Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Поддымова А.В, судей Александровой К.А, Шароновой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Карпати Тимура Евгеньевича на решение Орловского районного суда Орловской области от 18 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 18 января 2024 года по административному делу по административному исковому заявлению Карпати Тимура Евгеньевича к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Орлу, отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации "Орловский", временно исполняющему обязанности начальника отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Орловскому району Орловской области Трутневу Игорю Васильевичу об оспаривании бездействия.
Заслушав доклад судьи Александровой К.А, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Карпати Т.Е. обратился в суд с административным исковым заявлением о возложении на отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации "Орловский" (далее - ОМВД России "Орловский"), временно исполняющего обязанности начальника ОМВД России "Орловский" Трутнева И.В. обязанности дать ответ на обращение, соответствующий статьям 2, 21, 31 Конституции Российской Федерации.
В обоснование требований указано, что 27 мая 2022 года Карпати Т.Е. направил в Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Орлу (далее УМВД России по городу Орлу) заявление о том, что от его имени неизвестное лицо завело аккаунт в сети "Интернет" оскорбительного характера. Указанное обращение переадресовано в ОМВД России "Орловский", ответ не поступил. 23 января 2023 года административный истец направил заявление в УМВД России по городу Орлу о бездействии полиции и отсутствии ответа на обращение. 26 июня 2023 года Карпати Т.Е. направил жалобу в МВД России, указав, что УМВД по Орловской области не реагирует на его обращение. 18 июля 2023 года ОМВД России "Орловский" дан ответ, который не содержал сведений по существу поставленных в обращении вопросов.
Решением Орловского районного суда Орловской области от 18 октября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 18 января 2024 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной 7 февраля 2024 года через суд первой инстанции, Карпати Т.Е, повторяя раннее изложенные в нижестоящих судах доводы, просит отменить судебные акты и принять новое решение об удовлетворении административного искового заявления. Указывает на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что по настоящему административному делу предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не имеется.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, 7 августа 2019 года участковым уполномоченным полиции ОМВД России по Орловскому району Абрамовым А.В. по результатам рассмотрения заявления Карпати Т.Е. об оскорблении в сети "Интернет" вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по статье 272 и статье 273 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с отсутствием признаков события преступления.
Согласно указанному постановлению в ходе проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Карпати Т.Е. находился по адресу: "адрес", где его отец ФИО15. показал на компьютере записи оскорбительного характера на странице социальной сети " "данные изъяты"" принадлежащего Карпати Т.Е. аккаунта. Проверка показала, что настройки страницы Карпати Т.Е. позволяют всем желающим пользоваться анонимно и без аутентификации оставлять записи на странице указанного пользователя.
О принятом решении Карпати Т.Е. направлено уведомление от 9 августа 2019 года N, что подтверждается копией уведомления и сведениями журнала исходящей корреспонденции.
27 мая 2022 года Карпати Т.Е. направил в УМВД России по городу Орлу обращение, в котором указал, что не заводил аккаунт, при этом МВД России не рассматривает его заявление. Просил защитить его от вмешательства в личную жизнь, выявить лицо, оскорбившее его, и сообщить ему имя и адрес указанного лица.
Указанное обращение 2 июня 2022 года заместителем начальника полиции по охране общественного порядка УМВД России по городу Орлу Тишаевым В.В. передано для рассмотрения в ОМВД России "Орловский", о чем Карпати Т.Е. уведомлен письмом от 2 июня 2022 года N.
15 июня 2022 года временно исполняющим обязанности начальника ОМВД России "Орловский" Худокормовым А.А. письмом N на обращение Карпати Т.Е. дан письменный ответ, в котором указано, что в ОМВД России "Орловский" проведена проверка. Признаки уголовно-наказуемого деяния или административного правонарушения, в связи с чем материал проверки приобщен к специальному номенклатурному делу.
23 января 2023 года ФИО16, действующий от имени Карпати Т.Е. по доверенности, направил в УМВД России по городу Орлу заявление, в котором указал, что по обращению Карпати Т.Е. от 27 мая 2022 года никаких действий не предпринято, просил выявить, кто действует от его имени в сети "Интернет" и осуществляет оскорбительные действия, назвать лицо, которое рассматривает обращение Карпати Т.Е. и бездействует.
