Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Чирковой Т.Н, судей Сапрыгиной Л.Ю, Ладейщиковой М.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации Чусовского городского округа Пермского края на апелляционное определение судебной коллеги по административным делам Пермского краевого суда от 12 декабря 2023 года по административному делу N 2а-1853/2023 по административному иску Черемных Вадима Викторовича к Администрации Чусовского городского округа, Комиссии по подготовке проекта правил по землепользованию и застройке администрации Чусовского городского округа Пермского края о признании незаконными действий по повторному размещению оповещения о проведении публичных общественных слушаний, отмене заключения о результатах публичных слушаний, заслушав доклад судьи Сапрыгиной Л.Ю. об обстоятельствах дела, доводах кассационной жалобы и возражений на жалобу, выслушав представителя администрации Чусовского городского округа Пермского края Симанова А.А, настаивавшего на удовлетворении кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Черемных В.В. обратился в суд с административным иском к администрации Чусовского городского округа, с учетом уточнения требований, о признании незаконным повторного размещения оповещения о проведении общественных слушаний администрации Чусовского городского округа в период с 02.12.2022 по 16.12.2022, в части проекта решения о предоставлении по заявлению Черемных В.В. разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка по адресу: "данные изъяты", кадастровый номер "данные изъяты", площадью 1050 кв.м, вид разрешенного использования: "магазин", о признании незаконным и отмене заключения о результатах публичных слушаний от 12.12.2022 N 2 по проекту решения о предоставлении по заявлению разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка по указанному адресу.
В обоснование требований указал, что Черемных В.В. на праве собственности принадлежит данный земельный участок. Черемных В.В. в администрацию Чусовского городского округа подано заявление об изменении разрешенного вида использования указанного земельного участка на "магазин". 08.07.2022 проведены общественные обсуждения, рекомендовано главе городского округа утвердить рассматриваемый проект решения о предоставлении Черемных В.В. разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка "магазин". Однако администрацией Чусовского городского округа были проведены повторные общественные обсуждения. 16.12.2022 на сайте Чусовского городского округа выложено заключение N 2 о результатах общественных обсуждений от 12.12.2022. Он не был уведомлен о проведении указанных общественных обсуждений и не был приглашен на их проведение, также ему не было направлено заключение по результатам указанных обсуждений. Действующее законодательство не предусматривают проведение общественных обсуждений по одному и тому же вопросу дважды, основания для проведения повторных общественных слушаний, при наличии состоявшихся общественных слушаний 08.07.2022, отсутствовали. Действия администрации по проведению общественных обсуждений нарушают права истца по прохождению процедуры по изменению разрешенного вида использования земельного участка.
Определением Чусовского городского суда Пермского края суда к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена Комиссия по подготовке проекта правил по землепользованию и застройке администрации Чусовского городского округа Пермского края.
Решением Чусовского городского суда Пермского края от 14 сентября 2023 года в удовлетворении административного иска Черемных В.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллеги по административным делам Пермского краевого суда от 12 декабря 2023 года решение Чусовского городского суда Пермского края от 14 сентября 2023 года отменено, по делу принято новое решение. Признаны незаконными действия по повторному размещению оповещения о проведении публичных общественных слушаний в период с 02.12.2022 по 16.12.2022 и заключение о результатах публичных слушаний от 12.12.2022 N 2 по проекту решения о предоставлении по заявлению разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.
В кассационной жалобе, поданной 18 января 2024 года в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Администрация Чусовского городского округа Пермского края просит отменить апелляционное определение судебной коллеги по административным делам Пермского краевого суда от 12 декабря 2023 года, ссылаясь на несоответствие выводов судебной коллегии краевого суда обстоятельствам административного дела, нарушение и неправильное применение норм материального права, допущенные судом апелляционной инстанции.
В обоснование доводов кассационной жалобы указывает на то, что по итогам обжалуемых общественных обсуждений, решений, затрагивающих права Черемных В.В. не принималось. По итогам общественных обсуждений рекомендации главе администрации не готовила.
Черемных В.В. представлены возражения на кассационную жалобу.
В суде кассационной инстанции представитель администрации Чусовского городского округа Пермского края Симанов А.А. на удовлетворении кассационной жалобы настаивал.
Остальные лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия на основании части 2 статьи 326, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных выше лиц, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (часть 3 статьи 328 Кодекса).
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и возражений на жалобу, выслушав представителя администрации Чусовского городского округа Пермского края Симанова А.А, проверив законность и обоснованность судебных решений в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия полагает, что такого характера нарушения допущены судом апелляционной инстанции.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Черемных В.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "данные изъяты" площадью 1050 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенный вид использования: индивидуальное жилищное строительство. Земельный участок расположен в территориальной зоне ЖЗ - зона застройки индивидуальными жилыми домами.
23.08.2022 Черемных В.В. обратился в администрацию Чусовского городского округа с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", под магазин.
08.07.2022 состоялись общественные обсуждения относительно проекта решения о предоставлении по заявлению Черемных В.В. разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка "магазины", по результатам общественных обсуждений было принято заключение о рекомендации главе городского округа - главе администрации Чусовского городского округа по утверждению рассмотренного проекта решения о предоставлении по заявлению Черемных В.В. разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка - "магазины".
Решением главы городского округа - администрации Чусовского городского округа Пермского края от 28.09.2022 было отказано в предоставлении муниципальной услуги "предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка". Данное решение признано законным в ходе рассмотрения административного дела Чусовским городским судом Пермского края административного дела N 2а-122/2023, решение от 13 января 2023 года вступило в законную силу 08 июня 2023 года.
