Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Степанова П.В, судей Феофиловой Л.В, Тиуновой Т.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Невьянского городского округа на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 21 ноября 2023 года по административному делу N 2а-1173/2023 по административному иску Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к администрации Невьянского городского округа и главе Невьянского городского округа Берчук Александру Александровичу о признании постановления недействующим, возложении обязанности совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Феофиловой Л.В, возражения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ботева В.Ю, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
главой Невьянского городского округа Берчуком А.А. 13 апреля 2023 года принято постановление N 623-п "Об установлении особого противопожарного режима на территории Невьянского городского округа" (далее - Постановление N 623-п).
Постановление N 623-п официально опубликовано в газете "Муниципальный вестник Невьянского городского округа" N 15 от 21 апреля 2023 года и обнародовано 14 апреля 2023 года на официальном сайте администрации Невьянского городского округа в сети Интернет http://nеvуаnsk66.ru.
Согласно пункту 1 Постановления N 623-п на территории Невьянского городского округа установлен особый противопожарный режим с 15 апреля 2023 года до особого распоряжения.
Пунктом 2 в период особого противопожарного режима на территории Невьянского городского округа запрещено:
1) разведение костров;
2) сжигание стерни, пожнивных и порубочных остатков, мусора, травы на открытых площадках, в том числе на индивидуальных приусадебных участках, в коллективных садах, на территориях организаций и предприятий, в лесных массивах;
3) проведение сельскохозяйственных палов и иное выжигание сухой травянистой растительности, в том числе вдоль железных дорог, под линиями электрических проводов, проходящих через территории лесных насаждений;
4) проведение пожароопасных работ в населенных пунктах, на лесных участках и торфомассивах;
5) проведение фейерверков и запуск бытовой пиротехники 1-3 класса на придомовых территориях, в местах общего пользования, местах с массовым пребыванием людей, за исключением мест, специально определенных для этих целей постановлением администрации Невьянского городского округа, а также на территориях муниципальных объектов;
6) проведение лесозаготовок и использование техники на полевых работах, не имеющей искрогасителей;
7) на объектах транспортной инфраструктуры в полосе отвода разводить костры и сжигать хворост, порубочные материалы, а также оставлять сухостойные деревья и кустарники;
8) гражданам в районе частной застройки, допущение в противопожарных расстояниях между зданиями, сооружениями и строениями наличия сухой травянистой растительности, стерни, складирование горючих материалов, мусора и иных отходов;
9) сжигание порубочных остатков, мусора, отходов в открытых металлических емкостях, бочках, баках, ямах и в иных приспособлениях;
10) разведение открытого огня, в том числе приготовление пищи на углях в бочках, мангалах, жаровнях, ямах и иных приспособлениях;
11) приготовление пищи в лесах, городских лесопарках и прилегающих к ним территориях, как с использованием открытого огня, так и на углях;
12) проведение пожароопасных работ;
13) складирование горючих материалов (легко воспламеняющихся и горючих жидкостей, деревянных досок, парубков и т.п.) на придворовой территории общего пользования с расстоянием менее 3 метров от "красной линии" проезда (края проезжей части);
14) наличие временных строений, установленных в противопожарных расстояниях между застройкой в населенных пунктах и лесными насаждениями, а также в противопожарных разрывах между зданиями в населенных пунктах.
Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту прав Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Невьянского городского округа с требованием признать недействующим Постановление N 623-п с момента вступления решения суда в законную силу в части Пунктов 1, 2 в той мере, в которой они устанавливают особый противопожарный режим и дополнительные меры пожарной безопасности на территории Невьянского городского округа за пределами территорий сельских и городских населенных пунктов: город Невьянск, село Аятское, поселок Быньговский, поселок Вересковый, поселок Аять, поселок Таватуй, поселок Калиново, поселок Невьянский Рыбзавод, поселок Приозёрный, поселок Таватуйский Детдом, село Таватуй, поселок Цементный, поселок Забельный, село Быньги, поселок Аник, поселок Ударник, село Киприно, село Корелы, село Конёво, деревня Гашени, деревня Осиновка, поселок Ребристый, деревня Невьянка, село Федьковка, поселок Середовина, поселок Осиновский, деревня Нижние Таволги, деревня Верхние Таволги, деревня Сербишино, село Шайдуриха, село Кунара, деревня Пьянково, село Шурала, поселок Шурала, деревня с предполагаемым наименованием Сосновка, в том числе на землях лесного фонда, землях сельскохозяйственного назначения, землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землях для обеспечения космической деятельности, землях обороны, безопасности и землях иного специального назначения;
подпункты 2, 3, 4, 6, 11 пункта 2 в той мере, в которой они во взаимосвязи с пунктом 1 устанавливают запрет на проведение определённых видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах, расположенных в границах населённых пунктов, при установлении особого противопожарного режима без определения срока ограничения до 21 календарного дня, указания месторасположения лесного участка (лесных участков) с указанием выдела, квартала, наименования участкового лесничества, лесничества лесов, находящихся в границах населенных пунктов Невьянского городского округа.
