Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Феофилова Л.В., рассмотрев жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью Челябинский лакокрасочный завод "Фест Про" Маргулиса Е.З. на вступившие в законную силу постановление судьи Курчатовского районного суда г. Челябинска от 10 июля 2023 года, решение судьи Челябинского областного суда от 02 октября 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью Челябинский лакокрасочный завод "Фест Про",
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Курчатовского районного суда г. Челябинска от 10 июля 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Челябинского областного суда от 02 октября 2023 года, ООО ЧЛЗ "Фест Про" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) назначено административное наказание в виде штрафа в размере 120 000 рублей.
В жалобе законный представитель ООО ЧЛЗ "Фест Про" Маргулис Е.З. выражает несогласие с указанными выше актами, просит об их отмене и прекращении производства по делу ввиду отсутствия события административного правонарушения.
Изучив материалы дела, прихожу к выводу, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ предусмотрено, что несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 настоящей статьи и статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 названного Закона под отходами производства и потребления (далее - отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пункта 2 статьи 11 указанного Федерального закона юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
В соответствии с абз. 2, 3 ст. 1 Закона N 89-ФЗ отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
В соответствии со ст. 4.1 Закона N 89-ФЗ отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:
I класс - чрезвычайно опасные отходы;
II класс - высокоопасные отходы;
III класс - умеренно опасные отходы;
IV класс - малоопасные отходы;
V класс - практически неопасные отходы.
В соответствии с ч 4 ст. 14 Закона N 89-ФЗ при обращении с группами однородных отходов I - V классов опасности должны соблюдаться требования, в том числе к способам складирования, помещениям, в которых осуществляется складирование, оборудованию, применяемому для складирования отходов и их компонентов, ограничениям по срокам
накопления и хранения отходов, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
В соответствии со статьей 13.4 Закона N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7 - ФЗ "Об охране окружающей среды" эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Как установлено при рассмотрении дела, по результатам плановой выездной проверки, проведенной с 06 по 30 марта 2023 года на основании решения Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 01 марта 2023 года N 169-РШ, решения о приостановлении срока проведения контрольно (надзорного) мероприятия от 10 марта 2023 года N 205-РШ установлено, что в период с октября 2020 года по дату окончания проверки 30 марта 2023 года отходы ЛКМ, образованные в результате производственной деятельности ООО ЧЛЗ "Фест Про", специализированной организации не передавались и накапливались на территории предприятия, то есть в указанный период времени на объекте негативного воздействия на окружающую среду - производственной территории ООО ЧЛЗ "Фест Про" (г. Челябинск, Свердловский тракт, д. 5, код объекта 75-0174-002535-П), то есть ООО ЧЛЗ "Фест Про" допускается накопление отходов от лакокрасочного производства, тем самым нарушается (превышен) ограниченный срок накопления отходов, установленный законодательством (11 месяцев), таким образом ООО ЧЛЗ "Фест Про" нарушены: ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", абз. 18 ст. 1, ч. 2 ст. 11, ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Выявленные отходы отнесены ко второму классу опасности.
Указанные обстоятельства явились основанием для привлечения ООО ЧЛЗ "Фест Про" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ.
Обстоятельства, зафиксированные в соответствии с требованиями статьи 28.2 КоАП РФ, в протоколе по делу об административном правонарушении, подтверждаются совокупностью представленных в материалы дела доказательств, которым при рассмотрении дела должностным лицом, судьями районного и областного судов дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ в ходе производства по делу на основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия ООО ЧЛЗ "Фест Про" правильно квалифицированы по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами.
Совокупность установленных по настоящему делу об административном правонарушении фактических и правовых оснований позволили судебным инстанциям признать, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны с соблюдением процессуальных требований.
Принимая обжалуемые акты, судьи нижестоящих инстанций сочли, что юридическое лицо имело возможность для соблюдения правил и норм природоохранного законодательства, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Иного из материалов дела не следует.
Доводы о нарушении права на защиту в связи с возбуждением дела об административном правонарушении в городе Кургане, отсутствии полномочий у должностных лиц по возбуждению дела об административном правонарушении, проведении осмотра без представителей ООО ЧЛЗ "Фест Про", наличии процессуальных нарушений при проведении экспертизы проверены судьями районного и областного судов и обоснованно отклонены с приведением исчерпывающих выводов в судебных актах.
Также судьями нижестоящих судебных инстанций обоснованно и мотивированно опровергнуты суждения о том, что отходы ЛКМ вязкой консистенции, светло-коричневого цвета и со специфическим запахом лака, являются не отходами, а сырьевыми материалами с истекшим сроком хранения.
Оснований не согласиться с этими выводами не имеется, анализ нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, свидетельствует о том, что превышение норматива образования отходов образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ.
Несогласие автора жалобы с приведенными выводами и оценкой установленных обстоятельств основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
Процессуальных нарушений при рассмотрении дела не допущено.
Порядок и срок давности привлечения лица к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено ООО ЧЛЗ "Фест Про" в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи.
С приведением исчерпывающих выводов в решении судьей районного и областного судов отклонены доводы жалобы о возможности в данном случае при назначении наказания применения положений части 6 статьи 4.4 КоАП РФ.
Правонарушения, выявленные в ходе одной проверки, подведомственны разным органам и не могут быть объединены.
Право юридического лица на судебную защиту не нарушено.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
При таких данных, руководствуясь статьями 30.13-30.18 КоАП РФ, постановил:
постановление судьи Курчатовского районного суда г. Челябинска от 10 июля 2023 года, решение судьи Челябинского областного суда от 02 октября 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью Челябинский лакокрасочный завод "Фест Про" оставить без изменения, жалобу его законного представителя - без удовлетворения.
Судья Л.В. Феофилова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.