Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Поддымова А.В, судей Александровой К.А, Шароновой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования Узловский район на решение Узловского районного суда Тульской области от 1 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 25 июля 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Узловского межрайонного прокурора к администрации муниципального образования Узловский район об оспаривании бездействия.
Заслушав доклад судьи Александровой К.А, объяснения представителя административного ответчика Савельевой А.Ф, поддержавшей доводы кассационной жалобы, прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Серебрякова А.А, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Узловский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Узловский район Тульской области, выразившегося в непринятии мер по ремонту в соответствии с ГОСТ Р 50597-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 сентября 2017 года N 1245-ст, асфальтового дорожного покрытия автомобильной дороги протяженностью 400 м по адресу: Тульская область, Узловский район, город Узловая, улица Чапаева, от дома N 1 до дома N 30, включая дорожное покрытие протяженностью 100 м от дома N 14 до дома N 26, а также автомобильной дороги протяженностью 246 м с кадастровым номером N по адресу: Тульская область, Узловский район, город Узловая, переулок Чапаева, от дома N 1 до дома N 4.2, включая дорожное покрытие протяженностью 50 м от дома N 2 до дома N 8.
В обоснование требований указано, что в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что автомобильные дороги имеют дефекты дорожного покрытия, выявлены недостатки эксплуатационного содержания. В адрес администрации муниципального образования Узловский район Тульской области внесено представление об устранении нарушений требований законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, которое до настоящего времени не исполнено, что свидетельствует о незаконном бездействии администрации, нарушающем права неопределенного круга на безопасность дорожного движения и охрану здоровья.
Решением Узловского районного суда Тульской области от 1 марта 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 25 июля 2023 года, административный иск удовлетворен. Признано незаконным бездействие администрации муниципального образования Узловский район Тульской области по непринятию мер по ремонту дорожного покрытия участков автомобильных дорог; на администрацию возложена обязанность в срок до 31 декабря 2024 года принять меры по ремонту.
В кассационной жалобе, поданной 18 января 2024 года через суд первой инстанции, администрация муниципального образования Узловский район Тульской области просит отменить судебные акты. Полагает, что установленный в решении суда срок исполнения является неразумным ввиду принятия бюджета муниципального образования на 2024 год и необходимости соблюдения Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Ремонт автомобильных дорог запланирован на 2025 год, в связи с чем незаконного бездействия не допущено.
Все лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
По настоящему административному делу предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не имеется.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, автомобильная дорога с кадастровым номером N протяженностью 914 м по адресу: Тульская область, город Узловая, улица Чапаева и автомобильная дорога с кадастровым номером N протяженностью 246 м по адресу: Тульская область, город Узловая, переулок Чапаева находятся в собственности муниципального образования Узловский район Тульской области.
Узловской межрайонной прокуратурой на основании коллективного обращения граждан проведена проверка, в ходе которой установлено, что произошло разрушение асфальтового покрытия на участке автомобильной дороги протяженностью 400 м по адресу: Тульская область, Узловский район, город Узловая, улица Чапаева, от дома N 1 до дома N 30, включая дорожное покрытие протяженностью 100 м от дома N 14 до дома N 26, а также на участке автомобильной дороги протяженностью 246 м по адресу: Тульская область, Узловский район, город Узловая, переулок Чапаева, от дома N 1 до дома N 4.2, включая дорожное покрытие протяженностью 50 м от дома N 2 до дома N 8; имеются выбоины шириной 320 см, длиной 615 см, глубиной 16 см, а также шириной 320 см, длиной 320 см, глубиной 16 см.
25 ноября 2022 года в адрес администрации муниципального образования Узловский район прокурором внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства.
29 декабря 2022 года заместителем главы администрации муниципального образования Узловский район Тульской области Филипповым А.И. дан ответ о том, что полный ремонт дорожного покрытия участков автомобильных дорог планируется в 2025 году в рамках муниципальной программы "Развитие автомобильных дорог и повышение безопасности дорожного движения на территории муниципального образования Узловский район". В 2023 году с наступлением благоприятных погодных условий, позволяющих работать с горячим асфальтобетоном, будет выполнен ямочный ремонт наиболее проблемных участков.
Разрешая спор и удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что выявленные дефекты асфальтового дорожного покрытия автомобильных дорог не устранены и требуют ремонта, обязанность по осуществлению которого возложена на администрацию муниципального образования Узловский район Тульской области.
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с приведенными выводами судов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ) автомобильная дорога объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Пунктом 6 статьи 3 Федерального закона N 257-ФЗ установлено, что дорожная деятельность - это деятельность, в том числе по ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Федерального закона N 257-ФЗ).
В соответствии статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Владельцем автомобильных дорог признается местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наряду с другими субъектами, указанными в пункте 7 статьи 3 Федерального закона N 257-ФЗ.
В силу положений части 4 статьи 6 Федерального закона N 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации
Решением Собрания депутатов муниципального образования город Узловая Узловского района от 29 марта 2013 года N 1-5 с 1 мая 2013 года органам местного самоуправления муниципального образования Узловский район переданы полномочия органов местного самоуправления муниципального образования город Узловая Узловского района, указанные в части 3 настоящего решения, по решению вопросов местного значения, в том числе по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования город Узловая Узловского района и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования город Узловая Узловского района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 17 Федерального закона N 257-ФЗ предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2017 года N 2438-р, включен ГОСТ Р 50597-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 сентября 2017 года N 1245-ст (далее также - ГОСТ Р 50597-2017).
Выполнение установленных настоящим стандартом требований обеспечивают организации, осуществляющие содержание дорог и улиц, владельцы железнодорожных путей и водопроводно-канализационного хозяйства (пункт 4.1).
В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов (пункт 4.2).
Согласно пункту 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений, устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
Установленные судами обстоятельства разрушения асфальтового дорожного покрытия участков автомобильных дорог на территории городского поселения, а также осуществление администрацией муниципального образования Узловский район Тульской области полномочий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения в границах населенного пункта город Узловая, автором кассационной жалобы не оспариваются.
При этом доводы кассационной жалобы об отсутствии финансирования не могут являться основаниями к отмене обжалуемых судебных актов, поскольку не освобождают орган местного самоуправления от обязанности по поддержанию в надлежащем состоянии автомобильных дорог.
Не могут являться основаниями к отмене судебных постановлений и доводы административного ответчика о недостаточности установленного для исполнения решения срока, поскольку указанный срок является разумным с учетом общественной значимости разрешаемого вопроса, а также с точки зрения соблюдения баланса публичных и частных интересов.
Кроме того, администрация не лишена возможность в порядке статьи 189 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обратиться с заявлением об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда.
Ссылки автора кассационной жалобы на недопустимость ограничения самостоятельности органа местного самоуправления при решении вопросов местного значения, в том числе в части определения целесообразности и очередности ремонта и содержания автомобильных дорог, отклоняются судебной коллегией.
Предъявление настоящих административных исковых требований о понуждении административного ответчика к реализации полномочий, предусмотренных положениями Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в целях защиты нарушенных прав неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения не свидетельствует о вмешательстве в деятельность органа местного самоуправления.
Все юридически значимые обстоятельства определены судами правильно, исследованы, доказательства оценены в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Переоценка доказательств не отнесена к полномочиям суда кассационной инстанции.
Иная оценка заявителем установленных по делу обстоятельств, имеющихся доказательств, а также иное толкование норм закона не свидетельствует о нарушении судами норм материального или процессуального права.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных актов не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Узловского районного суда Тульской области от 1 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 25 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования Узловский район без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 20 марта 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.