Данное заявление зарегистрировано 31 января 2023 года под N.
Письменным ответом начальника УМВД России по городу Орлу Архипова А.С. от 1 февраля 2023 года Карпати Т.Е. уведомлен о том, что его заявление зарегистрировано 31 января 2023 года в КУСП N, поскольку в нем содержится информация о преступлении или административном правонарушении. Дальнейшее рассмотрение сообщения регламентируется нормами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации или Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; о результатах будет сообщено дополнительно.
Письмом временно исполняющего обязанности начальника УМВД России по городу Орлу Локтионова В.С. от 13 февраля 2023 года представителю Карпати Т.Е. - Кузьмину Е.П. сообщено, что материал проверки, зарегистрированный в КУСП N, о возможных оскорблениях в сети "Интернет" направлен в ОМВД России "Орловский" для приобщения к ранее направленному материалу проверки.
17 февраля 2023 года начальником ОМВД России "Орловский" Блоховым А.Е. в адрес Карпати Т.Е. и его представителя ФИО17 направлен ответ о том, что по заявлению, зарегистрированному в КУСП N от 17 февраля 2023 года (в УМВД России по городу Орлу КУСП N), проведена проверка, по итогам которой установлено, что в ОМВД России "Орловский" имеются ранее поданные сообщения, которые признаны аналогичными, при этом новые доводы и обстоятельства, требующие дополнительной проверки, отсутствуют, в связи с чем материал проверки КУСП N от 17 февраля 2023 года приобщен к материалу проверки КУСП N от 3 июня 2022 года.
26 июня 2023 года Карпати Т.Е. направил жалобу в МВД России, указав, что с 2019 года на обращения в УМВД России по Орловской области не получал ответов по существу заданных вопросов.
Жалоба от 26 июня 2023 года направлена для рассмотрения в ОМВД России "Орловский".
18 июля 2023 года временно исполняющим обязанности начальника ОМВД России "Орловский" Трутневым И.В. утверждено заключение проверки, в ходе которой установлено, что участковым уполномоченным полиции Абрамовым А.В. принято процессуальное решение - постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от 8 августа 2019 года, о чем заявитель уведомлен в установленный законом срок. Иных доводов, требующих дополнительной проверки, по материалу проверки КУСП N от 3 июня 2022 года не выявлено, в связи с чем материал проверки приобщен к специальному номенклатурному делу ОМВД России "Орловский", о чем заявитель также уведомлен в установленный законом срок.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что обращения административного истца рассмотрены уполномоченными должностными лицами в установленные законом сроки и порядке с уведомлением Карпати Т.Е. о принятых решениях; административными ответчиками не допущено незаконного бездействия при исполнении должностных обязанностей.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами судов.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданами закрепленного за ними Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон о порядке рассмотрения обращений граждан), в котором закреплен порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
В силу части 1 статьи 9 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией обращение подлежит обязательному рассмотрению.
Согласно части 1 статьи 10 и часть 1 статьи 12 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Аналогичные положения содержатся в Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе МВД России.
Согласно пунктам 8.1 - 8.3 указанной Инструкции сотрудник, уполномоченный на рассмотрение обращения, обязан обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина; принять меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; направить гражданину письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 146, 147 Инструкции.
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суды установили, что все обращения рассмотрены органами Министерства внутренних дел Российской Федерации, по заявлению Карпати Т.Е. проведена проверка, по итогам которой отказано в возбуждении уголовного дела, на каждое обращение даны мотивированные ответы уполномоченными лицами в установленный срок по существу поставленных вопросов.
Переоценка доказательств не отнесена к полномочиям суда кассационной инстанции.
Из смысла пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что для признания незаконным решений, действий (бездействия) необходимо наличие одновременно двух условий, а именно, несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов административного истца.
Указанной совокупности условий по настоящему делу не установлено. Несогласие Карпати Т.Е. с содержанием ответов не может свидетельствовать о незаконном бездействии административных ответчиков.
Выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела, нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами не допущено.
Иная оценка заявителем установленных по делу обстоятельств, имеющихся доказательств, а также иное толкование норм закона не свидетельствует о нарушении судами норм материального или процессуального права.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных актов не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Орловского районного суда Орловской области от 18 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 18 января 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Карпати Тимура Евгеньевича без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 27 марта 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.