Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Чирковой Т.Н, судей Сапрыгиной Л.Ю, Ладейщиковой М.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации Слободо-Туринского сельского поселения Слободо-Туринского муниципального района Свердловской области на решение Туринского районного суда Свердловской области от 04 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллеги по административным делам Свердловского областного суда от 12 декабря 2023 года по административному делу N 2а-607/2023 по административному иску прокурора Слободо-Туринского района, действующего в интересах Снегирева Михаила Владимировича, "данные изъяты" к администрации Слободо-Туринского сельского поселения Слободо-Туринского муниципального района Свердловской области, Муниципальной комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживаю инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, в целях их приспособления с учетом потребности инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов на территории Слободо-Туринского сельского поселения, Межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции о признании незаконными заключений, возложении обязанности, заслушав доклад судьи Сапрыгиной Л.Ю. об обстоятельствах дела, доводах кассационной жалобы и возражений на нее, выслушав возражения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Потапченко А.Е,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Слободо-Туринского района Свердловской области, действующий в интересах Снегирева М.В, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Слободо-Туринского сельского поселения Слободо-Туринского муниципального района Свердловской области о признании незаконным заключения муниципальной комиссии от 06 апреля 2023 года N 1 о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, возложении обязанности провести проверку экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта жилого дома.
В обоснование требований указал, что Снегирев М.В, имеющий статус инвалида 1 группы с детства (колясочник), проживает по адресу: "данные изъяты"
Постановлением главы администрации Слободо-Туринского сельского поселения от 09 сентября 2022 года N 265 Снегирев М.В. принят на учет в качестве малоимущего гражданина, нуждающегося в предоставлении по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда. Кроме того, он с 12 февраля 2009 года, подавлен на учет в качестве гражданина, нуждающегося в улучшении жилищных условий.
По результатам обследования жилого дома 30 марта 2023 года, муниципальной комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, в целях их приспособления с учетом потребности инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов на территории Слободо-Туринского сельского поселения (далее - Муниципальная комиссия) составлен акт N 1 и заключение N 1 о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.
Полагают, что данное заключение является незаконным, поскольку оно было вынесено в нарушение подпункта "а" пункта 17, 19 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 июля 2016 года N 649 (далее по тексту - Правила), без решения комиссии об экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта дома, в котором проживает Снегирев М.В.
Также административный истец Снегирев М.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Слободо-Туринского сельского поселения Слободо-Туринского муниципального района Свердловской области о признании незаконным заключения межведомственной комиссии Слободо-Туринского сельского поселения от 26 мая 2023 года N 3 о признании пригодным для проживания жилого помещения, возложении обязанности принять заключение об оценке соответствия помещения требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением непригодным для проживания, подлежащим сносу.
Полагает, что жилой дом по адресу: "данные изъяты" 1984 года постройки, находится в критическом состоянии и опасен для лиц, проживающих в нем.
Определением от 19 июля 2023 года административные дела по вышеуказанным административным исковым заявлениям прокурора Слободо-Туринского района Свердловской области и Снегирева М.В. объединены в одно производство.
К участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены Муниципальная комиссия и Межведомственная комиссия, в качестве заинтересованного лица Снегирев В.И.
Решением Туринского районного суда Свердловской области от 04 сентября 2023 года административные исковые требования прокурора Слободо-Туринского района Свердловской области, действующего в интересах Снегирева М.В, оставлены без удовлетворения.
