Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Поддымова А.В, судей Найденовой О.Н, Софронова В.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу С.В.И. на решение Одинцовского городского суда Московской области от 24 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 5 июня 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по Московской области к С.В.И. о взыскании обязательных платежей.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Софронова В.А, судебная коллегия по административным делам
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 22 по Московской области (далее - Инспекция) обратилась в суд с названным административным исковым заявлением, с учетом уточнения требований просила взыскать с С.В.И. транспортный налог за 2016 - 2018 годы в размере 10 158 руб, пени за 2018 год в размере 133 руб. 04 коп.
В обоснование административного иска указала, что С.В.И. является плательщиком транспортного налога, ему направлялось налоговое уведомление, налог своевременно не уплачен, в связи с чем начислены пени, выставлено требование об уплате задолженности, требование не исполнено, вынесенный по заявлению Инспекции судебный приказ о взыскании задолженности по обязательным платежам отменен в связи с возражениями должника относительно его исполнения.
Решением Одинцовского городского суда Московской области от 24 мая 2022 года административный иск удовлетворен.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 5 июня 2023 года решение городского суда изменено в части размера взысканных с С.В.И. транспортного налога, пени, их размер установлен равным 10 257 руб. 29 коп. и 33 руб. 75 коп, соответственно.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 7 декабря 2023 года, С.В.И. просит отменить состоявшиеся судебные постановления, принять решение об отказе в удовлетворении административного иска. Утверждает, что предъявляя ко взысканию транспортный налог за 2016 - 2018 годы, Инспекция исчислила его с учетом транспортного средства, проданного в 2014 году, при этом пропустила срок на обращение в суд. Указания в апелляционном определении о взыскании налога за 2019 год не соответствуют заявленным требованиям.
Относительно кассационной жалобы Инспекцией представлены письменные возражения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно, письменно просили о рассмотрении кассационной жалобы, назначенной к рассмотрению на 12 часов 00 минут 19 февраля 2024 года, в свое отсутствие. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу такие нарушения были допущены судами.
В соответствии с частью 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд выясняет, в частности, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Расчет суммы, составляющей платеж, должен быть представлен налоговым органом (подпункт 2 пункта 1 статьи 287 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Вопреки приведенным требованиям процессуального закона расчет сумм предъявленного ко взысканию транспортного налога за 2016, 2017, 2018 годы, в том числе налоговые уведомления, содержащие такой расчет, суду первой инстанции не представлялись, правильность расчета налога за указанные налоговые периоды городским судом не проверялась.
Рассматривая дело по апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции указал, что Инспекция с учетом уточнения исковых требований просила о взыскании транспортного налога за 2019 год в сумме 10 257 руб. 29 коп. и пени в сумме 33 руб. 75 коп.
Между тем, из административного иска с очевидностью следует, что Инспекция просила о взыскании транспортного налога за 2016, 2017, 2018 годы в размере 10 158 руб. и пеней за 2018 год в размере 133 руб. 04 коп, именно это требование рассмотрено и удовлетворено городским судом; Инспекция не изменяла предмет административного иска до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции, как это предусмотрено частью 1 статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Таким образом, взыскивая транспортный налог за 2019 год в сумме 10 257 руб. 29 коп, который не являлся предметом спора, суд апелляционной инстанции нарушил предписания части 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, приняв решение не по заявленным административным истцом требованиям.
Кроме того, взыскивая транспортный налог за 2019 год в сумме 10 257 руб. 29 коп. со ссылкой на требование об уплате N 18747 по состоянию на 9 февраля 2021 года, суд апелляционной инстанции не учел, что данное требование выставлено на меньшую сумму.
При таких данных обжалуемые судебные постановления подлежат отмене с направлением административного дела на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Одинцовского городского суда Московской области от 24 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 5 июня 2023 года отменить, административное дело направить на новое рассмотрение в Одинцовский городской суд Московской области в ином составе судей.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 4 марта 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.