Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Полянина О.А., рассмотрев жалобу защитника - адвоката Моисеева К.А. (далее Моисеев К.А.), действующего на основании ордера в интересах Ровного А.Б. (далее Ровный А.Б.), на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 3 Автозаводского судебного района города Нижнего Новгорода Нижегородской области от 30 марта 2023 года, решение судьи Автозаводского района города Нижнего Новгорода от 31 мая 2023 года, вынесенные в отношении Ровного А.Б. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 3 Автозаводского судебного района города Нижнего Новгорода Нижегородской области от 30 марта 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Автозаводского района города Нижнего Новгорода от 31 мая 2023 года, Ровный А.Б. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Моисеев К.А, действующий в интересах Ровного А.Б, ставит вопрос об отмене процессуальных актов по настоящему делу об административном правонарушении, прекращении производства в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении, доводов жалобы заявителя, позволяет прийти к следующим выводам.
В силу статьи 2 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 названного закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 4 названного закона в отношении лица, в отношении которого осуществляется административный надзор, могут устанавливаться указанные в данной норме административные ограничения, в том числе запрещение выезда за установленные судом пределы территории.
В соответствии с частью 1 статьи 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
В качестве одного из условий привлечения виновного лица к административной ответственности, предусмотренной данной нормой, в диспозиции указано отсутствие в противоправном деянии признаков состава уголовно наказуемого деяния.
Частью 2 статьи 314.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за неоднократное несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, сопряженное с совершением данным лицом административного правонарушения против порядка управления (за исключением административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), либо административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность, либо административного правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, либо административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 11.5, либо статьей 11.9, либо статьей 12.8, либо статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения Ровного А.Б. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении и постановлении мирового судьи выводы о том, что он 27 марта 2023 года в нарушение установленного решением Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 05 октября 2017 года административного ограничения в виде запрета на выезд за пределы региона проживания, выехал за пределы Нижегородской области.
Данные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Ровного А.Б. протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и его привлечения к административной ответственности по названной норме постановлением мирового судьи.
Вывод мирового судьи, с которыми согласился судья Автозаводского района города Нижнего Новгорода о наличии в действиях Ровного А.Б. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, которые при рассмотрении дела получили надлежащую правовую оценку на предмет допустимости, относимости, достоверности и достаточности.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
В силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены событие административного правонарушения, лицо, нарушившее административное ограничение, установленное судебным актом, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Вопреки утверждению заявителя, требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Суждения в жалобе, суть которых сводится к необоснованности привлечения Ровного А.Б. к административной ответственности, несостоятельны, опровергаются совокупностью собранных и исследованных по делу доказательств, не доверять которым оснований не имеется.
Действия Ровного А.Б. верно квалифицированы по части 1 статьи 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами.
В жалобе, поданной в кассационный суд, адвокат Моисеев К.А. настаивает на отсутствии в действиях субъекта ответственности состава вменяемого правонарушения, в обоснование чего указывает, что Ровный А.Б, планируя выезд на постоянное место жительство в Республику Беларусь, в соответствии с требованиями Закона об административном надзоре уведомил орган внутренних дел за три дня до даты выезда через интернет-приемную ГУ МВД России по Нижегородской области. Уведомление, которым орган внутренних дел отказал Ровному А.Б. в выезде, обжаловано в установленном порядке.
Однако такие доводы жалобы не могут повлечь отмену или изменение состоявшихся по делу судебных постановлений.
Как следует из материалов дела, решением Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 05 октября 2017 года в отношении Ровного А.Б. установлен административный надзор сроком на 8 лет, исчисляемый со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
В течение срока административного надзора установлены следующие административные ограничения: обязательная явка два раза в месяц в орган внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещение пребывание вне жилого помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, или иного помещения, пригодного для постоянного проживания и (или) по адресу которого поднадзорное лицо подлежит постановке на учет в органе внутренних дел, в промежуток времени с 22 до 06 часов по местному времени (ночное время); запрет на выезд за пределы территории Московской области, а в случае перемены места жительства на другой субъект Российской Федерации - за пределы территории этого субъекта по избранному месту жительства; запрещение пребывания в организациях и учреждениях для детей, а также в местах отдыха для детей.
Решением Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода от 07 мая 2019 года ранее установленные административные ограничения дополнены возложением на Ровного А.Б. обязанности по явке три раза в месяц в орган внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
16 декабря 2021 года Ровный А.Б. поставлен на профилактический учет с ведением дела административного надзора в отделе полиции N 1 УМВД России по городу Нижнему Новгороду, утвержден график прибытия поднадзорного лица на регистрацию, при этом местом жительства указано следующее: лесной массив в районе дома "адрес"
13 апреля 2022 года Ровный А.Б. направил в ОП N 1 УМВД России по городу Нижнему Новгороду уведомление о намерении изменить с 16 апреля 2022 года место своего постоянного пребывания, переехав в Республику Беларусь.
