Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Поддымова А.В, судей Александровой К.А, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Вышегородцева Андрея Александровича на решение Центрального районного суда города Воронежа от 14 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 8 августа 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Вышегородцева Андрея Александровича к федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Воронежской области", военному комиссариату Левобережного и Железнодорожного районов города Воронежа, призывной комиссии Левобережного и Железнодорожного районов города Воронежа об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Александровой К.А, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Вышегородцев А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения призывной комиссии Левобережного и Железнодорожного районов города Воронежа от 10 ноября 2022 года N 2 о признании не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований; возложении обязанности восстановить нарушенное право; взыскании расходов по уплате государственной пошлины.
В обоснование требований указано, что Вышегородцев А.А. не уклонялся от мероприятий по призыву, подлежит зачислению в запас по достижению возраста 27 лет с выдачей военного билета, а оспариваемое решение нарушает его права и законные интересы.
Решением Центрального районного суда города Воронежа от 14 апреля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 8 августа 2023 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной 9 января 2024 года через суд первой инстанции, Вышегородцев А.А. просит судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение. Указывает, что административными ответчиками в отношении него призывные мероприятия не проводились, повестки ему не вручались, вызовы на медицинское освидетельствование он не получал.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не имеется.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, до 1 апреля 2020 года Вышегородцеву А.А, ДД.ММ.ГГГГ рождения, предоставлялась отсрочка от призыва на военную службу.
18 мая 2020 года Вышегородцев А.А. направлен для проведения медицинского обследования с датой явки 11 июня 2020 года.
Обследование административный истец не прошел, медицинское заключение не представил, в связи с чем назначена повторная явка на 24 сентября 2020 года, которая в связи с отсутствием призывника перенесена на 29 октября 2020 года, в последующем на 13 ноября 2020 года и 30 ноября 2020 года.
23 апреля 2021 года Вышегородцев А.А. направление и повестку на медицинское обследование на 24 мая 2021 года получить отказался.
13 октября 2021 года по месту жительства административного истца дверь никто не открыл, телефон вне зоны действия сети, что подтверждается рапортом должностного лица; 2 декабря 2021 года по месту жительства Вышегородцев А.А. отсутствует, сотовый телефон не отвечает, мать призывника указала, что административный истец на работе, о явке в военный комиссариат 6 декабря 2021 года ему сообщит, что подтверждается рапортом должностного лица.
Повестку о явке на заседание призывной комиссии 23 декабря 2021 года Вышегородцев А.А. получать отказался, что подтверждается рапортами должностных лиц и актом.
2 июня 2022 года Вышегородцев А.А. получил направление в "данные изъяты" отделение медицинского учреждения с датой явки 16 июня 2022 года, которая переносилась на 11 июля 2022 года, на 14 июля 2022 года в связи перенесением госпитализации.
14 июля 2022 года Вышегородцев А.А. прошел медицинское обследование, рекомендована консультация "данные изъяты", определена дата явки по повестке на 5 сентября 2022 года.
В объяснениях от 6 сентября 2022 года административный истец указал, что 5 сентября 2022 года явился в военный комиссариат Левобережного и Железнодорожного районов города Воронежа в 8 часов 30 минут после ночной смены, поскольку военный комиссариат начинает работу с 9 часов 00 минут, Вышегородцев А.А. уехал домой.
8 сентября 2022 года Вышегородцеву А.А. исполнилось 27 лет.
10 ноября 2022 года призывной комиссией вынесено заключение о том, что Вышегородцев А.А. не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что обжалуемое решение призывной комиссии соответствует требованиям законодательства, принято уполномоченным органом, представлены доказательства надлежащего проведения мероприятий по призыву на военную службу в отношении призывника Вышегородцева А.А, в связи с чем отсутствуют правовые основания как для признания незаконным и отмены решения, так и для возложения на административного ответчика обязанности выдать административному истцу военный билет.
Оснований не согласиться с указанными выводами судов судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает.
Порядок призыва на военную службу в Российской Федерации и основания освобождения граждан от исполнения воинской обязанности урегулированы Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон о воинской обязанности и военной службе).
В силу подпункта "а" пунктов 1, 2 статьи 22 Закона о воинской обязанности и военной службе на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, за исключением граждан, освобожденных в соответствии с данным Федеральным законом от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу.
