Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Поддымова А.В, судей Александровой К.А, Шароновой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу бюджетного учреждения Орловской области "Межрегиональное бюро технической инвентаризации" на апелляционное определение судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 20 декабря 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Шумилина Федора Валерьевича об установлении кадастровой стоимости земельного участка.
Заслушав доклад судьи Александровой К.А, объяснения представителя бюджетного учреждения Орловской области "Межрегиональное бюро технической инвентаризации" Куриловой И.С, поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя Шумилина Ф.В. - Гусева П.П, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Шумилин Ф.В. обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении в отношении земельного участка, снятого с государственного кадастрового учета, кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года.
В обоснование заявленных требований указано, что в период с 5 сентября 2020 года по 19 апреля 2021 года Шумилину Ф.В. принадлежал земельный участок с кадастровым номером N общей площадью 368 908 кв. м, расположенный по адресу: "адрес". Полагая, что кадастровая стоимость земельного участка, определенная по состоянию на 1 января 2019 года в размере 355 121 908 руб. 40 коп, является завышенной, что влияет на исчиление земельного налога, 15 июня 2023 года Шумилин Ф.В. обратился в бюджетное учреждение Орловской области "Межрегиональное бюро технической инвентаризации" (далее - БУ ОО "МБТИ", бюджетное учреждение) с заявлением об установлении кадастровой стоимости участка в размере рыночной 196 627 964 руб. на 1 января 2019 года, представив отчет об оценке N от 8 июня 2023 года. Уведомлением от 20 июня 2023 года N бюджетное учреждение возвратило заявление без рассмотрения, в связи с чем Шумилин Ф.В. обратился в суд с настоящим административным иском.
Определением судьи Орловского областного суда от 18 сентября 2023 года производство по административному делу прекращено.
Апелляционным определением судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 20 декабря 2023 года определение отменено, административное дело направлено в областной суд для рассмотрения по существу.
В кассационной жалобе, поданной 26 января 2024 года через суд первой инстанции, БУ ОО "МБТИ" просит апелляционное определение отменить, оставив в силе определение суда первой инстанции. Обращает внимание на то, что на момент обращения в бюджетное учреждение с учетом действующего правового регулирования Шумилиным Ф.В. утрачено право оспаривания кадастровой стоимости земельного участка, в связи с чем областным судом правомерно прекращено производство по административному делу.
Шумилиным Ф.В. представлены письменные возражения на кассационную жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что по настоящему административному делу имеются предусмотренные частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для пересмотра судебного акта апелляционной суда в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы.
Судами установлено и из материалов административного дела следует, что на основании постановления правительства Орловской области от 22 октября 2019 года N кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью 368 908 кв. м, расположенного по адресу: "адрес". установлена по состоянию на 1 января 2019 года в размере 355 121 908 руб. 4 коп.
5 сентября 2020 года зарегистрировано право собственности Шумилина Ф.В. на земельный участок с кадастровым номером N.
19 апреля 2021 года земельный участок с кадастровым номером N снят с кадастрового учета.
Согласно подготовленному оценщиком "данные изъяты" по заказу Шумилина Ф.В. отчету от 8 июня 2023 года N рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года составила 196 627 964 руб.
16 июня 2023 года административный истец обратился в БУ ОО "МР БТИ" с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Уведомлением от 20 июня 2023 года административный истец проинформирован БУ ОО "МР БТИ" об оставлении его заявления без рассмотрения в связи с тем, что оно подано по истечении шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости, а также в связи с тем, что заявление подано после снятия земельного участка с государственного кадастрового учета.
Прекращая производство по административному исковому заявлению Шумилина Ф.В. со ссылкой на пункт 1 части 1 статьи 128, пункт 1 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд первой инстанции исходил из того, что после перехода Орловской области к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее также - Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ) требования об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости могут быть предъявлены в суд только одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения.
Отменяя определение суд первой инстанции и возвращая административное дело в суд первой инстанции для рассмотрения по существу, апелляционный суд, проанализировав положения Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" с учетом Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановления правительства Орловской области от 19 ноября 2020 года N 708 "Об установлении даты перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости", правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Определении от 31 октября 2023 года N 3008-О, пришел к выводу о том, что новое правовое регулирование оспаривания кадастровой стоимости на территории Орловской области с 1 января 2021 года, связанное с переходом к применению статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, которой не предусмотрена возможность оспаривания архивной кадастровой стоимости объекта недвижимости во внесудебном порядке, не свидетельствует об отсутствии у административного истца права на установление кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости в судебном порядке. В рассматриваемом случае кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, определенная по состоянию на 1 февраля 2019 года, применяется для расчета земельного налога за 2021 год, подлежащего уплате в соответствии с налоговым уведомлением от 1 декабря 2022 года N в срок до 1 декабря 2023 года, то есть затрагивает права и законные интересы административного истца.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с указанными выводами суда апелляционной инстанции в силу следующего.
Порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости регулируется Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ) и Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ).
Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ, вступившим в силу 11 августа 2020 года, Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ дополнен статьей 22.1, регулирующей вопросы установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости и оспаривания ее результатов.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ до 1 января 2026 года устанавливается переходный период применения статей 22 и 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ. В течение переходного периода высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости (далее - решение).
В силу пункта 3 части 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ с даты, указанной в решении, в субъекте Российской Федерации:
1) применяются положения ст. 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости;
2) не применяются положения ст. 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ;
3) рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ не осуществляется.
Постановлением правительства Орловской области от 19 ноября 2020 года N 708 установлена дата перехода к применению на территории Орловской области положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ с 1 января 2021 года.
Статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ предусмотрен механизм внесудебного установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости рассмотрение заявления об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости в государственных бюджетных учреждениях субъектов Российской Федерации, осуществляющих определение кадастровой стоимости.
Таким образом, законом установлен внесудебный порядок определения рыночной стоимости.
Как следует из части 2 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости может быть подано в период с даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного кадастрового учета.
Часть 7 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ устанавливает, что заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.
Согласно части 15 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 июня 2021 года, разъяснено, если в субъекте Российской Федерации принято решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, то независимо от того, на основании какого закона была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости, оспаривание результатов определения такой кадастровой стоимости возможно только по правилам статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, то есть с даты, указанной в решении высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, может быть оспорено только решение бюджетного учреждения, принятое в соответствии со статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ (вопрос 2 Обзора судебной практики).
Часть 15 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ предусматривает возможность оспаривания в суде решения бюджетного учреждения. Требование об установлении рыночной стоимости может быть заявлено только одновременно с таким требованием и не носит самостоятельного характера (вопрос 9 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 июня 2021 года).
Следовательно, предъявление самостоятельного требования об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости без одновременного предъявления требований об оспаривании решения бюджетного учреждения после введения с 1 января 2021 года на территории Орловской области нового правового регулирования, связанного с применением статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, действующим законодательством не допускается.
Кроме того, поскольку положения статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ исключают возможность оспаривания кадастровой стоимости и установления рыночной стоимости после снятия объекта недвижимости с кадастрового учета, доводы административного истца о сохранении за ним права на применение результатов пересмотра кадастровой стоимости для уплаты земельного налога не имеют правового значения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о прекращении производства по делу по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, как не подлежащему рассмотрению в судах.
Учитывая изложенное, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации апелляционное определение судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 20 декабря 2023 года подлежит отмене с оставлением в силе определения судьи Орловского областного суда от 18 сентября 2023 года.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 20 декабря 2023 года отменить, оставить в силе определение судьи Орловского областного суда от 18 сентября 2023 года.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 27 марта 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.