Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Чирковой Т.Н, судей Хорошевской М.В, Ладейщиковой М.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы Департамента здравоохранения Курганской области, ГБУ "Межрайонная больница N3" на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курганского областного суда от 25 декабря 2023 года по административному делу N2-9181/2023 по административному иску прокурора Кетовского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту здравоохранения Курганской области, ГБУ "Межрайонная больница N 3" о возложении обязанности организовать фельдшерско-акушерский пункт.
Заслушав доклад судьи Хорошевской М.В. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, возражения на кассационные жалобы прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Павловой О.А, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор Кетовского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к вышеуказанным ответчикам о возложении обязанности организовать фельдшерско-акушерский пункт (далее ФАП) или фельдшерский здравпункт в д. Грачево Кетовского района Курганской области, произвести финансирование данных мероприятий.
Требования мотивированы тем, что для жителей д. Грачево Кетовского муниципального округа Курганской области, в которой проживает 262 человека, фельдшерско-акушерский пункт (далее - ФАП) либо фельдшерский здравпункт отсутствует, а расстояние до ближайшего населенного пункта, в котором расположена медицинская организация, оказывающая первичную медико-санитарную помощь, составляет 8 км, что не обеспечивает оказание доступной первичной медико-санитарной помощи.
Решением Курганского городского суда Курганской области от 12 сентября 2023 года в удовлетворении требований прокурора Кетовского района Курганской области отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Курганского областного суда от 25 декабря 2023 года решение суда первой инстанции в части отказа в иске по возложению обязанности организовать фельдшерско-акушерский пункт отменено с принятием в указанной части нового решения о возложении на ГБУ "Межрайонная больница N 3" обязанности организовать фельдшерско-акушерский пункт в д. Грачево Кетовского района Курганской области в срок до 31 декабря 2024 года.
Решение Курганского городского суда Курганской области от 12 сентября 2023 года в части отказа в удовлетворении иска к Департаменту здравоохранения Курганской области, в части разрешения требований прокурора по финансированию мероприятий по организации ФАП оставлено без изменения.
В поданной 18 января 2024 года кассационной жалобе представитель ГБУ "Межрайонная больница N3" просит отменить апелляционное определение от 25 декабря 2023 года, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на неправильное определение судом апелляционной инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение норм материального прав, указывая в обоснование доводов, что необходимая медицинская помощь населению д. Грачево осуществляется выездными передвижными комплексами ГБУ "Межрайонная больница N 3", круглосуточной бригадой скорой медицинской помощи БСМП г. Кургана, а также обслуживанием в ФАП, расположенном в с. Колташево, договор по перевозке граждан из д. Грачево в с. Колташево на ФАП для оказания медицинской помощи заключен 01 марта 2022 года.
В поданной 09 февраля 2024 года кассационной жалобе представитель Департамента здравоохранения Курганской области просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, ссылаясь на неправильное определение судом апелляционной инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального права, указывая в обоснование доводов, что необходимая медицинская помощь населению д. Грачево осуществляется надлежащим образом, расстояние между населенными пунктами д. Грачево и с. Колташево не превышает 6 км.
Согласно поступившего отзыва, представитель Правительства Курганской области выражает согласие с кассационными жалобами ГБУ "Межрайонная больница N 3", Департамента здравоохранения Курганской области.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационных жалоб в соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Из материалов дела следует и установлено судами, что на территории Кетовского муниципального округа Курганской области медицинскую деятельность осуществляет ГБУ "Межрайонная больница N 3", расположенное по адресу: Курганская область, Кетовский район, с. Кетово.
В ходе проведенной прокуратурой района проверки исполнения требований законодательства о здравоохранении в части доступности медицинской помощи для населения выявлено, что в д. Грачево Кетовского муниципального округа Курганской области при численности населения 271 человек отсутствует ФАП либо фельдшерский здравпункт, при этом, расстояние до ближайшего населенного пункта, в котором расположена медицинская организация, оказывающая первичную медико-санитарную помощь, составляет 8 км (ФАП в с. Колташево).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что необходимая медицинская помощь населению д. Грачево осуществляется ГБУ "Межрайонная больница N 3" различными способами, в том числе, обслуживанием в ФАП в с. Колташево, расстояние до границы которого составляет менее 6 км, а также выездными передвижными комплексами, что соответствует требованиям законодательства в сфере охраны здоровья граждан.
Суд апелляционной инстанции с таким выводом суда первой инстанции не согласился, и, руководствуясь положениями Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Приказа Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 года N 543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению", установив, что количество проживающих (пребывающих) в д. Грачево более 100 человек, расстояние от д. Грачево до ближайшей медицинской организации более 6 км, в указанном населенном пункте отсутствуют медицинские работники, фельдшерско-акушерский пункт или фельдшерский здравпункт, пришел к заключению о том, что в д. Грачево отсутствует надлежащая организация оказания его жителям первичной медико-санитарной помощи.
В связи с изложенным, суд апелляционной инстанции, отменив решение суда первой инстанции в части отказа в иске по возложению обязанности организовать фельдшерско-акушерский пункт, удовлетворил данные требования.
Судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с указанными выводами суда апелляционной инстанции.
В соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств.
В статье 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" закреплены такие основные принципы охраны здоровья граждан, как соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи (пункты 1, 5, 6 статьи 4 названного закона).
Доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (ст. 10 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в целях приближения к их месту жительства, месту работы или обучения осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях, с учетом положений ст. 21 настоящего Федерального закона.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится, в том числе, организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной (пункт 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В целях реализации национального проекта "Здравоохранение" разработан федеральный проект "Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи" (Паспорт национального проекта "Здравоохранение", утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 N 16), определена задача "Завершение формирования сети медицинских организаций первичного звена здравоохранения с использованием в сфере здравоохранения геоинформационной системы с учетом необходимости строительства врачебных амбулаторий, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов в населенных пунктах с численностью населения от 100 человек до 2 тыс. человек, а также с учетом использования мобильных медицинских комплексов в населенных пунктах с численностью населения менее 100 человек".
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 года N 543н утверждено Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению (далее - Положение).
В силу п. 5 Положения первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни, в том числе снижению уровня факторов риска заболеваний, и санитарно-гигиеническому просвещению.
Первичная медико-санитарная помощь оказывается в соответствии с установленными порядками оказания отдельных видов (по профилям) медицинской помощи и стандартами медицинской помощи (п. 9 Положения).
В соответствии с п. 19.2 Положения в населенных пунктах с числом жителей 100 - 300 человек организуются:
фельдшерско-акушерские пункты или фельдшерские здравпункты в случае, если расстояние от фельдшерско-акушерского пункта, фельдшерского здравпункта до ближайшей медицинской организации превышает 6 км;
домовые хозяйства, оказывающие первую помощь, и (или) выездные формы работы, в случае, если расстояние от фельдшерско-акушерского пункта, фельдшерского здравпункта до ближайшей медицинской организации не превышает 6 км.
Согласно п. 2 Правил организации деятельности фельдшерско-акушерского пункта (приложение N 15 к Положению) фельдшерско-акушерский пункт является структурным подразделением медицинской организации (ее структурного подразделения). ФАП организуется для оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи и паллиативной медицинской помощи населению в сельских населенных пунктах.
Принимая во внимание наличие требуемых параметров для организации оказания первичной медико-санитарной помощи в установленной Положением форме, отсутствие ФАП в д. Грачево, установив факт нарушения прав жителей данного населенного пункта в сфере охраны здоровья, суд апелляционной инстанции обоснованно возложил обязанность на ГБУ "Межрайонная больница N 3" организовать ФАП в д. Грачево Кетовского района Курганской области, установив срок до 31 декабря 2024 г.
Доводы кассационных жалоб о том, что в д. Грачево организовано домовое хозяйство, оказывающее первую помощь и выездные формы работы мобильных медицинских бригад, на правильность выводов суда апелляционной инстанции не влияют, поскольку такие формы медицинской помощи организуются согласно приведенных правовых норм в случае, если расстояние от фельдшерско-акушерского пункта до ближайшей медицинской организации не превышает 6 км.
В настоящем случае в материалы дела достоверных доказательств того, что такое расстояние не превышено, вопреки доводам кассационной жалобы Департамента здравоохранения Курганской области, последним не представлено.
Представленные сведения об измерениях по координатам оси автомобильной дороги "Иртыш", согласно которым расстояние между границами населенных пунктов д. Грачево и с. Колташево составляет 5900 м, правового значения не имеют, поскольку не содержат выводов о расстоянии непосредственно между медицинскими организациями (ФАП).
Кроме того, согласно ответа на запрос ГБУ "Межрайонная больница N 3" от 07 августа 2023 года, в д. Грачево отсутствует медицинский работник, удаленность до ГБУ "Межрайонная больница N 3" составляет 43 км, медицинская помощь оказывается в с. Колташево, расстояние между населенными пунктами составляет 8 км.
Как следует из ответа Администрации Кетовского муниципального округа Курганской области от 21 августа 2023 г, численность населения д. Грачево на 1 января 2023 г. составляет 271 человек. Расстояние между населенными пунктами от д. Грачево до с. Колташево составляет 6, 5 км.
Таким образом, представленные административным ответчиком сведения при наличии на его стороне бремени доказывания ввиду существа рассматриваемых правоотношений, выводы суда апелляционной инстанции не опровергают.
Ссылка в кассационной жалобе ГБУ "Межрайонная больница N 3" на пункт 11 приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 мая 2012 г. N 543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению" подлежит отклонению, поскольку указанная правовая норма предусматривает организацию первой медицинской помощи в малочисленных населенных пунктах с числом жителей менее 100 человек, что не имеет место в рассматриваемом случае.
Доводы кассационных жалоб по существу направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела и не подтверждают существенных нарушений норм права, повлиявших на исход дела, в связи с чем не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта в кассационном порядке.
При таких данных, суд апелляционной инстанции фактические обстоятельства, подтвержденные материалами дела, учел в полной мере, применил нормы материального права, регулирующие отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, что позволяет сделать вывод о том, что в настоящем случае судом апелляционной инстанции были соблюдены требования о законности и обоснованности судебного акта.
Иных доводов, свидетельствующих о нарушении судами норм материального и процессуального права, кассационные жалобы не содержат.
Таким образом, предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены или изменения апелляционного определения в кассационном порядке отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курганского областного суда от 25 декабря 2023 года оставить без изменения, кассационные жалобы Департамента здравоохранения Курганской области, ГБУ "Межрайонная больница N3" - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное кассационное определение изготовлено 21 марта 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.