Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Коробченко Н.В, судей Крючковой Е.Г, Шветко Д.В, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области к муниципальному бюджетному учреждению культуры "Детский парк" о возложении обязанности
по кассационной жалобе муниципального бюджетного учреждения культуры "Детский парк"
на решение Советского районного суда города Орла от 22 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 02 августа 2023 года
заслушав доклад судьи Коробченко Н.В, выслушав представителя МБУК "Детский парк" по доверенности Мальцева ФИО11 поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя Управления Роспотребнадзора Орловской области по доверенности Прилепскую ФИО12 возражавшую по доводам кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области обратилось в суд с иском к МБУК "Детский парк" о возложении обязанности.
В обоснование заявленных требований истцом указано, что в рамках проведенной Управлением Роспотребнадзора по Орловской области проверки по обращению Петрова ФИО13, собственника квартиры N в доме N по "адрес", установлен факт превышения допустимых пределов уровня шума от работы звуковоспроизводящих и звукоусилительных устройств, установленных на территории МБУК "Детский парк" по адресу: "адрес".
Согласно экспертным заключениям аккредитованного испытательного лабораторного центра ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области" N-зи и N-зи от ДД.ММ.ГГГГ уровни звукового давления шума на территории, прилегающей к жилому дому N по "адрес" от работы звуковоспроизводящих и звукоусилительных устройств, установленных на "фестивальной площадке" МБУК "Детский парк" по адресу: "адрес", в период времени суток с 07:00 ч. до 23:00 ч. превышают допустимый уровень, что не соответствует гигиеническим требованиям подпункта 14 таблицы 5.35 к пункту 100 главы V СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания".
По результатам проведенных ДД.ММ.ГГГГ инструментальных исследований в жилом помещении по адресу: "адрес", установлено, что уровни звукового давления превысили допустимые уровни для дневного времени суток.
На основании изложенного истец просил суд обязать МБУК "Детский парк" выполнить мероприятия по снижению повышенного уровня шума в жилом "адрес" от работы звуковоспроизводящих и звукоусилительных устройств, установленных на территории МБУК "Детский парк" по адресу: "адрес", до гигиенических нормативов, установленных пунктом 130 главы VIII СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", таблицей 5.35 к пункту 100 главы V СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" в течение 2 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Решением Советского районного суда города Орла от 22 декабря 2022 года исковые требования Управления Роспотребнадзора по Орловской области удовлетворены. На МБУК "Детский парк" возложена обязанность провести мероприятия по снижению уровня шума от работы звуковоспроизводящих и звукоусилительных устройств до гигиенических нормативов установленных действующими нормами и правилами.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 02 августа 2023 года решение Советского районного суда города Орла от 22 декабря 2022 года оставлено без изменения, апелляционные жалобы МБУК "Детский парк", администрации города Орла - без удовлетворения.
В кассационной жалобе МБУК "Детский парк" ставит вопрос об отмене судебных постановлений по основаниям нарушения норм материального и процессуального права.
В возражениях на кассационную жалобу Управление Роспотребнадзора по Орловской области полагает судебные постановления законными и обоснованными, доводы кассационной жалобы не подлежащими удовлетворению.
Проверив законность судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, применительно к части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения при рассмотрении дела судебными инстанциями допущены не были.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Управлением Роспотребнадзора по Орловской области по обращениям Петрова ФИО14 от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения администрацией МБУК "Детский парк" требований СанПиН к уровню шума.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Роспотребнадзора по Орловской области МБУК "Детский парк" вынесено предписание N, согласно которому МБУК "Детский парк" предписано провести мероприятия по устранению нарушений санитарного законодательства и доведению эквивалентного и максимального уровня звука на территории, прилегающей к жилому дому по адресу: "адрес", до гигиенических нормативов в соответствии с требованиями таблицы 5.35 к пункту 100 главы V СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ответу на предписание МБУК "Детский парк" все мероприятия на территории проводятся в рамках временного периода с 10-00ч. до 23-00 ч, также мероприятия не проводятся в период литургии. Превышение максимального уровня шума могло произойти по причине отсутствия звукоотражающего объекта. С сотрудниками культурно-массового отдела проведена разъяснительная беседа. Взяты обязательства по снижению громкости с целью недопущения превышения нормативов СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 при проведении мероприятий.
ДД.ММ.ГГГГ в Управление Роспотребнадзора по Орловской области вновь поступило обращение Петрова ФИО15, в котором указано, что администрацией МБУК "Детский парк" игнорируется предписание Управления Роспотребнадзора, в связи с чем полагает необходимым произвести повторные замеры уровня шума около "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ в период с 10-30 ч. до 12-30 ч. помощником врача ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области" Гаврилюк ФИО16 на основании поручения Управления Роспотребнадзора по Орловской области N-СН от ДД.ММ.ГГГГ, на территории, прилегающей к жилому дому N по пер. Почтовому "адрес" проведено измерение акустического шума: эквивалентных уровней звука, максимальных уровней звука и составлен протокол инструментальных измерений NО1439ш от ДД.ММ.ГГГГ и по результатам проведенных ДД.ММ.ГГГГ измерений врачом по общей гигиене ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области" Рыбко ФИО17 подготовлено экспертное заключение N ОФФ 1307-зи от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому при работающих звуковоспроизводящих и звукоусилительных устройствах на "фестивальной площадке" территории МБУК "Детский парк" по адресу: "адрес", для времени суток с 07:00 ч. до 23:00ч. эквивалентный уровень звука LAэкв. превышает допустимый уровень на 6 дБА, максимальный уровень звука LAмакс. превышает допустимый уровень на 3дБА, что не соответствует гигиеническим требованиям подпункта 14 таблицы 5.35 к пункту 100 главы V СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания".