Пунктом 1.1 статьи 28 Закона о воинской обязанности и военной службе предусмотрено, что при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 этого Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
В силу пункта 34 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663, при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (был обязан состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Согласно статье 26 Закона о воинской обязанности и военной службе призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (часть 3).
В соответствии со статьей 31 Закона о воинской обязанности и военной службе граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1).
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований. В случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата (пункт 2).
В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4).
В соответствии с пунктом 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663, призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан определяется пунктом 13 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565 (пункт 3 статьи 5.1 Закона о воинской обязанности и военной службе).
Согласно пункту 20 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565, в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или начальника отдела военного комиссариата, принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания.
При возможности завершения обследования гражданина до окончания работы комиссии по постановке граждан на воинский учет или призывной комиссии врач-специалист выносит заключение о том, что гражданин нуждается в обследовании с указанием срока явки на повторное освидетельствование.
По завершении обследования составляется медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина.
Пунктом 22(1) Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565, призывная комиссия субъекта Российской Федерации проверяет наличие оснований для предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу по состоянию здоровья, освобождений от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья и правильность их предоставления.
Если в результате изучения представленных документов врачом-специалистом по соответствующему профилю увечья, заболевания установлено, что диагноз увечья, заболевания является необоснованным и (или) заключение о категории годности к военной службе гражданина не соответствует требованиям настоящего Положения, то в листе медицинского освидетельствования и учетной карте призывника указанного гражданина делается запись о необоснованности диагноза увечья, заболевания и (или) заключения о категории годности к военной службе и необходимости направления гражданина на контрольное освидетельствование, заверяемая подписью и личной печатью врача-специалиста, проводившего изучение документов гражданина, и указывается дата его проведения. В этом случае врачом, руководящим работой по контрольному (повторному) освидетельствованию граждан при призыве на военную службу, в учетной карте призывника делается запись о необоснованности диагноза увечья, заболевания и (или) заключения о категории годности к военной службе и необходимости направления гражданина на контрольное освидетельствование, заверяемая его личной подписью и печатью военного комиссариата, в листе медицинского освидетельствования указанного гражданина делается отметка об ознакомлении с указанным заключением и определяется дата прибытия гражданина на контрольное освидетельствование, а секретарь призывной комиссии субъекта Российской Федерации в 2 экземплярах списка граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, освобождение от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья, делает запись о необоснованности диагноза увечья, заболевания и (или) заключения о категории годности к военной службе и необходимости прибытия гражданина на контрольное освидетельствование в указанную дату и заверяет ее личной подписью.
Суды, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пришли к обоснованному выводу о том, что административным ответчиком надлежащим образом проведены мероприятия по призыву Вышегородцева А.А, по извещению о явке на медицинское освидетельствование, которые оказались безрезультатными по причинам, зависящим от административного истца.
Как усматривается из материалов дела, Вышегородцев А.А, будучи неоднократно направленным решениями призывной комиссии на стационарное медицинское обследование, уклонился от повторного освидетельствования. При этом в ходе судебного разбирательства не установлено объективных условий или уважительных причин для неисполнения административным истцом обязанности по явке на освидетельствование.
Ссылки в кассационной жалобе на наличие у Вышегородцева А.А. заболеваний, подтвержденных заключениями медицинских организаций от 6 ноября 2020 года и 14 июля 2022 года, не имеют правового значения, поскольку в результате изучения медицинских документов призывной комиссией Воронежской области установлено, что диагнозы являются необоснованными в связи с нарушением методик обследования.
Таким образом, в материалах дела отсутствуют доказательства существования по состоянию на 8 сентября 2022 года оснований, предусмотренных Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", для предоставления административному истцу отсрочки от призыва, освобождения от исполнения воинской обязанности.
С учетом этого призывная комиссия при зачислении административного истца в запас правильно отнесла его к категории лиц, не прошедших военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела, нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами не допущено.
Иная оценка заявителем установленных по делу обстоятельств, имеющихся доказательств, а также иное толкование норм закона не свидетельствует о нарушении судами норм материального или процессуального права.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных актов не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Воронежа от 14 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 8 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Вышегородцева Андрея Александровича без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 18 марта 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.