Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Поддымова А.В.
судей Александровой К.А, Шароновой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Нижегородской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 23 августа 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Нижегородской области к Плашиль Наталии Аркадьевне о взыскании обязательных платежей и санкций.
Заслушав доклад судьи Александровой К.А, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 18 по Нижегородской области (далее - МИФНС России N 18 по Нижегородской области, инспекция) обратилась в суд с административным иском (с учетом уточнений) о взыскании с Плашиль Н.А. земельного налога за 2018 год в размере 2 108 руб, пеней за период с 13 мая 2020 года по 18 мая 2020 года в размере 2 руб. 32 коп, земельного налога за 2019 год в размере 79 178 руб. 96 коп, пеней за период со 2 декабря 2020 года по 21 декабря 2020 года в размере 281 руб. 57 коп, пеней по налогу на доходы физических лиц (далее НДФЛ) за 2018 год за период с 13 мая 2020 года по 11 августа 2020 года в размере 9 122 руб. 28 коп, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в размере 20 591 руб, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в размере 29 354 руб, пеней за 2018 год за период с 21 января 2019 года по 12 февраля 2019 года и за 2019 год за период с 1 января 2020 года по 21 января 2021 года в размере 237 руб. 30 коп, страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2018 год в размере 5 840 руб, страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2019 год в размере 6 884 руб, пеней за 2018 год за период с 28 января 2019 года по 12 февраля 2019 года и за 2019 год за период с 1 января 2020 года по 21 января 2021 года в размере 54 руб. 26 коп, а всего в размере 151 359 руб. 69 коп.
В обоснование заявленных требований указано, что Плашиль Н.А. является плательщиком земельного налога, НДФЛ и страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование; инспекцией в адрес административного ответчика направлены налоговые уведомления и требования, которые не исполнены; вынесенный по заявлению инспекции судебный приказ о взыскании обязательных платежей отменен в связи с возражениями должника относительно его исполнения.
Решением Канавинского районного суда города Нижнего Новгорода от 20 марта 2023 года административное исковое заявление удовлетворено в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 23 августа 2023 года решение суда отменено. Принят отказ МИФНС России N18 по Нижегородской области от части требований о взыскании с Плашиль Н.А. земельного налога за 2019 год в размере в размере 5 235 руб. и пеней за период со 2 декабря 2020 года по 21 декабря 2020 года в размере 281 руб. 57 коп.; производство по делу в указанной части прекращено; в удовлетворении остальной части административных исковых требований инспекции отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 4 декабря 2023 года, с учетом уточнений МИФНС России N 18 по Нижегородской области просит отменить апелляционное определение, оставив в силе решение суда первой инстанции. Указывает, что оплата произведена Плашиль Н.А. после 1 января 2023 года в качестве единого налогового платежа, в связи с чем учтена налоговым органом в счет погашения задолженности по НДФЛ за 2014 и 2017 годы.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
По настоящему административному делу имеются предусмотренные частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, в 2018 и 2019 годах Плашиль Н.А. являлась плательщиком земельного налога.
В связи с произведенным инспекцией пересчетом за 2018 года Плашиль Н.А. исчислен земельный налог по ОКТМО N в общей сумме 2 108 руб, о чем направлено налоговое уведомление от 5 марта 2020 года N.
19 мая 2020 года налогоплательщику выставлено требование N об уплате в срок до 7 июля 2020 года земельного налога за 2018 год в размере 2 108 руб. и пеней в размере 2 руб. 32 коп.
Согласно налоговому уведомлению от 1сентября 2020 года N Плашиль Н.А. исчислен земельный налог по ОКТМО N за 2019 год в сумме 130 248 руб.
В связи с неуплатой в установленный срок обязательных платежей налогоплательщику выставлено требование N об уплате по состояниюна 22 декабря 2020 года в срок до 12 мая 2021 года земельного налога за 2019 год в размере 130 248 руб. и пеней в размере 369 руб. 4 коп.
Кроме того, Плашиль Н.А. является плательщиком НДФЛ; в связи с неуплатой в установленный срок обязательных платежей налогоплательщику выставлено требование N об уплате по состоянию на 12 августа 2020 года в срок до 31 декабря 2020 года НДФЛ, полученного в 2019 году в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации, в сумме 260 203 руб, пеней в сумме 9 122 руб. 28 коп.
Плашиль Н.А. в 2018 и 2019 годах зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с чем являлась плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование.
В связи с неуплатой в установленный срок обязательных платежей плательщику страховых взносов выставлено требование N 12893 об уплате по состоянию на 13 февраля 2019 года в срок до 11 марта 2019 года страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в сумме 26 545 руб. и пеней в сумме 108 руб. 88 коп.
Плашиль Н.А. также выставлено требование N об уплате по состоянию на 22 января 2020 года в срок до 14 февраля 2020 года страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в сумме 29 354 руб. и пеней в сумме 128 руб. 42 коп, страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2019 год в сумме 6 884 руб. и пеней в сумме 30 руб. 12 коп.
