Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Юровой О.В, судей Бросовой Н.В, Киреевой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Марьясова Андрея Олеговича на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 2 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 16 мая 2023 года по гражданскому делу N 2-261/2023 по иску Марьясова А.О. к Министерству социального развития Ульяновской области о признании отказа в предоставлении адресной материальной помощи незаконным, понуждению к выплате материальной помощи.
Заслушав доклад судьи Юровой О.В, проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Марьясов А.О. обратился с иском в суд к Министерству социального развития Ульяновской области о признании отказа в предоставлении адресной материальной помощи незаконным, понуждению к выплате материальной помощи. В обоснование иска указывалось, что 12 мая 2022 года он обратился с заявлением об оказании материальной помощи, был составлен акт обследования материального положения. 10 июня 2022 года им получен отказ в осуществлении единовременной денежной выплаты, предоставляемой в качестве адресной материальной помощи по мотиву того, что он не имеет инвалидности, является трудоспособным, не следует рекомендациям в вопросах трудоустройства. Утверждение о том, что он не следует рекомендациям по трудоустройству, не соответствует действительности. При рассмотрении его обращения не учтено, что он является безработным, малообеспеченным гражданином, находящимся в тяжелой жизненной ситуации, отказ в предоставлении адресной помощи нарушает его права.
Просил признать незаконным факт отказа в предоставлении ему адресной материальной помощи, возложить обязанность выполнить законодательство Российской Федерации, Ульяновской области и выплатить ему материальную помощь.
Решением Димитровградского городского суда Ульяновской области от 2 февраля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 16 мая 2023 года, отказано в удовлетворении исковых требований Марьясова Андрея Олеговича к Министерству социального развития Ульяновской области о признании отказа в предоставлении адресной материальной помощи незаконным, понуждению к выплате материальной помощи.
В кассационной жалобе Марьясовым А.О. ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований в полном объёме по мотиву незаконности и необоснованности отказа в удовлетворении требований о выплате адресной материальной помощи.
В возражениях на жалобу Министерство социального развития Ульяновской области просит судебные акты оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Ульяновское областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения "Единый областной центр социальных выплат" просило рассмотреть дело без их участия, о чем направило письменное заявление.
Лица, участвующие в деле, правом участия в судебном заседании кассационного суда не воспользовались, надлежащим образом уведомлены о принятии кассационной жалобы к производству и назначении судебного заседания, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с частью 2.1. статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения кассационной жалобы до начала судебного заседания не представили.
В силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка участвующих в деле лиц в заседание суда кассационной инстанции не является препятствием в рассмотрении жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что 12 мая 2022 года ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в отделение Димитровград Областного государственного казанного учреждения социальной защиты населения Ульяновской области с заявлением об оказании адресной материальной помощи в связи с возникшей трудной жизненной ситуацией - безработица.
12 мая 2022 года составлен акт обследования материально-бытовых условий жизни семьи (одиноко проживающего гражданина) для оказания адресной материальной помощи, в котором указаны обстоятельства наступления трудной жизненной ситуации Марьясов А.О.: доход ниже прожиточного минимума, безработица, нуждается в еде (продуктах питания), одежде, обуви, нуждается в проезде на транспорте, в покупке бытовой техники, компьютера и компьютерных запчастей, в ремонтных работах, инструментах для ремонта, нуждается в мебели, книгах, периодических печатных изданиях, медикаментах и медицинских приборах.
На рассмотрение комиссии Марьясовым А.О. представлены следующие документы: приобретение продуктов питания на сумму 71 427, 70 руб, промышленных товаров - 24 996, 47 руб, лекарственных препаратов - 7 768, 00 руб, оплата проезда в общественном транспорте - 3 152, 80 руб, приобретение стиральной машины - 16 592 руб.
Согласно копии трудовой книжки Марьясова А.О. с последнего места работы он уволен 27 июля 2018 года.
Марьясов А.О. является получателем периодической материальной помощи от государства: субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в период с мая 2017 года по декабрь 2022 года, ежемесячные денежные выплаты на основании социального контракта в период с июля 2021 года по апрель 2022 года, государственная социальная продовольственная помощь с апреля 2022 года по июль 2022 года.