Административные исковые требования Снегирева М.В. удовлетворены частично. Признано незаконным заключение Межведомственной комиссии, назначенной постановлением администрации Слободо-Туринского сельского поселения от 08 февраля 2019 года N 43 по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 26 мая 2023 года N 3 о признании пригодным для проживания жилого дома по адресу: "данные изъяты"
На администрацию Слободо-Туринского сельского поселения Слободо-Туринского муниципального района Свердловской области, Межведомственную комиссию, назначенную постановлением администрации Слободо-Туринского сельского поселения от 08 февраля 2019 года N 43 по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу принять заключение об оценке соответствия жилого дома по адресу: "данные изъяты", требованиям "Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания в многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" с учетом заключения Муниципальной комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, в целях их приспособления с учетом потребности инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов на территории Слободо-Туринского сельского поселения от 06 апреля 2023 года N1.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований Снегирева М.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 12 декабря 2023 года решение Туринского районного суда Свердловской области от 04 сентября 2023 года в части отказа в удовлетворении требований прокурора Слободо-Туринского района, действующего в интересах Снегирева М.В. отменено, по делу в указанной части принято новое решение об удовлетворении требований прокурора.
Признано незаконным заключение N 1 о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид с учетом потребности инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалидов от 06 апреля 2023 года, вынесенное Муниципальной комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, в целях их приспособления с учетом потребности инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов на территории Слободо-Туринского сельского поселения.
На Муниципальную комиссию по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, в целях их приспособления с учетом потребности инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов на территории Слободо-Туринского сельского поселения возложена обязанность вынести заключение в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 июля 2016 года N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов".
Абзац 4 решения Туринского районного суда Свердловской области изложен новой редакции. На администрацию Слободо-Туринского сельского поселения Слободо-Туринского муниципального района Свердловской области, Межведомственную комиссию, назначенную постановлением администрации Слободо-Туринского сельского поселения от 08 февраля 2019 года N 43 по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу принять заключение в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым или жилого дома садовым домом.
В остальной части это же решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной 18 января 2024 года в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Администрация Слободо-Туринского сельского поселения Слободо-Туринского муниципального района Свердловской области, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить решение Туринского районного суда Свердловской области от 04 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллеги по административным делам Свердловского областного суда от 12 декабря 2023 года, в части признания незаконным заключения N 1 вынесенного Муниципальной комиссией о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид с учетом потребности инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалидов от 06 апреля 2023 года, возложении на Муниципальную комиссию обязанности вынести заключение в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 июля 2016 года N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов".
В обоснование жалобы указывает на то, что в соответствии с пунктом 15 Правил N 649, положениями Правилами N 583/пр, комиссия выносит решение о проведении проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта только в том случае, если в акте обследования содержится вывод об отсутствии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида без изменения существующих несущих и ограждающих конструкций путем осуществления его реконструкции или капитального ремонта.
Настаивает на том, что составленный 06 апреля 2023 года муниципальной комиссией акт N1 соответствует всем требованиям Правил N 649, является действующим, факт его незаконности судом не установлен. Вывод муниципальной комиссии о наличии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида основан на том, что перечень мероприятий не содержит работ, содержащих изменения существующих несущих и ограждающих конструкций путем осуществления его реконструкции или капитального ремонта.
Прокуратурой Свердловской области представлены возражения на кассационную жалобу.
В суде кассационной инстанции прокурор Генеральной прокуратуры Российской Федерации Потапченко А.Е. возражал против удовлетворения кассационной жалобы, полагая о законности принятых по делу судебных актов.
Остальные лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом. Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области представлено заявление о рассмотрении дела без участия представителя.
Судебная коллегия на основании части 2 статьи 326, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных выше лиц, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (часть 3 статьи 328 Кодекса).
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и возражений на жалобу, выслушав прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Потапченко А.Е, проверив законность и обоснованность судебных решений в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия полагает, что таких нарушений судами первой (в части оставленной без изменения) и апелляционной инстанций не допущено, а доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмену или изменение принятых судебных актов.
В силу статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно п. 2 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 47 от 28 января 2006 года (далее по тексту Положение), его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
Решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания действующее законодательство относит к компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
В силу пункта 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, определяет Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Статьей 2 названного Федерального закона определено, что социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно статье 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам (пункт 1 части 1).
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций (часть 2).
