюджетных обязательств в текущем финансовом году, решение от 14 сентября 2022 года не содержит.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции в части признания решения Казенного учреждения "Центр представления мер социальной поддержки" Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики от 14 сентября 2022 года об отказе ФИО1 на предоставление государственной социальной помощи на основании социального контракта по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности признано незаконным.
Принимая во внимание, что пунктом 2.10 Порядка оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основании социального контракта, предусмотрен перечень оснований для отказа в назначении государственной социальной помощи, однако заключение Межведомственной комиссии и принятое на его основании решение КУ "Центр предоставления мер социальной поддержки" от 14 сентября 2022 года не содержат обоснования принятых решений об отказе ФИО1 в предоставлении государственной социальной помощи, в связи чем являются формальными, не отвечающими требованиям законности и обоснованности.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции отменяя решение суда первой инстанции в части возложения на ответчика обязанности предоставить ФИО1 государственную социальную помощь на основании социального контракта по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности по ее заявлению от 31 августа 2022 года и принимая в данной части новое решение о возложении на межведомственную комиссию при КУ Чувашской Республики "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства Труда и социальной защиты Чувашской Республики обязанности рассмотреть заявление ФИО1 от 31 августа 2022 года о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта, указал следующее.
Суд не вправе подменять законодательно установленный порядок рассмотрения обращения специальным (компетентным) органом в силу конституционно закрепленного ограничения судебного контроля принципом разделения властей, в связи с чем решение суда в части возложения обязанности на КУ "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики предоставить ФИО1 государственную социальную помощь на основании социального контракта по ее заявлению от 31 августа 2022 года законным и обоснованным признано быть не может. По мнению судебной коллегии, в рассматриваемом случае признание оспариваемого решения незаконным является достаточным основанием для восстановления прав истца, путем повторного рассмотрения уполномоченным органом поставленного вопроса.
Суд кассационной инстанции полагает выводы судов в части признания незаконным решения Казенного учреждения "Центр представления мер социальной поддержки" Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики от 14 сентября 2022 года об отказе ФИО1 на предоставление государственной социальной помощи на основании социального контракта по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности законными и обоснованными.
В статье 1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ раскрывается понятие социального контракта. Так социальный контракт - это соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.
Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (часть 1 ст.8 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
Согласно частям 1 - 3 статьи 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
В социальном контракте должны быть установлены: 1) предмет социального контракта; 2) права и обязанности граждан и органа социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи; 3) виды и размер государственной социальной помощи; 4) порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта; 5) срок действия социального контракта; 6) порядок изменения и основания прекращения социального контракта. К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относятся: 1) поиск работы; 2) прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования; 3) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности; 4) ведение личного подсобного хозяйства; 5) осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.
Размер государственной социальной помощи определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 11 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ).
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 июня 2014 года N 210 утверждены Порядок оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основании социального контракта.
Так, согласно пункту 1.2 указанного Порядка государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается постоянно или преимущественно проживающим на территории Чувашской Республики малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным Федеральным законом "О государственной социальной помощи", которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Чувашской Республике. Для оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта заявитель обращается в отдел Центра предоставления мер социальной поддержки, Центр предоставления мер социальной поддержки либо в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением в электронной либо письменной форме от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку и представляет документы.
Межведомственная комиссия не позднее чем через восемь дней со дня регистрации заявления, а в случаях, указанных в пункте 2.6 настоящего Порядка, - не позднее чем через 28 дней со дня регистрации заявления дает заключение о возможности (невозможности) оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта. В заключении указываются вид, объем и срок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта. На основании заключения межведомственной комиссии отдел Центра предоставления мер социальной поддержки принимает решение о назначении (отказе в назначении) государственной социальной помощи на основании социального контракта и не позднее чем через 10 дней со дня регистрации заявления, а в случаях, указанных в пункте 2.6 настоящего Порядка, - не позднее чем через 30 дней со дня регистрации заявления уведомляет гражданина о принятом решении письменно либо путем направления соответствующего письма на адрес электронной почты заявителя. (пункт 2.9 Порядка).
Отказ в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта осуществляется в случаях: представления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности; несоответствия заявителя категориям граждан, указанным в пункте 1.2 настоящего Порядка; недостаточности лимитов бюджетных обязательств в текущем финансовом году. Отказ в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта может быть обжалован в Минтруд Чувашии и (или) в суд в установленном законодательством Российской Федерации порядке. В случае отказа в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта в соответствующем уведомлении отделом Центра предоставления мер социальной поддержки излагаются основания, в соответствии с которыми было принято такое решение. (пункт 2.9 Порядка)
Таким образом, вышеуказанным порядком не предусмотрено такого основания для отказа в государственной социальной помощи как "решение комиссии". Сведений о том, что ФИО1 предоставила неполные и (или) недостоверные сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ей (ее семье) имуществе на праве собственности либо несоответствия заявителя категориям граждан, указанным в пункте 1.2 настоящего Порядка либо недостаточности лимитов бюджетных обязательств в текущем финансовом году, решение от 14 сентября 2022г года не содержит.
