Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Поддымова А.В, судей Александровой К.А, Шароновой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Московской областной общественной организации содействия защите прав граждан "Гражданская позиция" на решение Клинского городского суда Московской области от 6 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 26 июля 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Московской областной общественной организации содействия защите прав граждан "Гражданская позиция" к государственному казанному учреждению Московской области "Мособлэкомониторинг", министерству экологии и природопользования Московской области, министерству жилищно-коммунального хозяйства Московской области об оспаривании бездействия, ответов.
Заслушав доклад судьи Александровой К.А, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Московская областная общественная организация содействия защите прав граждан "Гражданская позиция" (далее - МОООСЗПГ "Гражданская позиция") обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными ответа государственного казенного учреждения Московской области "Мособлэкомониторинг" (далее - ГКУ МО "Мособлэкомониторинг") от 25 ноября 2022 года N, ответа министерства экологии и природопользования Московской области от 25 ноября 2022 года N, бездействия министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области по уклонению от ответа на запрос, неформированию или отсрочке предоставления информации.
В обоснование требований указано, что 21 ноября 2022 года председатель МОООСЗПГ "Гражданская позиция" Бахметьева Т.А. направила запросы в ГКУ МО "Мособлэкомониторинг", министерство экологии и природопользования Московской области и министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области с просьбой предоставить сведения о проведенных в 2022 году измерениях с приложением протоколов проведенных измерений и реестровых данных, переданных в Государственную информационную систему (ГИС). ГКУ МО "Мособлэкомониторинг" и министерство экологии и природопользования Московской области отказали в предоставлении информации. Ответ министерством жилищно-коммунального хозяйства Московской области направлен с нарушением установленного законом срока.
Решением Клинского городского суда Московской области от 6 марта 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 26 июля 2023 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе, поданной 24 января 2024 года через суд первой инстанции, МОООСЗПГ "Гражданская позиция" просит отменить судебные акты как постановленные при неправильном применении норм материального и процессуального права, неверном установлении фактических обстоятельств по делу. Повторяя доводы, изложенные в нижестоящих инстанциях, настаивает на нарушении порядка рассмотрения обращений.
ГКУ МО "Мособлэкомониторинг" и министерством жилищно-коммунального хозяйства Московской области представлены письменные возражения на кассационную жалобу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
По настоящему административному делу предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не имеется.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, 21 ноября 2022 года председателем МОООСЗПГ "Гражданская позиция" Бахметевой Т.А. в адрес ГКУ МО "Мособлэкомониторинг", министерства экологии и природопользования Московской области, министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области направлены обращения о предоставлении сведений о проведенных в 2022 году измерениях и реестровых данных, переданных в Государственную информационную систему (ГИС).
ГКУ МО "Мособлэкомониторинг" в ответе от 25 ноября 2022 года N сообщило, что сведения о состоянии атмосферного воздуха (экологическая информация), получаемые с датчиков контроля, публикуются ежедневно в формате открытых данных на портале Региональной географической информационной системы Московской области: https://rgis.mosreg.ru/v3/#/?tab=ecoMonitoring; разглашать и/или опубликовывать информацию, полученную в результате лабораторной деятельности, учреждение не вправе без предварительного согласия заказчика - министерства экологии и природопользования Московской области.
Министерством экологии и природопользования Московской области 25 ноября 2022 года направлен ответ N о том, что данные о проведенных измерениях на территории городского округа Клин Московской области направлены в министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области, являющееся компетентным органом по организации деятельности по обращению с отходами производства и потребления на территории Московской области, подготовке предложений правительству Московской области по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории региона.
