Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Зайнуллиной Г.К. и Белоусовой Ю.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Красногвардейского муниципального округа Ставропольского края на решение Красногвардейского районного суда Ставропольского края от 27 сентября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 12 декабря 2023 г. по административному делу N 2а-560/2023 по административному исковому заявлению прокурора Красногвардейского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Красногвардейского муниципального округа Ставропольского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Колячкину И.В, полагавшую кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор Красногвардейского района Ставропольского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к администрации Красногвардейского муниципального округа Ставропольского края (далее также - администрация) о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
В обоснование своих требований указал на то, что прокуратурой Красногвардейского района проведена проверка исполнения администрацией законодательства об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, в ходе которого установлено отсутствие муниципального маршрута, соединяющего х. Средний и районным центром с. Красногвардейское Красногвардейского муниципального округа, чем нарушаются предусмотренные законом права граждан на получение транспортных услуг. Просит суд признать незаконным бездействие администрации Красногвардейского муниципального округа Ставропольского края, выразившееся в непринятии мер по обеспечению перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и возложить на администрацию Красногвардейского муниципального округа Ставропольского края обеспечить транспортным обслуживанием муниципальный маршрут, соединяющий хутор Средний и село Красногвардейское Красногвардейского муниципального округа Ставропольского края в течение 180 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением Красногвардейского районного суда Ставропольского края от 27 сентября 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 12 декабря 2023 г, административный иск прокурора удовлетворен.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 9 февраля 2024 г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 22 февраля 2024 г, администрация просит отменить судебные акты, ссылаясь на несоответствие выводов судов о том, что муниципальный маршрут отсутствует, обстоятельствам административного дела, в материалы дела представлены соответствующие постановления об утверждении данного маршрута и муниципальные контракты, администрацией неоднократно объявлялись электронные аукционы по заключению контрактов на выполнение работ по организации перевозок по указанному маршруту, которые признавались несостоявшимся, таким образом считает бездействие администрации отсутствует.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Колячкину И.В, полагавшую кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при рассмотрении настоящего административного дела нарушения такого характера судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой Красногвардейского района проведена проверка соблюдения администрацией Красногвардейского муниципального округа Ставропольского края законодательства в области транспортного обслуживании населения на территории муниципального округа, в ходе которой установлено нарушение требований Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее также - Закон N 131-ФЗ), выразившееся в непринятии мер по осуществлению транспортных перевозок населения, соединяющий х. Средний и с. Красногвардейское Красногвардейского муниципального округа Ставропольского края.
По результатам прокурорской проверки 3 июля 2023 г. в адрес администрации прокурорам района внесено представление.
18 августа 2023 г. администрацией прокурору дан ответ о том, что в целях исполнения обязательств по предоставлению транспортных услуг населению и осуществлению регулярных перевозок по установленному муниципальному маршруту N 379 "с. Красногвардейское - х. Средний" администрация Красногвардейского муниципального округа Ставропольского края регулярно проводит конкурсные процедуры на определение перевозчика, принимаются меры, необходимые по поиску водителей, соответствующих установленным требованиям и желающим работать на общественном транспорте; объявление о поиске водителей, имеющих категорию "D", размещено в газете "Сельская Новь", информация о потребности в водителях имеется в ГКУ "Центр занятости населения Красногвардейского района", о поиске водителей размещаются в социальных сетях информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на страницах главы Красногвардейского муниципального округа и администрации Красногвардейского муниципального округа.
Судом также установлено, что постановлениями администрации Красногвардейского муниципального округа Ставропольского края от 30 декабря 2011 г, 13 мая 2016 г, 4 июля 2022 г, 29 августа 2023 г. установлен муниципальный маршрут N 379 "с. Красногвардейское - х. Средний", утверждены реестры муниципальных маршрутов регулярных перевозок в Красногвардейском муниципальном округе Ставропольского края. Однако регулярные перевозки по вышеуказанному муниципальному маршруту не осуществлялись с даты их установления, в связи с чем, транспортная доступность между районным центром с. Красногвардейское и населенным пунктом х. Средний (промежуточные населённые пункты - село Преградное, село Дмитриевское, село Родыки) с учетом их численности, и отдаленности, в настоящее время не обеспечена.
Разрешая спор, суд первой инстанции, проанализировав положения, закрепленные в пункта 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 11, 14, 17 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Устава Красногвардейского муниципального округа Ставропольского края, пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований, при этом исходил из того, что необеспечение транспортным сообщением между х. Средним и районным центром с. Красногвардейское Красногвардейского муниципального округа является нарушением вышеприведенных правовых норм и нарушает права граждан, в том числе право на свободу передвижения, право на доступную социальную среду, поскольку препятствует посещению социальных объектов, находящихся в с. Красногвардейское, нарушает принципы организации местного самоуправления, призванного решать вопросы обеспечения жизнедеятельности граждан.
Таким образом, суд правомерно признал заявленные требования подлежащими удовлетворению, с чем обоснованно согласился суд апелляционной инстанции.
Выводы судов основаны на совокупности исследованных при судебном разбирательстве доказательств, проверенных и оцененных по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и норм процессуального права.
Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (часть 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации).
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления, в том числе порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, устанавливает Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131).
К вопросам местного значения городского поселения и городского округа в сфере транспортных услуг относит создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организацию транспортного обслуживания населения в границах поселения (пункт 7 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ).
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулирует Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона N 220-ФЗ муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения или одного городского округа устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего городского поселения или соответствующего городского округа.
Согласно статье 14 Закона N 220-ФЗ осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу статьи 17 названного закона право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
Статьей 19 указанного закона установлено, что свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок.
К вопросам местного значения муниципального округа и к его полномочиям отнесены создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального округа, создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального округа также отнесены Уставом муниципального округа.
Исходя из смысла вышеприведенных норм вопросы создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах Красногвардейского муниципального округа Ставропольского края возложена на его администрацию.
Таким образом, суды, правильно применив вышеуказанные нормы материального права, установив обстоятельства дела, пришли к обоснованному выводу об удовлетворении требований прокурора признав незаконным бездействие администрации Красногвардейского муниципального округа Ставропольского края, выразившееся в непринятии мер по обеспечению перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по указанному маршруту, поскольку указанное нарушает права граждан на свободу передвижения, право на доступную социальную среду.
Выраженное в кассационной жалобе несогласие заявителя с оценкой исследованных судами фактических обстоятельств и иное толкование норм права выводы судов не опровергают и не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает выводы, к которым пришли суды по настоящему административному делу, правильными, поскольку они основаны на приведенных нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, и сделаны на основании представленных доказательств.
Доводы кассационной жалобы фактически сводятся к несогласию с данными выводами и не содержат ссылок на нарушения норм материального или норм процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Красногвардейского районного суда Ставропольского края от 27 сентября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 12 декабря 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Красногвардейского муниципального округа Ставропольского края - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Г.К. Зайнуллина
Ю.К. Белоусова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 21 марта 2024 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.