В данной части судебные акты не обжалуются.
Вместе с тем суд кассационной инстанции находит заслуживающим внимание доводы кассационного представления, и не может согласиться с выводами суда апелляционной инстанции о возложении на межведомственную комиссию при Казенном учреждении Чувашской Республики "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики обязанность повторно рассмотреть заявление от 31 августа 2022 года ФИО1 о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно подпунктам 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации).
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон N 178-ФЗ).
Отказ в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта может быть обжалован в суд в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
В случае отказа в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта в соответствующем уведомлении излагаются основания, в соответствии с которыми было принято такое решение.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования прокурора, пришел к обоснованному выводу о том, что ФИО1 предоставлены полные и достоверные сведения, и что она с учетом положений пункта 1.2 Порядка относится к категории граждан, имеющих право на государственную социальную помощь на основании социального контракта по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности.
Суд апелляционной инстанции, не оспаривая данные выводы, отменил решение районного суда в части возложения на ответчика обязанности предоставить ФИО1 государственную социальную помощь на основании социального контракта, указав, что суд не вправе подменять законодательно установленный порядок рассмотрения обращения специальным (компетентным) органом в силу конституционно закрепленного ограничения судебного контроля принципом разделения властей, в связи с чем решение суда о возложении указанной обязанности на ответчика является незаконным.
По мнению апелляционной инстанции, в рассматриваемом случае признание оспариваемого решения незаконным является достаточным основанием для восстановления прав истца путем повторного рассмотрения уполномоченным органом ее заявления от 31 августа 2022 года.
Задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений (статья 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Одной из процессуальных гарантий права на судебную защиту в целях правильного рассмотрения и разрешения судом гражданских дел является норма части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливающая, что решение суда должно быть законным и обоснованным.
Требованиям законности и обоснованности согласно пункту 6 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации должно отвечать и апелляционное определение суда апелляционной инстанции.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита гражданских прав осуществляется, в числе прочего, путем признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции не учел, что предусмотренный статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способ защиты права путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения направлен на исключение угрозы материальному праву истца, предупреждение вредных последствий таких действий. Возмещение убытков, возникших после нарушения права на государственную социальную помощь на основании социального контракта, не обеспечивает истцу такой возможности.
Иное толкование положений статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации означает отказ в судебной защите нарушенных прав и законных интересов истца. Возможность возложения на ответчика обязанности предоставить гражданину государственную социальную помощь является одним из надлежащих способов защиты нарушенного права и его восстановления. Возложения на межведомственную комиссию при КУ "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики обязанности рассмотреть заявление ФИО1 от 31 августа 2022 года о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта не обеспечивает надлежащую защиту нарушенных ее прав и законных интересов, так как в данном случае требования истца по существу не разрешили восстановление ее прав.
Вывод суда апелляционной инстанции о том, что суд не вправе подменять законодательно установленный порядок рассмотрения обращения специальным (компетентным) органом в силу конституционно закрепленного ограничения судебного контроля принципом разделения властей и возлагать на данный орган обязанность по представлению мер социальной поддержки, не соответствует регулирующим спорные правоотношения нормам закона, в связи с чем суд апелляционной инстанции пришел к ошибочному выводу о наличии правовых оснований для отмены решения в данной части.
Поскольку спор судом первой инстанции разрешен при правильном применении норм материального права, имеются основания для отмены вынесенного апелляционного определения в части возложения на межведомственную комиссию при Казенном учреждении Чувашской Республики "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики обязанность рассмотреть заявление от 31 августа 2022 года ФИО1 о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта и оставлении в силе решения Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 13 июля 2023 года в указанной части.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 18 сентября 2023 года отменить в части отмены решения Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 13 июля 2023 года о возложении обязанности на Казенное учреждение "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики предоставить ФИО1 государственную социальную помощь на основании социального контракта по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности по ее заявлению от 31 августа 2022 года, и принятия в указанной части нового решения, оставив в указанной части в силе решение Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 13 июля 2023 года.
В остальной части определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 18 сентября 2023 года оставить без изменения.
Председательствующий О.В. Юрова.
Судьи Е.В. Киреева.
Н.А. Пиякова.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.