ДД.ММ.ГГГГ в период с 17-30 ч. до 19-30 ч. помощником врача ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области" Гаврилюк ФИО18 на основании поручения Управления Роспотребнадзора по Орловской области N-СН от ДД.ММ.ГГГГ также проведено измерение акустического шума: эквивалентных уровней звука, максимальных уровней звука, о чем составлен протокол инструментальных измерений NО1442ш от ДД.ММ.ГГГГ и по результатам измерений подготовлено экспертное заключение NОФФ 1310-зи от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому уровень звукового давления шума на территории, прилегающей к жилому дому "адрес" от работы звуковоспроизводящих и звукоусилительных устройств, установленных на "фестивальной площадке" МБУК "Детский парк" по адресу: "адрес", для времени суток с 07-00 ч. до 23-00 ч. эквивалентный уровень звука LAэкв. превышает допустимый уровень на 6 дБА, максимальный уровень звука LAмакс. превышает допустимый уровень на 17дБА, что не соответствует гигиеническим требованиям подпункта 14 таблицы 5.35 к пункту 100 главы V СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания".
В целях внепланового контроля ДД.ММ.ГГГГ в период с 10:15 ч. до 12:00 ч. помощником врача ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области" Гаврилюк ФИО19 на основании поручения Управления Роспотребнадзора по Орловской области N-СН от ДД.ММ.ГГГГ, на территории, прилегающей к жилому дому "адрес", проведено измерение акустического шума: эквивалентных уровней звука, максимальных уровней звука, и составлен протокол инструментальных измерений N О1515ш от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно экспертному заключению N N-зи от ДД.ММ.ГГГГ составленному по результатам проведенных ДД.ММ.ГГГГ инструментальных измерений, с учетом основной абсолютной погрешности при измерении шума ?0, 7 дБ, с учетом расширенной неопределенности измерений дБ (А), для времени суток с 07:00 ч. до 23:00 ч. при работающих звуковоспроизводящих и звукоусилительных устройствах на "фестивальной площадке" территории МБУК "Детский парк" по адресу: "адрес", характер шума широкополосный, колеблющийся, эквивалентный уровень звука L (А экв.) превышает допустимый уровень на 4дБА, максимальный уровень звука L (А макс.) превышает допустимый уровень на 2 дБА, что не соответствует требованиям подпункта 5 таблицы 5.35 к пункту 100 главы V СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания".
Разрешая настоящий спор, оценив по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации экспертные заключения по результатам инструментальных измерений уровня шума в совокупности с пояснениями экспертов Гаврилюк ФИО21 и Рыбко ФИО20 подтвердивших факт превышения допустимого уровня шума на момент проведения инструментальных измерений при работающих звуковоспроизводящих и звукоусилительных устройствах на "фестивальной площадке" территории МБУК "Детский парк" по адресу: "адрес", исходя из того, что источником шума, способствующим превышению допустимого уровня шума на территории жилой застройки и в квартире N жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", является шум от звуковоспроизводящих и звукоусилительных устройств на "фестивальной площадке" территории МБУК "Детский парк", признал требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Судом апелляционной инстанции с учетом доводов апелляционной жалобы МБУК "Детский парк" по делу была назначена и проведена судебная экспертиза, производство которой было поручено ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в "адрес"".
Согласно заключению судебной экспертизы гигиенических нормативов уровня шума на территории учреждений культуры, на которых проводятся культурно-массовые мероприятия, а также концерты и дискотеки, не предусмотрено законодательством Российской Федерации. На территории жилой застройки, прилегающей к многоквартирному жилому дому по адресу: "адрес", пер. Почтовый, "адрес" превышение гигиенических нормативов уровня шума не допускается. По результатам проведенных ДД.ММ.ГГГГ инструментальных замеров уровней шума по адресу: "адрес" при работающих звуковоспроизводящих и звукоусилительных устройствах на "фестивальной площадке" территории МБУК "Детский парк" по адресу: "адрес", при воспроизведении музыкальных композиций с установкой регулятора громкости звуковоспроизводящего оборудования на максимальный режим, при условии размещения акустической колонки на "фестивальной площадке" территории МБУК "Детский парк" по адресу: "адрес" направлении от жилого дома по адресу: "адрес" эквивалентный уровень звука LАэкв. и максимальный уровень звука LАмакс. не превышают допустимые уровни для времени суток с 07:00 час. до 23:00 час, что соответствует требованиям подпункта 14 и подпункта 5 соответственно таблицы 5.35 к пункту 100 главы V СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания". Администрации МБУК "Детский парк" необходимо разработать план мероприятий направленных на устранение нарушений гигиенических нормативов уровней шума, в том числе при работе звуковоспроизводящих и звукоусилительных устройств и согласовать с Управлением Роспотребнадзора по Орловской области.
