Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бросовой Н.В, судей Туляковой О.А, Тарасовой С.М, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Замановой Резиды Айратовны на решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 23 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 16 октября 2023 года по гражданскому делу N 2-1900/2023 по иску Замановой Резиды Айратовны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости, о включении в специальный стаж периодов работы, заслушав доклад Туляковой О.А, проверив материалы дела,
УСТАНОВИЛА:
Заманова Р.А. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости, включении в специальный стаж периодов работы. В обоснование требований указано, что решением пенсионного органа от 19 мая 2022 ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. При этом, в специальный стаж необоснованно не включены периоды её работы с 29 марта 2000 года по 31 мая 2002 года в ОАО "Миннибаевский газоперерабатывающий завод" в качестве медицинской сестры и с 1 января 2003 года по 31 декабря 2021 года в Управлении "Татнефтьгазпереработка" ОАО "Татнефть" им. В.Д. Шашина в качестве медицинской сестры в здравпункте. Не согласившись с таким отказом пенсионного органа, с учетом уточнений, истец просила суд признать решение об отказе в назначении пенсии от 19 мая 2022 года незаконным; обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии периода работы с 29 марта 2000 года по 31 мая 2002 года в ОАО "Миннибаевский газоперерабатывающий завод" в качестве медицинской сестры, а также периода работы с 1 января 2003 года по 31 декабря 2021 года в Управлении "Татнефтьгазпереработка" ОАО "Татнефть" им. В.Д. Шашина в качестве медицинской сестры в здравпункте.
Решением Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 23 мая 2023, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарставн от 16 октября 2023 г, исковые требования Замановой Р.А. оставлены без удовлетворения.
Заманова Р.А. обратилась с кассационной жалобой, в которой просит постановленные судебные акты отменить, как постановленные с нарушением норм материального права и направить дело на новое рассмотрение.
В кассационной жалобе указано на то, что суды необоснованно не учли, что истец работала непосредственно в здравпункте, где оказывается бесплатная медицинская помощь сотрудникам организации; действующим законодательством предусмотрено право на досрочную пенсию по старости работникам других отраслей (в том числе медицинских) независимо от организационно-правовой формы предприятия; отсутствие в штатном расписании должности врача не может являться основанием для не включения спорных периодов работы в специальный стаж, поскольку ее отсутствие напротив увеличивает объем работы по оказанию медицинской и лечебной помощи.
Лица, участвующие по делу, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции. В связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы, содержание оспариваемых судебных актов и материалы дела о таких нарушениях не свидетельствуют.
Судом установлено, что решением пенсионного органа от 19 мая 2022 года истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в соответствии с п.20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 годаN400-ФЗ "О страховых пенсиях".
При этом, не включен в специальный стаж период работы с 29 марта 2000 года по 31 мая 2002 года в ОАО "Миннибаевский газоперерабатывающий завод" в качестве медицинской сестры, поскольку списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального Правительства РФ от 29.10.2002 N781, наименование учреждения не предусмотрены. Страхователем индивидуальные сведения за вышеуказанный период представлены без кода особых условий труда.
Также не включен период работы с 1 января 2003 года по 31 декабря 2021 года в Управлении "Татнефтьгазпереработка" ОАО "Татнефть" им. В.Д. Шашина в качестве медицинской сестры в здравпункте, поскольку пунктом 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N781, предусмотрены врачебные здравпункты и фельдшерские здравпункты. Индивидуальные сведения за указанный период страхователем также представлен без кода особых условий труда.
Как указано в оспариваемом решении пенсионного органа на момент обращения имеется специальный стаж в связи с осуществлением лечебной деятельности 9 лет 9 месяцев 10 дней.
Разрешая спор в части требований истца о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии периода с 29 марта 2000 года по 31 мая 2002 года, с 1 января 2003 года по 31 декабря 2021 года и признавая данные требования необоснованными, суд первой инстанции, применяя к спорным отношениям положения Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", разъяснения, содержащиеся в пунктах 16, 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", исходил из того, что осуществление деятельности истицей, занимающей должность медсестры в МГПЗ и здравпункте управления ТНГП, не являющихся структурным подразделением государственных или муниципальных организаций здравоохранения, уставная деятельность которого отлична от деятельности учреждений, поименованных в Списках N 1066 и N 781, не подтверждает наличие стажа, дающего права на досрочное назначение страховой пенсии. Здравпункт является самостоятельным структурным подразделением предприятия, не являющегося учреждением здравоохранения.