6 июня 2022 года Министерством вынесено распоряжение N-р об отказе в осуществлении единовременной денежной выплаты, предоставляемой в качестве адресной материальной помощи, в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 2.8 Положения о порядке назначения и осуществления единовременной денежной выплаты, предоставляемой в качестве адресной материальной помощи проживающим или пребывающим на территории Ульяновской области семьям граждан Российской Федерации или одиноким гражданам Российской Федерации, находящимся по независящим от них причинам в трудной жизненной ситуации, в целях преодоления такой ситуации.
В письме N от 12 августа 2022 года Министерства социального развития Ульяновской области на обращение Марьясова А.О. по вопросу оказания адресной материальной помощи указывается, что при разрешении его обращения, комиссия учла, что с 2017 года он ежегодно обращается с заявлениями об оказании адресной материальной помощи, в 2017 году Комиссией принималось решение о предоставлении материальной помощи в размере 5 000 руб. на приобретение продуктов питания, в 2018 году - 5 450, 21 руб. в связи с трудной жизненной ситуацией, в 2019 году - 6 705, 41 руб. на приобретение продуктов питания, 2020 году - 8 834, 11 руб. в связи с приобретением предметов первой необходимости, 2021 году - 25 000 руб. в связи с приобретением предметов первой необходимости; в 2022 году Комиссией принято решение об отказе в предоставлении адресной материальной помощи по мотиву того, что Марьясов А.О. не имеет инвалидности, является гражданином трудоспособного возраста, не следует рекомендациям в вопросах трудоустройства.
Марьясов А.О. обратился с настоящим иском в суд, указывая на несогласие с отказом в оказании ему материальной помощи как лицу, являющемуся безработным, малообеспеченным, находящемуся в тяжелой жизненной ситуации.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что нарушений при рассмотрении обращения Марьясова А.О. по вопросу оказания адресной материальной помощи не установлено, в представленных заявителем документах Комиссия не усмотрела наличия трудной жизненной ситуации, которую он не в силах преодолеть самостоятельно, иных причин возникновения трудной жизненной ситуации, кроме наличия статуса безработного и его малообеспеченность, не приводится, Марьясов А.О. периодически получает материальную помощь от государства; доказательств того, что по независящим от него причинам Марьясов А.О. не может с 2018 года трудоустроиться и содержать себя самостоятельно, суду не представлено.
Судебная коллегия апелляционной инстанции в полной мере согласилась с данными выводами суда первой инстанции, отметив, что Марьясов А.О, 1972 года рождения, не достиг пенсионного возраста, не имеет инвалидности, является трудоспособным, однако с 2018 года не трудоустраивается, рекомендации комиссии по трудоустройству не выполняет, при очередном обращении за адресной материальной помощью вновь оказался безработным, доказательств того, что не в состоянии трудоустроиться и содержать себя самостоятельно по независящим от него причинам, не представил.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены постановленных судебных актов по доводам кассационной жалобы.
Так, согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в данном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (абзац второй статьи 1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ).
В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ целями государственной социальной помощи, которая может осуществляться в том числе в виде денежных выплат, являются поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, снижение уровня социального неравенства и повышение доходов населения (статьи 1, 3, абзац второй части 1 статьи 12).
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным названным законом, в соответствии с целями, установленными этим законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные данным федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой органом социальной защиты населения самостоятельно (абзац второй части 2 статьи 8 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ.
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац четвертый части 2 статьи 8 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ).
В целях реализации положений Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" принят Закон Ульяновской области от 31 августа 2013 года N 159-ЗО "Об адресной материальной помощи".
Согласно статье 2 Закон Ульяновской области от 31 августа 2013 года N 159-ЗО адресная материальная помощь оказывается в форме предоставления единовременной денежной выплаты проживающим или пребывающим на территории Ульяновской области семьям граждан Российской Федерации (далее - граждане) или одиноким гражданам, находящимся по независящим от них причинам в трудной жизненной ситуации, - в целях преодоления такой ситуации. Для целей настоящего Закона трудной жизненной ситуацией признается ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность семьи или одинокого гражданина (инвалидность граждан, являющихся членами семьи, или одинокого гражданина, неспособность их к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом или заболеванием, малообеспеченность, безработица и подобные обстоятельства, перечень которых определяется нормативным правовым актом Правительства Ульяновской области, указанным в части 2 настоящей статьи), которую они не могут преодолеть самостоятельно.
