Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Поддымова А.В, судей Найденовой О.Н, Софронова В.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственной инспекции труда в Курской области на решение Ленинского районного суда города Курска от 8 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 30 мая 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению областного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Суджанский сельскохозяйственный техникум" к Государственной инспекции труда в Курской области, заместителю начальника отдела надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и организации обеспечения деятельности Н.Л.В. об оспаривании предписания.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Софронова В.А, судебная коллегия по административным делам
УСТАНОВИЛА:
областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Суджанский сельскохозяйственный техникум" (далее - Техникум) обратилось в суд с названным административным исковым заявлением, просило признать незаконным и отменить предписание государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Курской области (далее - инспектор труда, Инспекция) от 13 июля 2021 года N.
В обоснование административного иска указало на незаконность предписания, поскольку Положением об оплате труда размер стимулирующих выплат в спорные периоды был предусмотрен в размере до 30%, их начисление является правом работодателя, фонд оплаты труда формируется на год, поэтому проверка выплат за каждый месяц некорректна, выплаты не носят обязательный характер.
Решением Ленинского районного суда города Курска от 8 февраля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 30 мая 2023 года, административный иск удовлетворен.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 13 декабря 2023 года, Инспекция просит отменить состоявшиеся судебные постановления, вынести новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. Повторяя доводы, изложенные в судах нижестоящих инстанций, настаивает на законности оспариваемого предписания.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
Согласно части 1 статьи 353 и части 1 статьи 354 Трудового кодекса Российской Федерации федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда.
Статьей 356 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что в соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда, в числе прочего, осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством, в частности, проверок, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий.
Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников (абзац шестой части 1 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации).
В случае обращения работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению (часть 2 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором; обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, на основании распоряжения (приказа) Инспекции от 30 июня 2021 года N инспектором труда проведена внеплановая, документарная проверка Техникума.
По результатам проверки Техникуму выдано предписание от 13 июля 2021 года N, согласно которому в срок до 13 августа 2021 года необходимо устранить нарушения статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 4 раздела 6 Положения об оплате труда работников Техникума (приложение N 1 к Коллективному договору) в части обеспечения направления денежных средств за июль 2020 года, май 2021 года, август 2020 года на выплаты стимулирующего характера работникам не менее 30% на оплату труда, вместо 13%, 26, 1%, 16, 2% соответственно.
Судами установлено, что согласно Положению об оплате труда работников Техникума (пункт 4.1 Коллективного договора) последний осуществляет оплату труда работников образовательной организации на основании коллективного договора с 19 ноября 2018 года по 18 ноября 2021 года.
Согласно пункту 4.3 Коллективного договора заработная плата включает в себя оплату труда, исходя из ставок заработной платы и должностных окладов, повышающие коэффициенты к окладам, в том числе персональные, выплаты за условия труда, отклоняющиеся от нормативных (компенсационные выплаты), выплаты компенсационного характера, выплаты стимулирующего характера, другие выплаты, предусмотренные законодательством. Положением об оплате труда.
В силу пункта 4.9 Коллективного договора работникам устанавливаются, в том числе и выплаты стимулирующего характера: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; выплаты за качество выполняемых работ; выплаты за стаж непрерывной работы в образовательных организациях; премиальные выплаты по итогам работы; доплата руководящим и педагогическим работникам образовательных учреждений, награжденных ведомственными наградными знаками.
Пунктом 4 раздела 6 Коллективного договора предусмотрено, что средства на оплату труда, формируемые за счет бюджетных ассигнований областного бюджета, могут направляться техникумом на выплаты стимулирующего характера; при этом объем средств на указанные выплаты должен составлять не менее 30 процентов средств на оплату труда, формируемых за счет ассигнований областного бюджета.
Из сообщения Техникума от 12 июля 2021 года N 143 следует, что за июль 2020 года процент выплаты стимулирующего характера составил 13%, за август 2020 года - 16, 2% и за май 2021 года - 26, 1%; выплаты стимулирующего характера в целом за 2020 год составили 31, 9%, за первое полугодие 2021 года - 34%.
Разрешая спор и удовлетворяя административный иск, районный суд, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что выплата стимулирующего характера не является фиксированной величиной, ее конкретный размер устанавливается образованной в Техникуме комиссией по решению директора Техникума с учетом мнения первичной профсоюзной организации исходя из показателей оценки качества выполняемых работ. В силу Положения об оплате труда, Коллективного договора, такая выплата не является гарантированной ежемесячной выплатой, основанием для ее начисления служит соблюдение условий, предусмотренных локальными нормативными актами работодателя; стимулирующий фонд формируется в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда работников на соответствующий год, а также средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, направленных Техникумом на оплату труда работников.
С выводами судов о незаконности предписания следует согласиться.
Положения пункта 4 раздела 6 Коллективного договор, на которые ссылается автор кассационной жалобы, устанавливают не размер ежемесячных выплат, а объема средств на выплаты, который должен составлять не менее 30 процентов средств на оплату труда, формируемых за счет ассигнований областного бюджета.
На такие положения нормативного правового акта или локального нормативного акта, которые бы устанавливали обязательность осуществления именно ежемесячных выплат в размере не менее 30 процентов средств на оплату труда, формируемых за счет ассигнований областного бюджета, автор кассационной жалобы не ссылается и в оспариваемом предписании таковые не указаны.
При таких данных не свидетельствуют о нарушении Техникумом трудового законодательства указания в оспариваемом предписании о том, что за июль 2020 года процент выплаты стимулирующего характера составил 13%, за август 2020 года - 16, 2%, за май 2021 года - 26, 1%. При этом по делу не оспаривалось, что выплаты стимулирующего характера в целом за 2020 год составили 31, 9%, за первое полугодие 2021 года - 34%.
Нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, не допущено; выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Курска от 8 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 30 мая 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственной инспекции труда в Курской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 11 марта 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.