Жилищный кодекс Российской Федерации в пункте 5.1 статьи 2 предусмотрел, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают не только условия для осуществления гражданами права на жилище, но и условия для беспрепятственного доступа инвалидов к общему имуществу в многоквартирных домах.
Частью 3 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с данным Кодексом, другими федеральными законами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 года N 649 утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 649), которые применяются к жилым помещениям, входящим в состав, в том числе муниципального жилищного фонда, частного жилищного фонда, занимаемым инвалидами, и используемым для их постоянного проживания, а также к общему имуществу в многоквартирном доме, в котором расположены указанные жилые помещения.
В пункте 2 Правил закреплено, что доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.
В целях оценки приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а также оценки возможности их приспособления с учетом потребностей инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в таком помещении, в том числе ограничений, вызванных стойкими расстройствами двигательной функции, сопряженными с необходимостью использования кресла-коляски, иных вспомогательных средств передвижения, проводится обследование жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором он проживает (пункт 4 Правил).
Обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления (пункт 6 Правил).
По результатам обследования оформляется акт обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, содержащий перечень мероприятий по приспособлению жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, определяемый на основании Правил с учетом мнения инвалида (подпункт "е" пункта 12 Правил).
Судами установлено и следует из материалов дела, что Снегирев М.В. с 05 октября 2008 года имеет статус инвалид 1 группы (инвалид колясочник), инвалидность установлена бессрочно.
С 18 сентября 2003 года по настоящее время Снегирев М.В. зарегистрирован и проживает в жилом доме, принадлежащем на праве собственности Снегиреву В.И, расположенном по адресу: "данные изъяты"
Постановлением Главы администрации Слободо-Туринского сельского поселения от 17 октября 2016 года N 480 на территории поселения создана Муниципальная комиссия по обследованию жилы помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, в целях их приспособления с учетом потребности инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов на территории Слободо-Туринского сельского поселения (далее Муниципальная комиссия).
30 марта 2023 года Муниципальной комиссией было проведено обследование жилого дома, расположенного по адресу: "данные изъяты", на предмет возможности его приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.
По результатам обследования 06 апреля 2023 года составлен акт N 1, на основании которого Муниципальной комиссией в этот же день принято заключение N 1 о возможности приспособления обследуемого жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий его доступности для инвалида. Вопрос экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта дома, в котором проживает административный истец, Муниципальной комиссией не разрешался.
Также, судами установлено и из материалов дела следует, что во исполнение решения суда от 16 декабря 2022 года и заявления Снегирева В.И, 12 мая 2023 года Межведомственной комиссией был составлен акт N 3 обследования жилого помещения, расположенного по адресу: "данные изъяты"
На основании данного акта обследования жилого дома, 26 мая 2023 года Межведомственной комиссией, с учетом заключения Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области от 18 февраля 2022 года, технического отчета, составленного РАКХ "Надежда" от 18 апреля 2023 года, справки Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19 мая 2023 года N 66-05- 15/20-1178-2023, было вынесено заключение N 3, согласно которому вышеуказанный жилой дом соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению и пригоден для проживания.
Разрешая заявленные Снегиревым В.М. требования, суд первой инстанции, установив, что административным ответчиком в основу оспариваемого заключения Межведомственной комиссии от 26 мая 2023 года N 3 положен технический отчет РАКХ "Надежда" от 18 апреля 2023 года, который не отвечает требованиям, предъявляемым к специализированным организациям для целей заключений относительности признания помещений жилыми помещениями, жилого помещения непригодным или пригодным для проживания, пришел к выводу о незаконности заключения Межведомственной комиссии от 26 мая 2023 года N 3. Кроме того, удовлетворяя требования административного истца Снегирева В.М, районный суд исходил из признания иска административным ответчиком в данной части.