Приняв во внимание, что федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение, суд первой инстанции счел требования о признании незаконным решения пенсионного органа необоснованными.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 ГПК РФ, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Выводы судебных инстанций являются правильными, соответствуют требованиям закона, сомнений у суда кассационной инстанции не вызывают.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Порядок и условия досрочного назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781 от 29 октября 2002 г.);
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно (далее - Список N 1066 от 22 сентября 1999 г. и Правила N 1066 от 22 сентября 1999 г.).
- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила N 781 от 29 октября 2002 г.).
Из трудовой книжки истицы следует, что трудовую деятельность она начала после окончания Бугульминского медицинского училища в 1988 году, работала в Абдрахмановском ФАП, затем переведена в Медсанчасть НГДУ "Альметьевнефть", где работала палатной медсестрой, с 29 марта 2000 года принята на работу в здравпункт ОАО " МГПЗ" медсестрой, где проработала по 31 мая 2002 года; с 1 июня 2002 года работает в здравпункте управления "Татнефтегазпереработка" медсестрой".
В наименовании должностей, предусмотренных в Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066, указаны должности среднего медицинского персонала: заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (или фельдшер, или медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом - фельдшер, медицинским пунктом - медицинская сестра (или фельдшер); фельдшер.
Согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, в специальный стаж подлежит включению работа среднего медицинского персонала в должностях: заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра), медицинским пунктом - медицинская сестра (фельдшер); фельдшер.
При этом в разделе "Наименование учреждений" пункта 1 названного выше Списка N781 открытое акционерное общества (ОАО) не поименовано.
Действующим правовым регулированием предусмотрено установление тождественности лишь в случае изменения организационно-правовой формы учреждения.
Вопреки доводам жалобы открытое акционерное общество и учреждение имеют разную юридическую природу и создаются для осуществления различных целей, в связи с чем общества, в которых работала истица, не могут являться учреждением.
Также судами установлено, что страхователем индивидуальные сведения за спорные периоды предоставлены в пенсионный орган без кода особых условий труда.
При этом территориальные органы Пенсионного фонда Российской федерации не вправе самостоятельно без документального подтверждения вносить корректировку в данные индивидуального (персонифицированного) учета.
Оценивая доводы истца о том, что с 2003 года по 2021 год здравпункт, где она работала в должности медицинской сестры, числится в структурно выделенном подразделении, суд апелляционной инстанции верно отметил, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности. Сославшись на пункт 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, судом обоснованно указано, что в настоящее время действует правило о включении в специальный стаж периодов работы исключительно в учреждениях здравоохранения, к которым общества как коммерческие организации не относятся.
Проверяя доводы истца о том, что действующее законодательство позволяет включать в специальный стаж работу в качестве медицинской сестры в медицинских службах, являющихся структурными подразделениями не только учреждений, но и иных организаций, апелляционный суд учел содержание сведений, представленных работодателем - Управлением "Татнефтьгазпереработка" ОАО "Татнефть" им. В.Д. Шашина по запросу судебной коллегии, согласно которых в спорный период работы истица работала в здравпункте, последний согласно Положений о здравпункте был структурно выделен. Штатными расписаниями здравпункта предусмотрены должности заведующей и медицинской сестры, при этом не предусмотрены должности врачей (врач-участковый терапевт, врач-хирург, и т.д.) и среднего медицинского персонала (медицинские сестры), соответственно в рассматриваемом случае здравпункт не может быть рассмотрен как врачебный.
При таком положении все обстоятельства, на которые ссылался истец в обоснование своих требований и ответчик в обоснование своих возражений, получили соответствующую правовую оценку суда первой и апелляционной инстанции исходя из положений действующего законодательства.
Вопреки доводам кассационной жалобы о неправильной оценке представленных доказательств, все представленные доказательства оценены судами предыдущих инстанций в соответствии со статьями 67, 327.1. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
По смыслу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, в силу его компетенции, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций.
Несогласие с оценкой представленных доказательств не является основанием к отмене или изменению постановленных судебных актов, поскольку переоценка установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств дела и представленных доказательств в силу положений главы 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Кассационная инстанция при проверке законности судебного постановления нижестоящего суда не вправе входить в обсуждение фактической стороны дела. Исследование и оценка представленных лицами, участвующими в деле, доказательств в подтверждение своих доводов и возражений, установление обстоятельств, на которых основаны изложенные в судебных постановлениях выводы, отнесены законом к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанций.
Вывод суда о недоказанности правомерности требований Замановой Р.А. сделан на основании установления всех юридически значимых обстоятельств по делу.
Фактически приведенные в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятые по делу решение суда и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 23 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 16 октября 2023 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Замановой Р.А. - без удовлетворения.
Председательствующий Н.В. Бросова
Судьи О.А. Тулякова
С.М. Тарасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.