По заявлению инспекции мировым судьей судебного участка N Канавинского судебного района города Нижнего Новгорода вынесен судебный приказ от 22 сентября 2021 года о взыскании с Плашиль Н.А. обязательных платежей и санкций, который 22 октября 2021 года отменен в связи с возражениями должника относительно его исполнения.
22 апреля 2022 года инспекция обратилась в районный суд с настоящим административным иском о взыскании обязательных платежей и санкций с учетом частичного погашения Плашиль Н.А. долга.
Разрешая спор и удовлетворяя административные исковые требования, районный суд исходил из того, что суммы налогов и страховых взносов исчислены правильно, административным ответчиком своевременно не уплачены, пени начислены обоснованно, порядок взыскания обязательных платежей и срок на обращение в суд соблюдены.
Отменяя решение суда первой инстанции и прекращая производство по делу в части взыскания с Плашиль Н.А. земельного налога за 2019 год в размере 5 235 руб. и пеней за период со 2 декабря 2020 года по 21 декабря 2020 года в размере 281 руб. 57 коп, областной суд исходил из того, что инспекцией подано заявление об отказе от части административных исковых требований, которое не было разрешено судом первой инстанции.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления в остальной части, суд апелляционной инстанции принял в качестве нового доказательства представленный административным ответчиком чек-ордер от 19 августа 2023 года об уплате суммы 151 359 руб. 69 коп, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии оснований для повторного взыскания обязательных платежей и санкций.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с приведенными выводами судов в силу следующего.
Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 263-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" в Налоговый кодекс Российской Федерации внесены изменения, которыми введены единый налоговый счет и единый налоговый платеж.
Согласно пункту 4 статьи 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации единый налоговый счет ведется в отношении каждого физического лица и каждой организации, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сбора, плательщиками страховых взносов и (или) налоговыми агентами.
В силу пункта 2 статьи 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации единым налоговым счетом признается форма учета налоговыми органами: 1) денежного выражения совокупной обязанности; 2) денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации совокупной обязанностью признается общая сумма налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которую обязан уплатить (перечислить) налогоплательщик, плательщик сбора, плательщик страховых взносов и (или) налоговый агент, и сумма налога, подлежащая возврату в бюджетную систему Российской Федерации в случаях, предусмотренных Кодексом. При этом в совокупную обязанность не включаются суммы налога на доходы физических лиц, уплачиваемого в порядке, установленном статьей 227.1 Кодекса, и суммы государственной пошлины, в отношении уплаты которой судом не выдан исполнительный документ.
В силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 263-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" сальдо единого налогового счета организации или физического лица формируется 1 января 2023 года с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, в порядке, аналогичном установленному статьей 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации, на основании имеющихся у налоговых органов по состоянию на 31 декабря 2022 года сведений о суммах:
1) неисполненных обязанностей организации или физического лица, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми агентами, по уплате налогов, авансовых платежей, государственной пошлины, в отношении уплаты которой налоговому органу выдан исполнительный документ, иных сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации процентов (далее в настоящей статье - суммы неисполненных обязанностей);
2) излишне уплаченных и излишне взысканных налогов, авансовых платежей, государственной пошлины, в отношении уплаты которой выдан исполнительный документ, иных сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации процентов, а также о суммах денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа физического лица, организации, индивидуального предпринимателя и не зачтенных в счет исполнения соответствующей обязанности по уплате налогов, авансовых платежей, государственной пошлины, в отношении уплаты которой налоговому органу выдан исполнительный документ, иных сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов (далее в настоящей статье - излишне перечисленные денежные средства).
На основании части 10 статьи 4 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 263-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" денежные средства, поступившие после 1 января 2023 года в счет погашения недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, процентам, учитываются в качестве единого налогового платежа и определяются по принадлежности в соответствии со статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).
Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на дату внесения административным ответчиком платежа) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога посредством перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе перечислить денежные средства в качестве единого налогового платежа до наступления установленного срока.