Согласно пункту 1.1 Положения о порядке назначения и осуществления единовременной денежной выплаты, предоставляемой в качестве адресной материальной помощи проживающим или пребывающим на территории Ульяновской области семьям граждан Российской Федерации или одиноким гражданам Российской Федерации, находящимся по независящим от них причинам в трудной жизненной ситуации, в целях преодоления такой ситуации, утвержденному Постановлением Правительства Ульяновской области от 24 марта 2016 года N 119-П, причинами возникновения трудной жизненной ситуации признаются обстоятельства, объективно нарушающие жизнедеятельность семьи или одинокого гражданина:
инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, конфликты и жестокое обращение в семье, смерть члена семьи или близкого лица, при этом под близким лицом понимается иное, за исключением близкого родственника и родственника, лицо, состоящее в свойстве с гражданином, а также лицо, жизнь, здоровье и благополучие которого дороги гражданину в силу сложившихся личных отношений;
необходимость оплаты дорогостоящего лечения, лекарственных препаратов и медицинских изделий (в случае если медицинские услуги, лекарственные препараты и медицинские изделия не предоставляются или не могут быть предоставлены без взимания платы в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также в случаях, требующих срочного медицинского вмешательства);
утрата или повреждение жилого помещения, находящегося на территории Ульяновской области, в результате пожара или иной чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера, которое являлось или является единственным имеющимся жилым помещением;
несоответствие жилого помещения, находящегося на территории Ульяновской области и являющегося единственным имеющимся жилым помещением, санитарно-эпидемиологическим требованиям;
неспособность семьи или одинокого гражданина оплачивать жизненно необходимые товары (продукты питания, одежду, средства личной гигиены) и услуги (проезд к месту лечения и обратно, образовательные услуги, коммунальные услуги), наступившая в силу независящих от них объективных обстоятельств.
Отказывая в удовлетворении иска о признании незаконным отказа в предоставлении адресной материальной помощи, суды первой и апелляционной инстанции исходили из установленных комиссией обстоятельств отсутствия у Марьясова А.О. такой трудной жизненной ситуации, которую он не в силах преодолеть самостоятельно, при том, что он не достиг пенсионного возраста, не имеет инвалидности, является трудоспособным, но не трудоустраивается и рекомендации Комиссии по трудоустройству не выполняет.
Действительно, в письме N исх. от 12 августа 2022 года Министерства социального развития Ульяновской области основаниями для отказа в предоставлении Марьясову А.О. адресной материальной помощи стало отсутствие инвалидности, трудоспособность по возрасту и не следование рекомендациям в вопросах трудоустройства.
Поскольку суду не представлено доказательств того, что Марьясов А.О. на протяжении более четырех лет не может трудоустроиться, при этом инвалидом не является, не достиг пенсионного возраста, является трудоспособным, выводы судов об отказе в удовлетворении требований истца являются обоснованными, так как обязательным условием предоставления адресной социальной помощи является нахождение лица в трудной жизненной ситуации, с которой человек не может справиться самостоятельно. Таких доказательств истцом суду представлено не было.
При рассмотрении настоящего гражданского дела судами не допущено нарушений и неправильного применения норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений, а также нарушений, предусмотренных частью 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов.
Несогласие истца с толкованием судами норм материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям, к чему сводятся приведенные в кассационной жалобе доводы, не может являться основанием для отмены правильных судебных постановлений.
Иных доводов, опровергающих выводы судов первой и апелляционной инстанции, либо ставящих под сомнение законность и обоснованность таких выводов, в кассационной жалобе не приведено.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы заявителя.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 2 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 16 мая 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Марьясова Андрея Олеговича - без удовлетворения.
Председательствующий О.В.Юрова
Судьи Н.В.Бросова
Е.В.Киреева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.