Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Зайнуллиной Г.К. и Белоусовой Ю.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного казенного учреждения Кабардино-Балкарской Республики "Управление дорожного хозяйства" на решение Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 20 октября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 22 декабря 2023 г. по административному делу N 2а-5966/2023 по административному исковому заявлению прокурора Прохладненского района Кабардино-Балкарской Республики к Государственному казенному учреждению Кабардино-Балкарской Республики "Управление дорожного хозяйства" о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К, обсудив доводы кассационной жалобы, письменных возражений, выслушав прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гаринина Э.П, возражавшего против кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор Прохладненского района Кабардино-Балкарской Республики обратился в суд с административном иском к Государственному казенному учреждению Кабардино-Балкарской Республики "Управление дорожного хозяйства" (далее также - ГКУ КБР "Управдор" Минтранса КБР, управление) о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
В обоснование своих требований указал на то, что в ходе прокурорской проверки исполнения законодательства по обеспечению безопасности дорожного движения собственниками дорог выявлены нарушения требований пункта 4.6.1 ГОСТ Р 52766-2007 на дороге "адрес" отсутствие стационарного уличного освещения, по результатам проверки 30 августа 2022 г. в адрес ГКУ КБР "Управдор" Минтранса КБР внесено представление N/Прдп-22, по рассмотрению которого 13 сентября 2022 г. дан ответ о том, что в соответствии с Классификацией дорожных работ, утвержденной Приказом Минтранса РФ от 16 ноября 2012 г. N 402, устройство электроосвещения относится к капитальному ремонту и выполнить указанные работы в рамках нормативного содержания автомобильных дорог не предоставляется возможным, при повторной проверке установлено, что меры, направленные на устранение ранее выявленных нарушений на дороге регионального значения, не приняты, таким образом, бездействие государственного органа затрагивают гарантированные Конституцией Российской Федерации права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц жителей "адрес" муниципального района республики.
Решением Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 20 октября 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 22 декабря 2023 г, административный иск удовлетворен. Признано незаконным бездействие ГКУ КБР "Управдор" Минтранса КБР по ненадлежащему содержанию дороги регионального значения " "адрес" в "адрес"), на управление возложена обязанность провести работы по обустройству достаточным освещением указанной дороги.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 7 февраля 2024 г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 20 февраля 2024 г, ГКУ КБР "Управдор" Минтранса КБР просит отменить судебные акты, ссылаясь на отсутствие бюджетных средств на проведение капитального ремонта автомобильной дороги общего пользования регионального значения, при этом работы по обустройству линиями наружного освещения проводятся управлением в соответствии с постановлениями, на основе оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, по принципу приоритетности автомобильных дорог с высокой интенсивностью движения с учетом их загруженности.
Относительно доводов кассационной жалобы от прокуратуры Кабардино-Балкарской Республики поступили письменные возражения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменных возражений, выслушав прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гаринина Э.П, возражавшего против кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при рассмотрении настоящего административного дела нарушения такого характера судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой Прохладненского района Кабардино-Балкарской Республики проведена проверка соблюдения требований законодательства по обеспечению безопасности дорожного движения собственниками дорог, в ходе которой в августе 2022 г. выявлены нарушения на дороге регионального значения " "адрес"), а именно, в нарушение пункта 4.6.1 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги общего пользования. Элементы обустройства. Общие требований" отсутствует стационарное уличное освещение.
Направленное прокуратурой 30 августа 2022 г. в адрес директора ГКУ КБР "Управдор" Минтранса КБР представление рассмотрено и дан ответ о том, что в соответствии с Классификацией дорожных работ, утвержденной Приказом Минтранса РФ от 16 ноября 2012 г. N 402 устройство электроосвещения относится к капитальному ремонту и выполнить указанные работы в рамках нормативного содержания автомобильных дорог не представляется возможным, вопрос устройства стационарного электрического освещения будет рассмотрен при корректировке программы дорожных работ на 2023 - 2025 гг.
Проведенной повторной проверкой установлено, что меры, направленные на устранение ранее выявленных нарушений на дороге регионального значения " "адрес". ("адрес" в "адрес"), не приняты.