Принадлежность сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, определяется налоговыми органами на основании учтенной на едином налоговом счете налогоплательщика суммы его совокупной обязанности с соблюдением следующей последовательности: 1) недоимка по налогу на доходы физических лиц - начиная с наиболее раннего момента ее возникновения; 2) налог на доходы физических лиц - с момента возникновения обязанности по его перечислению налоговым агентом; 3) недоимка по иным налогам, сборам, страховым взносам - начиная с наиболее раннего момента ее возникновения; 4) иные налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы - с момента возникновения обязанности по их уплате (перечислению); 5) пени; 6) проценты; 7) штрафы (пункт 8 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
В случае, если на момент определения налоговыми органами принадлежности в соответствии с пунктами 8 и 9 настоящей статьи сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, недостаточно для исполнения обязанностей по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов с совпадающими сроками их уплаты, принадлежность определяется в соответствии с последовательностью, установленной пунктом 8 настоящей статьи, пропорционально суммам таких обязанностей (пункт 10 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 части 2 статьи 4 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 263-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что в целях пункта 1 части 1 настоящей статьи в суммы неисполненных обязанностей не включаются суммы недоимок по налогам, государственной пошлине, в отношении уплаты которой налоговому органу выдан исполнительный документ, иным сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации процентам, по которым по состоянию на 31 декабря 2022 года истек срок их взыскания.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 7 статьи 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации при определении размера совокупной обязанности, в том числе не учитываются суммы налогов, государственной пошлины, в отношении уплаты которой арбитражным судом выдан исполнительный документ, иных сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, по которым истек срок их взыскания, до даты вступления в законную силу судебного акта о восстановлении пропущенного срока либо судебного акта о взыскании таких сумм.
По смыслу положений статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер ко взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.
Согласно подпунктам 4, 4.1 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае:
принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания задолженности в связи с истечением установленного срока ее взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании задолженности;
вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", если с даты образования задолженности, размер которой не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве, прошло более пяти лет.
При этом частью 11 статьи 4 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 263-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" установлено, что задолженность, образовавшаяся до 1 января 2023 года, размер которой не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве, и в отношении которой судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", признается безнадежной к взысканию.
Исходя из взаимосвязанных положений подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика при формировании сальдо ЕНС возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм. Установление факта пропуска налоговым органом сроков для принудительного и судебного взыскания сумм недоимки является основанием для вывода об утрате налоговым органом возможности такого взыскания.
Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по взысканию недоимки по налогам и задолженности по пени, в том числе и в мотивировочной части судебного постановления. При этом соответствующие выводы должны быть подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости.
Одной из задач административного судопроизводства в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел.
Достижение указанной задачи невозможно без соблюдения принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (пункт 7 статьи 6, статья 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Данный принцип выражается, в том числе в принятии предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения дела (часть 1 статьи 63, часть 1 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Решение суда должно быть законным и обоснованным, суд основывает решение суда только на тех обстоятельствах, которые были исследованы в судебном заседании (статья 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При этом в мотивировочной части решения суда должны быть указаны, в том числе обстоятельства административного дела, установленные судом, а также доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах (пункты 1 и 2 части 4 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Суд апелляционной инстанции, установив, что после вынесения решения суда по настоящему административному делу Плашиль Н.А. произведено перечисление денежных средств в счет погашения недоимки по налогам и задолженности по пени в сумме, равной цене административного иска, ограничился констатацией полного погашения административным ответчиком предъявленных ко взысканию обязательных платежей и санкций.
Нормы действующего законодательства, в результате применения которых суд апелляционной инстанции определилпринадлежность денежных средств, оплаченных налогоплательщиком в качестве единого налогового платежа, не приведены.
Выводы суда апелляционной инстанции об отказе в удовлетворении административного иска сделаны без установления обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения возникшего спора, а именно: размера и состава совокупной обязанности налогоплательщика, учтенной в сальдо единого налогового счета; оснований включения в сальдо единого налогового счета недоимки по налогам, в счет уплаты которой налоговым органом учтен единый налоговый платеж; сроков уплаты недоимки по налогам и задолженности по пени за налоговые периоды 2014 - 2017 годов, включенных в совокупную обязанность сальдо единого налогового счета; взыскания налоговым органом в судебном порядке указанной недоимки; предъявления исполнительных документов к принудительному взысканию.
В нарушение положений Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судом апелляционной инстанции не предложено сторонам представить дополнительные доказательства, по собственной инициативе соответствующие документы не истребованы.
Кроме того, в силу пункта 1 части 9 статьи 4 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 263-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" с 1 января 2023 года взыскание сумм недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, процентам осуществляется с учетом того, что требование об уплате задолженности, направленное после 1 января 2023 года в соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), прекращает действие требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, направленных до 31 декабря 2022 года (включительно), в случае, если налоговым органом на основании таких требований не приняты меры взыскания, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).
Вместе с тем судом апелляционной инстанции не выяснялись обстоятельства направления после 1 января 2023 года в соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 14 июля 2022 года N 263-ФЗ) требования об уплате налогов за 2014 - 2017 годы, если по ранее направленным требованиям за указанные периоды взыскание не осуществлялось.
С учетом изложенного выводы суда апелляционной инстанции о полном погашении недоимки по налогам и задолженности по пени, предъявленных ко взысканию в рамках настоящего административного дела, являются преждевременными.
Поскольку допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм процессуального и материального права являются существенными, повлияли на исход административного дела, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда подлежит отмене с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное выше и разрешить дело в соответствии с установленными по административному делу обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 23 августа 2023 года отменить.
Административное дело направить в Нижегородский областной суд на новое апелляционное рассмотрение.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 22 марта 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.