02.11.2022 в адрес главы администрации Чусовского городского округа Белова С.В, прокурором внесено представление N 2 - 20-22/511Ж-22 об устранении нарушений законодательства при предоставлении муниципальной услуги, выразившихся в том, что рассмотрении заявления Черемных В.В. от 23.08.2022 о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка в нарушение требований части 3 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации администрацией городского округа сообщения о проведении общественных обсуждений правообладателям соседних земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком Черемных В.В, не направлялись.
02.12.2022 администрацией Чусовского городского округа было размещено оповещение о начале общественных обсуждений по рассмотрению проекта решения о предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка по адресу: "данные изъяты"
12.12.2022 по результатам повторно проведенных общественных обсуждений составлено заключение N2 о результатах публичных слушаний, в соответствии с которым главе администрации Чусовского городского округа рекомендовано принять решение об отказе в предоставлении по заявлению Черемных В.В. разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка "магазины".
Разрешая заявленные Черемных В.В. требования и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые действия и заключение N 2 негативных правовых последствий для Черемных В.В. не создают, а при отсутствии правовых последствий отсутствует возможность для судебной защиты.
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда не согласилась с данными выводами суда первой инстанции.
Установив, что по состоянию на декабрь 2022 года Черемных В.В. с заявлением о проведении повторных слушаний не обращался и на момент назначения повторных слушаний предыдущее заключение Комиссии не было отменено, действующее заключение было учтено при вынесении главой городского округа - администрации Чусовского городского округа Пермского края решения от 28.09.2022 об отказе в предоставлении муниципальной услуги "предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка", судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда пришла к выводу об отсутствии у администрации Чусовского городского округа полномочий по организации пересмотра заключения комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки Чусовского городского округа от 08.07.2022 путем назначения повторных общественных слушаний, в том числе в случае нарушения порядка их проведения.
В связи с чем, судом апелляционной инстанции решение городского суда отменено с принятием по делу нового решения об удовлетворении требований Черемных В.В.
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с таким выводом суда апелляционной инстанции и находит заслуживающими внимание доводы кассационной жалобы администрации Чусовского городского округа.
Одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (части 1 и 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Виды разрешенного использования земельных участков, в том числе условно разрешенные виды использования, устанавливаются градостроительным регламентом (пункт 9 статьи 1, статья 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации), которым определяется правовой режим земельных участков, равно как и всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (пункт 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Разрешение на условно разрешенный вид использования предоставляется в установленном статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации Российской Федерации порядке (часть 6 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Так, проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях (часть 2 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации (часть 8 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 5 статьи 14 Устава муниципального образования "Чусовской городской округ" по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросам изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки проводятся публичные слушания или общественные обсуждения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. Решением Думы Чусовского городского округа от 26.12.2019 утверждено Положение о публичных слушаниях и общественных обсуждениях по вопросам градостроительной деятельности и Правилам организации благоустройства и озеленения Чусовского городского округа.
28.02.2020 постановлением администрации Чусовского городского округа N 238 утверждено Положение о порядке деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки Чусовского городского округа.
Согласно пункта 1.2 указанного Положения комиссия по подготовке проекта правил землепользования и застройки Чусовского городского округа является постоянно действующим коллегиальным органом при администрации Чусовского городского округа. Комиссия имеет свой бланк, выдает от своего имени справки, заключения, письма, которые подписываются председателем комиссии или заместителем председателя.
Порядок подачи и рассмотрения заявлений на комиссии регламентирован разделом 7 Положения о комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки Чусовского городского округа, а подведение итогов публичных слушаний или общественных обсуждений предусмотрено разделом 8 Положения о публичных слушаниях и общественных обсуждениях по вопросам градостроительной деятельности и Правилам организации благоустройства и озеленения Чусовского городского округа.
Представление прокурора от 02 ноября 2022 года не содержит требования о повторном проведении общественных обсуждений по рассмотрению проекта решения о предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка по адресу: "данные изъяты" по заявлению Черемных В.В.
Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Согласно статье 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушают права и свободы заявителя, а также не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту. Из этого следует, что отсутствие указанной совокупности является основанием для отказа в удовлетворении требований.
При этом на лицо, обратившееся в суд, возлагается обязанность доказывать факт нарушения его прав, свобод и законных интересов (пункт 1 части 9 и часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Между тем, такая совокупность условий для удовлетворения требований Черемных В.В. не установлена, что судом апелляционной инстанции учтено не было.
Судом первой инстанции верно указано, что какого-либо процессуального решения, принятого на основании заключения N 2 от 12.12.2022 не принималось и не может быть принято, так как заявление Черемных В.В. об изменении условно разрешенного вида использования земельного участка от 23.08.2022 было рассмотрено до оспариваемых действий по повторному размещению оповещения о проведении общественных слушаний, при этом заключение N 2 от 12.12.2022 при принятии главой администрации Чусовского городского округа 28.09.2022 не могло быть учтено, не может оно быть учтено и в будущем, в случае обращения Черемных В.В. в администрацию с заявлением.
Более того, документы, принимаемые административными органами в ходе осуществления своих полномочий и фиксирующие те или иные обстоятельства (в рассматриваемом случае оповещение о проведении публичных общественных слушаний и заключение о результатах таких слушаний), при условии, что в таких документах нет властного распоряжения определенному лицу не могут являться самостоятельным предметом судебного контроля, прав и законных интересов Черемных В.В. не нарушают.
В связи с допущенными судом апелляционной инстанции существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход административного дела, обжалуемый судебный акт нельзя признать законным, он подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллеги по административным делам Пермского краевого суда от 12 декабря 2023 года отменить.
Оставить в силе решение Чусовского городского суда Пермского края от 14 сентября 2023 года.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 14 марта 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.