Ответом начальника отдела полиции N 1 УМВД России по городу Нижнему Новгороду от 13 мая 2022 года Ровному А.Б. отказано в смене постоянного места жительства и выезде в Республику Беларусь (л.д. 48).
Решением Автозаводского районного суда города Нижнего Новгорода от 15 августа 2022 года в удовлетворении административного искового заявления Ровного А.Б. о признании незаконными действий начальника отдела полиции N 1 УМВД России по городу Нижнему Новгороду и решения об отказе в выезде и изменении места постоянного пребывания Ровного А.Б. по уведомлению от 13 апреля 2022 года было отказано.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 11 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" установлена обязанность поднадзорного уведомить орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения о перемене места жительства, пребывания или фактического нахождения не позднее чем за три рабочих дня до его перемены, а также в течение трех рабочих дней - о возвращении к месту жительства, пребывания или фактического нахождения, если поднадзорное лицо отсутствовало по исключительным личным обстоятельствам, предусмотренным частью 3 статьи 12 настоящего Федерального закона.
Несоблюдение установленных судом административных ограничений или невыполнения обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, влечет ответственность поднадзорного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 11 данного закона).
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 декабря 2022 года N 40 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, связанных с несоблюдением административных ограничений, устанавливаемых при административном надзоре", следует, что орган внутренних дел дает поднадзорному лицу, в отношении которого установлены отдельные административные ограничения (запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации), разрешение на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания этого лица, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории при наличии определенных в части 3 статьи 12 Закона об административном надзоре исключительных личных обстоятельств.
К таким исключительным личным обстоятельствам частью 3 статьи 12 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" отнесены следующие: смерть или угрожающая жизни тяжелая болезнь близкого родственника; необходимость получения поднадзорным лицом медицинской помощи, а также прохождения лечения в учреждениях органов здравоохранения, если эти помощь и лечение не могут быть получены по месту жительства или пребывания поднадзорного лица либо в установленных судом пределах территории; невозможность дальнейшего проживания поднадзорного лица по месту жительства, пребывания или фактического нахождения в связи со стихийным бедствием или иными чрезвычайными обстоятельствами; прохождение поднадзорным лицом обучения за установленными судом пределами территории; необходимость прохождения вступительных испытаний при приеме в образовательную организацию; необходимость решения следующих вопросов при трудоустройстве: явка в органы службы занятости населения для регистрации и дальнейшего взаимодействия с этими органами в целях поиска подходящей работы либо регистрации в качестве безработного, если в установленных судом пределах территории отсутствуют соответствующие органы службы занятости населения; прохождение предварительного собеседования; прохождение обязательного предварительного медицинского осмотра (обследования), необходимого для заключения трудового договора, если этот осмотр (обследование) не может быть пройден в установленных судом пределах территории; заключение трудового договора; заключение договора гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и (или) оказание услуг; государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя, получение лицензии на осуществление определенного вида деятельности.
Указанный перечень исключительных личных обстоятельств, при которых орган внутренних дел дает разрешение на пребывание поднадзорного лица вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, и (или) краткосрочный выезд этого лица за установленные судом пределы территории, является исчерпывающим.
При возникновении иных обстоятельств поднадзорное лицо вправе обратиться с административным иском о частичной отмене административных ограничений.
Таким образом, в пределах установленного судом срока административного надзора и примененного к нему административного ограничения в виде запрета на выезд за пределы определенной территории, возможность выезда поднадзорного лица за пределы региона проживания возможна лишь при наличии обстоятельств, перечисленных в части 3 статьи 12 Закона об административном надзоре, и только после получения разрешения органа внутренних дел.
Доказательств соблюдения Ровным А.Б. возложенных на него судом ограничительных мер, в том числе запрета на выезд за пределы территории Нижегородской области, материалы дела не содержат.
Само по себе уведомление Ровным А.Б. органа внутренних дел о запланированном выезде за пределы региона проживания не свидетельствует о соблюдении им требований Закона об административном надзоре и получении соответствующего разрешения на выезд.
Приведенные доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, и не нашли своего объективного подтверждения в ходе судебного разбирательства, основаны на субъективном толковании закона, направлены на переоценку исследованных доказательств.
Таким образом, Ровный А.Б. обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении Ровного А.Б. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Административное наказание назначено Ровному А.Б. в пределах санкции части 1 статьи 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 3.10, 4.1 - 4.3 данного Кодекса, является обоснованным и справедливым.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2- 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Первого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 3 Автозаводского судебного района города Нижний Новгород Нижегородской области от 30 марта 2023 года, решение судьи Автозаводского района города Нижний Новгород от 31 мая 2023 года, вынесенные в отношении Ровного А.Б. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу адвоката Моисеева К.А, действующего на основании ордера в интересах Ровного А.Б, - без удовлетворения.
Судья О.А. Полянина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.