Судебная коллегия областного суда согласилась с выводами суда первой инстанции в части признания незаконным заключения Межведомственной комиссии от 26 мая 2023 года N 3, указав на то, что они основаны на материалах дела, исследованных доказательствах, их надлежащей оценки в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и сделаны в соответствии с нормами права, подлежащими применению в данном случае.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции не согласился с выводом районного суда о необходимости принятия Межведомственной комиссией решения с учетом акта от 06 апреля 2023 года N 1, поскольку данный акт регулирует иные вопросы и касается установления возможности проживания в жилом доме инвалида, в то время как Межведомственная комиссия в своей деятельности руководствуется Положением N 47 и устанавливает в целом состояние жилого дома, его пригодность (не пригодность) для проживания не только инвалида, но и всех жильцов указанного дома.
С учетом изложенного, судебная коллегия по административным делам областного суда посчитала необходимым изменить решение суда первой инстанции в данной части, указать на то, что административному ответчику надлежит принять решение в соответствии с Положением N 47 и принять одно из решений, указанных в пункте 47 указанного Положения. Также, суд апелляционной инстанции отметил, что при повторном рассмотрении вопроса о признании жилого дома пригодным (непригодным) для проживания необходимо дать оценку, в том числе и заключению, представленному административным истцом при рассмотрении данного административного дела, от 16 июня 2023 года N 1/100и-23, выполненного ООО АНСЭ "Экспертиза".
Сторонами судебные акты судов первой и апелляционной инстанций в части признания незаконным Межведомственной комиссии от 26 мая 2023 года N 3 в кассационном порядке не оспорены.
Разрешая административные исковые требования прокурора, заявленные в интересах Снегирева М.В, и отказывая в их удовлетворении суд, первой инстанции, руководствуясь пунктами 6, 15, 18, 19 Правил, пришел к выводу, что оспариваемое заключение от 06 апреля 2023 года N 1 принято уполномоченным органом, составлено Муниципальной комиссией в соответствии с Правилами, на основании акта обследования. При этом суд отклонил доводы прокурора о необходимости проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта дома, в котором проживает административный истец. Суд указал, что указанный вопрос подлежит обязательному разрешению в случае, если Муниципальная комиссия приходит к выводу об отсутствии технической возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности инвалида.
Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда не согласилась с данными выводами суда первой инстанции, указала, что административный истец и заинтересованное лицо оспаривали наличие такой технической возможности в силу особенности дома, который является щитовым, что по их мнению исключает возможность увеличения дверных проемов, в том числе и входной группы, поскольку это может привести к обрушению, между тем, в заключении Муниципальной комиссии N1 кроме вывода о наличии технической возможности оборудовать дом для проживания инвалида не приведено никаких доводов в обоснование такой возможности.
Исходя из системного анализа положений Правил N 649 суд апелляционной инстанции, пришел к выводу о том, что решение Муниципальной комиссии об экономической целесообразности реконструкции и капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, предусмотренного подпунктом "а" пункта 17 настоящих Правил, установленное в подпункте б пункта 19 Правил, вопреки ошибочным выводам районного суда, является обязательным для принятия соответствующего решения в соответствии с указанным пунктом, на что прямо указано в Правилах.
Мотивы, по которым суд апелляционной инстанции пришел к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судебной коллегией обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом судебном акте и оснований не соглашаться с выводами суда апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы не имеется.
Доводы кассационной жалобы о том, что составленный 06 апреля 2023 года муниципальной комиссией акт N1 соответствует всем требованиям Правил N 649, является действующим, факт его незаконности судом не установлен, вывод муниципальной комиссии о наличии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида основан на том, что перечень мероприятий не содержит работ, содержащих изменения существующих несущих и ограждающих конструкций путем осуществления его реконструкции или капитального ремонта, подлежат отклонению.
В силу пункта 12 Правил N 649 по результатам обследования жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, которое на основании пункта 6 названных Правил осуществляется муниципальными комиссиями, оформляется акт обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида (далее - акт обследования), содержащий, в частности, выводы комиссии о наличии или об отсутствии необходимости приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида с мотивированным обоснованием (подпункт "г"); выводы комиссии о наличии или об отсутствии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида с мотивированным обоснованием (подпункт "д").