Разрешая спор, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, проанализировав положения норм, регулирующих данные правоотношения, пришел к выводу о том, что установленные в ходе прокурорской проверки соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения нарушения требований обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам ГКУ КБР "Управдор" Минтранса КБР, осуществляющим содержание автомобильных дорог не исполнено, доказательств обеспечения на спорном участке дороги требований ГОСТ Р 52766-2007, касающихся организации на ней стационарного электрического освещения, а также устранения данного нарушения, управлением не представлено, административный иск прокурора удовлетворил, поскольку указанное бездействие административного ответчика увеличивает риск возникновения дорожно-транспортных происшествий, не обеспечивает безопасность дорожного движения, угрожает жизни и здоровью граждан, нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц.
Выводы судов основаны на совокупности исследованных при судебном разбирательстве доказательств, проверенных и оцененных по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и норм процессуального права.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) обеспечение безопасности дорожного движения - это деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Согласно пункту 1 статьи 12 Закона N 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Подпунктами 6, 12 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) установлено, что содержание дорог относится к дорожной деятельности и определено как комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу пункта 6 статьи 12 Закона N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (пункт 2 статьи 12 Закона N 257-ФЗ).
В соответствии с Уставом ГКУ КБР "Управдор" Минтранса КБР на управление возложена организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального значения Кабардино-Балкарской Республики и искусственных сооружений на них и осуществления функций государственного заказчика на выполнение подрядных дорожных работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и нормативному содержанию автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, выполнение иных работ, поставку товаров и оказание услуг, необходимых для обеспечения функционирования сети автомобильных дорог и управления дорожным хозяйством Кабардино-Балкарской Республики (пункт 2.1), в ведении которого в соответствии с постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 2 апреля 2019 г. N 51-ГШ "О перечне автомобильных дорог общего пользования регионального значения Кабардино-Балкарской Республики" находится 464 дороги общего пользования регионального значения Кабардино-Балкарской Республики, в том числе и автомобильная дорога Прохладный - Лесное - Солдатская.
Согласно части 1 статьи 17 Закона N 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В соответствии с пунктом 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах устраивают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м, по "СП 52.13330.2016. Свод правил. Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95", утвержденных приказом Минстроя России от 7 ноября 2016 г. N 777/пр (пункт 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007).
Правильно применив вышеприведенные нормы, установив, что управлением не выполнены требования по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании и использования автомобильных дорог, суды пришли к обоснованному выводу об удовлетворении требований прокурора, признав незаконным бездействие ГКУ КБР "Управдор" Минтранса КБР по ненадлежащему содержанию дороги регионального значения "адрес" м ("адрес" в "адрес"), возложив на управление обязанность провести работы по обустройству достаточным освещением указанной дороги.
Доводы кассационной жалобы были предметом изучения судов первой и апелляционной инстанций, направлены на оспаривание обоснованности выводов судов обеих инстанций об установленных обстоятельствах и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных актов, поскольку суд кассационной инстанции правом устанавливать новые обстоятельства или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, а также правом переоценки доказательств не наделен.
Ссылка в жалобе на отсутствие бюджетных средств на проведение капитального ремонта автомобильной дороги общего пользования регионального значения и на то, что работы по обустройству линиями наружного освещения проводятся управлением по принципу приоритетности автомобильных дорог с высокой интенсивностью движения с учетом их загруженности, не освобождает административного ответчика от исполнения требований законодательства о безопасности дорожного движения, направленных на реализацию конституционных и иных прав, свобод и законных интересов граждан.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает выводы, к которым пришли суды по настоящему административному делу, правильными, поскольку они основаны на приведенных нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, и сделаны на основании представленных доказательств.
Доводы кассационной жалобы фактически сводятся к несогласию с данными выводами и не содержат ссылок на нарушения норм материального или норм процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 20 октября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 22 декабря 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного казенного учреждения Кабардино-Балкарской Республики "Управление дорожного хозяйства" - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Г.К. Зайнуллина
Ю.К. Белоусова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 21 марта 2024 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.