Суд апелляционной инстанции, проанализировав представленные сторонами доказательства, в совокупности с заключением судебной экспертизы, представленными пояснениями специалистов Гаврилюк ФИО22, эксперта Рыбко ФИО23, согласился с выводами суда первой инстанции, при этом исходил из того, что оснований ставить под сомнение правильность проведения замеров уровня шума при работающих звуковоспроизводящих и звукоусилительных устройствах на "фестивальной площадке" территории МБУК "Детский парк" в указанный в иске период не имеется, собственно то обстоятельство, что по результатам инструментальных замеров ДД.ММ.ГГГГ в рамках проведенной судебной экспертизы не выявлено превышение допустимого уровня шума не подтверждает, что МБУК "Детский парк" соблюдаются санитарно-эпидемиологические нормативы звукового давления уровня шума.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с обоснованностью выводов суда первой и апелляционной инстанции, поскольку они основаны на совокупном исследовании имеющихся в деле доказательств, не противоречат действующему законодательству, подробно аргументированы в оспариваемых судебных актах.
Изложенные в кассационной жалобе доводы заявителя о том, что у судебных инстанций не имелось правовых оснований для удовлетворения иска, в рамках проведенной экспертизы не было установлено превышение допустимого уровня шума, нарушений прав на безопасное проживание Петрова ФИО24 не подтверждено, из проведенных истцом исследований и принятого решения не ясно, какие конкретные действия должны быть предприняты для снижения уровня шума, выражают собственные суждения заявителя относительно применения судами норм материального права, установления обстоятельств и оценки доказательств по делу, были предметом рассмотрения судебных инстанций, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и не могут являться основанием к их отмене в силу следующего.
Применительно к положениям статей 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 11, 13 Федерального закона Российской Федерации от 10 января 2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статей 1, 2, 8, 11, 23, 24, 39, 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" во взаимной связи с СанПиН 2.1.3684-21, судебные инстанции обоснованно пришли к выводу о доказанности нарушения МБУК "Детский парк" прав на благоприятную окружающую среду и безопасные условия проживания, жителей жилой застройки по адресу: "адрес", поскольку шумовая характеристика звуковоспроизводящих и звукоусилительных устройств МБУК "Детский парк", а также ожидаемый уровень звука на территории жилой застройки превысило гигиенические нормативы, в свою очередь влияние распространения шума звуковоспроизводящих и звукоусилительных устройств снижается до нормативно допустимого при выполнении ответчиком предусмотренных на законодательном уровне мероприятий и направлено на восстановление нарушенных прав жителей жилой застройки, в защиту прав которых выступило с настоящим иском Управление Роспотребнадзора по Орловской области.
Вопреки доводам кассационной жалобы, выбор судом средств защиты от воздействия шума, определение необходимости и целесообразности их применения направлено на снижение уровня звука на соответствующей территории в границах которой располагаются жилые помещения и определение требуемой эффективности звукопоглощения согласно экспертным исследованиям достигается выполнением ответчиком комплекса мероприятий, направленных на недопущение превышения гигиенических нормативов уровней шума.
Доводы кассационной жалобы заявителя о том, что судебными инстанциями необоснованно положены в основу судебных актов заключения экспертов ФБУЗ "Центра гигиены и эпидемиологии в Орловской области" и оставлено без внимания проведенное в рамках судебной экспертизы исследование уровня шума, не подтвердившее превышение допустимых параметров, выражают субъективное мнение стороны о полноте и достоверности доказательств по делу, правильности разрешения спора и направлены по существу на иную оценку представленных доказательств и установленных судом обстоятельств, что не может служить основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений в силу части 1 статьи 379.7, части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Суждения заявителя кассационной жалобы о том, что на территории МБУК "Детский парк" измерение гигиенических нормативов не производилось, при проведении замеров представитель ответчика не извещался и не приглашался, являлись предметом проверки суда апелляционной инстанции, мотивированно отклонены, при этом как правильно установлено судом нарушений инструментальных замеров, по результатам которых подготовлены экспертные заключения ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области", не было допущено, уровень шума в жилой застройке и жилом помещении, в котором проживает Петров ФИО25, от звуковоспроизводящих и звукоусилительных устройств на "фестивальной площадке" территории МБУК "Детский парк" превысило гигиенические нормативы, что не было опровергнуто стороной ответчика в установленном процессуальным законом порядке.
В целом при разрешении доводов кассационной жалобы, направленных исключительно на оспаривание приведенных выше выводов суда по существу спора, учитывается, что по смыслу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, в силу его компетенции, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными нижестоящими судами фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций, тогда как правом переоценки доказательств он не наделен.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных постановлений, вопреки доводам кассационной жалобы, допущено не было.
Судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Советского районного суда города Орла от 22 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 02 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального бюджетного учреждения культуры "Детский парк" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.