16 января 2023 года министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области в ответе N сообщило о том, что сведения о состоянии атмосферного воздуха (экологическая информация), получаемые с датчиков контроля, публикуются ежедневно в формате открытых данных на портале Региональной географической информационной системы Московской области: https://rgis.mosreg.ru/v3/#/?tab=ecoMonitoring. Кроме того, указано, что наблюдения за состоянием окружающей среды осуществляет федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды", 4 октября 2022 года министерством проведено выездное обследование (без взаимодействия с лицом) территории, прилегающей к "данные изъяты", в результате которого превышение предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе не выявлено. Приведены данные протоколов испытаний, разъяснен порядок ознакомления. По факту выявленного передвижной экологической лабораторией превышения содержания сероводорода в атмосферном воздухе вблизи "данные изъяты" выдано предостережение, соответствующие сведения дополнительно направлены в прокуратуру Московской области и Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей по Московской области.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что обращения рассмотрены ГКУ МО "Мособлэкомониторинг", министерством экологии и природопользования Московской области в соответствии с их компетенцией в установленный срок, на все обращения, в том числе министерством жилищно-коммунального хозяйства Московской области, даны письменные мотивированные ответы по существу поставленных вопросов, нарушения прав административного истца не установлено.
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с приведенными выводами судов.
Регулируя отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" называет виды информации, которая предоставляется гражданам и организациям бесплатно, а именно: о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещенная такими органами в информационно-телекоммуникационных сетях; затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного лица; иная установленная законом информация (часть 8 статьи 8).
Информация о состоянии окружающей среды (экологическая информация) - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления об окружающей среде, в том числе о ретроспективном, текущем и прогнозируемом состоянии окружающей среды, ее загрязнении, происходящих в ней процессах и явлениях, а также о воздействии на окружающую среду осуществляемой и планируемой хозяйственной и иной деятельности, о проводимых и планируемых мероприятиях в области охраны окружающей среды (статья 1 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
В соответствии с частью 5 статьи 4.3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" информация о состоянии окружающей среды (экологическая информация) предоставляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления гражданам, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, общественным объединениям и некоммерческим организациям на безвозмездной основе, если иное не установлено Федеральным законом от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", законодательством Российской Федерации в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.
Исходя из положений Федерального закона от 19 июля 1998 года N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе", отношения, возникающие при сборе, обработке, хранении, предоставлении и распространении информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении и при использовании их гидрометеорологической службой, регулируются законодательством Российской Федерации в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, а также законодательством Российской Федерации в области информации, информационных технологий и защиты информации (статья 2).
Обеспечение органов государственной власти, Вооруженных Сил Российской Федерации, а также населения информацией о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей среды, ее загрязнении в силу статьи 5 Федерального закона от 19 июля 1998 года N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе" осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях в соответствии с утверждаемым Правительством Российской Федерации положением о государственных услугах в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды.
Согласно пункту 4 Положения об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 1997 года N 1425, бесплатно информация в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей природной среды общего назначения предоставляется органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Другим получателям информации информация в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей природной среды общего назначения предоставляется за плату в размерах, возмещающих расходы на ее подготовку, копирование и передачу по информационно-телекоммуникационным сетям, включая сеть Интернет, и сетям почтовой связи.
В силу статьи 1 Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (далее - Федеральный закон от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ) информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления - информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления, либо поступившая в указанные органы и организации.
Запрос о предоставлении информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления подлежит рассмотрению в тридцатидневный срок со дня его регистрации (часть 6 статьи 18 Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ).
На основании статьи 19 Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ информация предоставляется уполномоченным органом в виде ответа на запрос, в котором содержится или к которому прилагается запрашиваемая информация либо в котором в соответствии со статьей 20 данного Федерального закона содержится мотивированный отказ в предоставлении указанной информации.
Как следует из положений статьи 20 Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления не предоставляется в случае, если: 1) содержание запроса не позволяет установить запрашиваемую информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; 3) запрашиваемая информация не относится к деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, в которые поступил запрос; 4) запрашиваемая информация относится к информации ограниченного доступа; 6) информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления не предоставляется в случае, если в запросе ставится вопрос, в частности, о проведении анализа деятельности государственного органа, его территориальных органов, органа местного самоуправления либо подведомственных организаций или проведении иной аналитической работы, непосредственно не связанной с защитой прав направившего запрос пользователя информацией.