В ходе рассмотрения административного дела административный истец и Снегирев М.В. оспаривали наличие технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий доступности для инвалида в силу особенности дома, который является щитовым, что исключает возможность увеличения дверных проемов, в том числе и входной группы, поскольку это может привести к обрушению.
Вопреки доводам кассационной жалобы, об отсутствии доказательств, приведенных выше обстоятельств, Снегиревым В.И. при рассмотрении данного административного дела, представлено заключение специалиста от 16 июня 2023 года N 1/100и-23, выполненное ООО АНСЭ "Экспертиза", в соответствии с которым стены наружные, внутренние несущие являются деревянными сборно-щитовыми. Техническое состояние несущих конструкций и здания в целом оценивается как в ветхое, проведение ремонтно-восстановительных работ является экономически нецелесообразным.
На то, что материл наружных стен жилого дома является сборно-щитовым указано и Муниципальной комиссией в акте N1 обследования жилого помещения.
Однако, Муниципальной комиссией мотивированного обоснования выводов о наличии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, ни в акте обследования N 1, ни в заключении N1 от 06 апреля 2023 года не приведено.
Указание в кассационной жалобе на то, что акт обследования N1 от 06 апреля 2023 года не оспорен, в связи с чем, по мнению кассатора, является действующим, не может быть принято во внимание, поскольку документы, принимаемые административными органами в ходе осуществления своих полномочий и фиксирующие те или иные обстоятельства (акт проверки, акт обследования и т.п.), при условии, что в таких документах нет властного распоряжения определенному лицу не являются самостоятельным предметом судебного контроля.
Ссылка в кассационной жалобе на то, что в соответствии с пунктом 15 Правил N 649, положениями Правилами N 583/пр, комиссия выносит решение о проведении проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта только в том случае, если в акте обследования содержится вывод об отсутствии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида без изменения существующих несущих и ограждающих конструкций путем осуществления его реконструкции или капитального ремонта, не влечет отмены судебных актов.
Действительно, из пункта 15 Правил N 649 следует, что в случае если в акте обследования содержится вывод об отсутствии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, то есть о невозможности приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида без изменения существующих несущих и ограждающих конструкций многоквартирного дома (части дома) путем осуществления его реконструкции или капитального ремонта, комиссия выносит решение о проведении проверки экономической целесообразности такой реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома) в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а уполномоченный орган обеспечивает ее проведение.
Вместе с тем, заключение о возможности (об отсутствии возможности) приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида выносится комиссией на основании: акта обследования и решения комиссии об экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид (пункт 17 - 20, 22 Правил N 649).
Во исполнение пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации N 649 приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 февраля 2017 года N 583/пр утверждены Правила проведения проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида (далее Правила от 28 февраля 2017 года N 583/пр).
Согласно пункту 2 указанных Правил проведение проверки экономической целесообразности обеспечивается уполномоченным органом, указанным в абзаце третьем пункта 3 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 года N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов".
Доводы кассационной жалобы по существу, основаны на неверном толковании приведенных выше норм права, сводятся к несогласию заявителя с произведенной судами первой (в части оставленной без изменения) и апелляционной инстанции оценкой доказательств, что в силу статей 328, 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Переоценка доказательств по делу, установление новых обстоятельств выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Выводы судов, изложенные в обжалованных судебных актах, соответствуют обстоятельствам административного дела. Существенного нарушения норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами первой и апелляционной инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции и апелляционное определение судебной коллегии областного суда, с учетом доводов кассационной жалобы, пересмотру в кассационном порядке не подлежат, так как предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для их отмены или изменения в кассационном порядке в настоящем случае отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Туринского районного суда Свердловской области от 04 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллеги по административным делам Свердловского областного суда от 12 декабря 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Слободо-Туринского сельского поселения Слободо-Туринского муниципального района Свердловской области - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 14 марта 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.