Просил возложить на администрацию Невьянского городского округа в срок не позднее 10 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу принять нормативный правовой акт, устанавливающий ограничение пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, а также выполнения в них определённых видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах, расположенных в границах населённых пунктов, при установлении особого противопожарного режима, определяющий срок ограничения, местоположение лесного участка (лесных участков), информацию о контактных данных специализированной диспетчерской службы для рассмотрения обращений граждан, мероприятия, в связи с ограничением в соответствии с п.п. 3, 4, 5, 7 Порядка ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах, утверждённого Приказом Минприроды России от 06 сентября 2016 года N 457.
В обоснование требований указал, что при вынесении Постановления N 623-п администрацией Невьянского городского округа превышены полномочия органов местного самоуправления, установленные законом в сфере пожарной безопасности, в том числе в сфере пожарной безопасности в лесах.
Решением Невьянского городского суда Свердловской области от 02 августа 2023 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 21 ноября 2023 года решение Невьянского городского суда Свердловской области от 02 августа 2023 года отменено, административное дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В кассационной жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 11 января 2024 года представителем администрации Невьянского городского округа, поставлен вопрос об отмене апелляционного определения. Указывает, что оспариваемым постановлением не было установлено запретов на посещение лесов, а был лишь установлен определенный порядок поведения на землях лесного фонда и сельскохозяйственного назначения.
Нижнетагильской межрайонной природоохранной прокуратурой, прокуратурой Свердловской области на доводы кассационной жалобы представлены возражения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о рассмотрении кассационной жалобы извещены заблаговременно и надлежащим образом.
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, заслушав прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на кассационную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия считает, что судом апелляционной инстанции такого рода нарушения не допущены.
Рассмотрев административное дело по правилам, установленным главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд первой инстанции пришёл к выводу, что оспариваемое постановление является законным, оснований для удовлетворения требований административного истца не имеется.
Руководствуясь положениями пункта 1 части 2 статьи 1, части 1 статьи 208, пункта 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, учитывая разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, изложенные в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", установив, что оспариваемое Постановление N 623-п является нормативным правовым актом органа местного самоуправления, в связи с чем административный спор подлежал разрешению в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, порядок разрешения административных споров по которой отличается от порядка, установленного главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при этом обстоятельства, указанные в части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд не выяснял, проверку нормативного правового акта на соответствие законодательству, имеющему большую юридическую силу, не проводил.
Судебная коллегия указала, что рассматривая требования об оспаривании нормативного правового акта, в нарушение требований пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", суд одновременно рассмотрел требования о признании незаконным постановления и возложении обязанности.
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции.
Как правильно отметила апелляционная инстанция, оспариваемое Постановление N 623-п, носит нормативный характер, в связи с чем заявленные требования подлежали рассмотрению по правилам главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Учитывая изложенное, судебная коллегия выводы апелляционной инстанции о допущенных судом первой инстанции нарушениях норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта с направлением дела на новое рассмотрение, полагает правильными.
Доводов, опровергающих данные выводы, кассационная жалоба не содержит.
Иные доводы, сводящиеся к обоснованию позиции по административному иску, оценке в кассационном порядке не подлежат, поскольку решение суда первой инстанции отменено в связи с нарушением норм процессуального права, доводы апелляционного представления и выводы суда по существу заявленных требований судом апелляционной инстанции не проверялись.
Руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 21 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Невьянского городского округа Сверловской области - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 13 марта 2024 года
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.