Из анализа положений части 1 статьи 218 и части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что решение, действие (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, признаются незаконными, если суд установит не только их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту, но и такое последствие, как нарушение прав и законных интересов административного истца.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 28 июня 2022 года N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" подчеркнул, что суды при рассмотрении дел по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации разрешают споры о правах, свободах и законных интересах граждан, организаций, неопределенного круга лиц в сфере административных и иных публичных правоотношений и одним из имеющих значение для дела обстоятельств является установление факта нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца (пункты 2 и 15).
В том случае, когда законодательством регламентирован порядок принятия решения, совершения оспариваемого действия, суд проверяет соблюдение указанного порядка. Несоблюдение установленного порядка принятия решения, совершения оспариваемого действия может служить основанием для вывода об их незаконности, если допущенные нарушения являются существенными для административного истца (заявителя) и влияют на исход дела. Нарушения порядка, носящие формальный характер, по общему правилу не могут служить основанием для признания оспоренных решений, действий незаконными (пункт 19).
Суды, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пришли к обоснованному выводу о том, что ГКУ МО "Мособлэкомониторинг", министерством экологии и природопользования Московской области в установленный срок даны письменные ответы по существу вопросов, изложенных в обращениях общественной организации. Само по себе несогласие административного истца с содержанием полученных ответов не свидетельствует об их незаконности и нарушении порядка предоставления информации. Министерством жилищно-коммунального хозяйства Московской области как органом, уполномоченным осуществлять проверку соблюдения законодательства по обращению с отходами производства и потребления, их воздействия на окружающую среду, также был дан письменный мотивированный ответ по существу поставленных административным истцом вопросов, незаконного бездействия по уклонению от предоставления информации, повлекшего нарушение прав и законных интересов МОООСЗПГ "Гражданская позиция", не допущено.
Переоценка доказательств не отнесена к полномочиям суда кассационной инстанции.
Выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела, нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами не допущено.
Вопреки доводам кассационной жалобы в материалах административного дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что административный истец обращался с запросом к административным ответчикам от имени редакции средства массовой информации в порядке Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации". Замещение председателем МОООСЗПГ "Гражданская позиция" должности главного редактора общественно-политической газеты "Гражданская позиция - чистый Клин" само по себе об обратном не свидетельствует. При этом положениями Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации" также не предусмотрено право редакции бесплатно получать в органах государственной власти субъекта и учреждениях информацию в области мониторинга окружающей природной среды общего назначения.
Доводы кассационной жалобы об ущемлении права ФИО13 на обращение в суд за защитой нарушенных прав подлежат отклонению.
Определением Клинского городского суда Московской области от 6 марта 2023 года на основании пункта 1 части 1 статьи 194, пунктов 2, 3 части 1 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прекращено производство по настоящему делу в части административного искового заявления ФИО11
В апелляционном порядке определение суда от 6 марта 2023 года не обжаловалось.
Согласно частям 1 и 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права, свободы и законные интересы нарушены судебными актами, при условии, что были исчерпаны иные установленные Кодексом способы обжалования судебного акта до дня вступления его в законную силу.
Под иными способами обжалования судебного акта суда первой инстанции до дня вступления его в законную силу следует понимать обжалование его в апелляционном порядке (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 года N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции").
Таким образом, доводы кассационной жалобы об ограничении ФИО12 права на доступ к правосудию не подлежат оценке судебной коллегии, поскольку на день обращения в Первый кассационный суд общей юрисдикции не исчерпаны все имеющиеся возможности для проверки в судебном порядке законности определения Клинского городского суда Московской области от 6 марта 2023 года.
Иная оценка заявителем установленных по делу обстоятельств, имеющихся доказательств, а также иное толкование норм закона не свидетельствует о нарушении судами норм материального или процессуального права.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных актов не установлено.
Ходатайство административного истца о вынесении частного определения не подлежит удовлетворению, поскольку правовых оснований, предусмотренных положениями статей 15, 200 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении настоящего административного дела не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Клинского городского суда Московской области от 6 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 26 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Московской областной общественной организации содействия защите прав граждан "Гражданская позиция"- без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 22 марта 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.