Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Степанова П.В, судей Печенкиной Н.А. и Тетюева С.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства внутренних дел Российской Федерации, Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу и отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации "Муравленко" на решение Муравленковского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 9 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 августа 2023 года по административному делу N 2а-482/2023 по административному исковому заявлению Новикова Эдуарда Павловича о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Степанова П.В, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Новиков Э.П, отбывающий по приговору суда наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тюменской области, содержался под стражей в ИВС ОМВД России по г.Муравленко с 6 по 11 июня 2021 года, с 17 по 21 июня 2021 года, с 28 июня по 7 июля 2021 года, с 18 июля по 20 августа 2021 года.
Считая условия содержания в ИВС ОМВД России по г.Муравленко в указанные периоды ненадлежащими, нарушающими его права, что выразилось в отсутствии в ИВС естественного освещения, оконных проемов, санитарных узлов с соблюдением необходимых требований приватности, кранов с водопроводной водой, разводки системы водоснабжения и канализации внутри помещения и выявлено в результате прокурорских проверок по его обращениям, обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил взыскать в его пользу компенсацию из расчета 3 000 рублей за каждый день.
Решением Муравленковского городского суда ЯНАО от 15 апреля 2022 года исковые требования Новикова Э.П. удовлетворены частично, в его пользу взыскана компенсация за ненадлежащие условия содержания под стражей в сумме 5 000 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда ЯНАО от 14 июля 2022 года данное решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба административного ответчика без удовлетворения.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 4 апреля 2023 года решение суда первой инстанции, апелляционное определение суда апелляционной инстанции отмены, дело возращено на новое рассмотрение в городской суд в связи с тем, что судами при рассмотрении дела было допущено нарушение норм процессуального права, которое привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Решением Муравленковского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 9 июня 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 августа 2023 года, условия содержания Новикова Э.П. в ИВС ОМВД России по г. Муравленко в отсутствии в ИВС естественного освещения, оконных проемов, санитарных узлов с соблюдением необходимых требований приватности, кранов с водопроводной водой, разводки системы водоснабжения и канализации внутри помещения, признаны нарушающими его права; с Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации в пользу Новикова Э.П. взыскана компенсация за ненадлежащие условия содержания под стражей в сумме 25 000 рублей.
В кассационной жалобе (поступила в суд первой инстанции 26 января 2024 г.) административными ответчиками ставится вопрос об отмене судебных актов судов нижестоящих инстанций, как не отвечающих критериям норм статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о законности и обоснованности судебного решения.
В обоснование кассационной жалобы указано на то, что условия содержания административного истца в ИВС ОМВД России по г.Муравленко не унижали человеческое достоинство Новикова Э.П, факт причинения ему страданий, вызванных нарушением данных условий не установлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено кассационным судом общей юрисдикции в их отсутствие, поскольку неявка участвующих в деле лиц, своевременно извещенных судом кассационной инстанции о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, препятствием к рассмотрению жалобы не является.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судебная коллегия считает, что судами такого рода нарушений при рассмотрении настоящего дела не допущено.
В законодательстве Российской Федерации закреплено право подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей, на получение компенсации в денежной форме за нарушение условий содержания под стражей, предусмотренных законодательством и международными договорами Российской Федерации, установленное Федеральным законом от 27 декабря 2019 года N 494-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о компенсации).
Согласно данному акту были внесены дополнения в Федеральный закон от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и нормы Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условием содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
В соответствии со статьей 17.1 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" подозреваемый, обвиняемый в случае нарушения предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий их содержания под стражей имеют право обратиться в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, в суд с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с названным Кодексом избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулирует и определяет Федеральный закон от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - Федеральный закон N 103-ФЗ).
Содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации (статья 4 названного Закона).
Изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел относятся к местам содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений, являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета (статьи 7 и 9 Федерального закона N 103-ФЗ).
В силу статьи 23 Федерального закона N 103-ФЗ подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
Аналогичные нормы содержатся в Правилах внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД России от 22 ноября 2005 года N 950.
В соответствии со ст.ст. 22, 23 Федерального закона N 103-ФЗ, п.п.42-45 Правил N 950, подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются бесплатным питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации; подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности; предоставляется индивидуальное спальное место; бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены; норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
Камеры ИВС оборудуются: индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; кнопкой для вызова дежурного; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляцией; детскими кроватями в камерах, где содержатся женщины с детьми; тазами для гигиенических целей и стирки одежды.
Разрешая административный спор и частично удовлетворяя требования Новикова Э.П, суды нижестоящих инстанций, установив факты нарушений условий содержания административного истца в ИВС ОМВД России по г.Муравленко в указанные периоды, такие как отсутствие в камерах ИВС естественного освещения, оконных проемов, санитарного узла с соблюдением приватности, кранов с водопроводной водой, системы водоснабжения и канализации, что административным ответчиком не оспаривалось, принимая во внимание материалы прокурорской проверки, проведенной по обращениям административного истца в июле и сентябре 2021 года, пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для присуждения Новикову Э.П. компенсации по правилам ст. 227.1 КАС РФ в размере 25 000 рублей.
Определяя размер компенсации, суды исходил из принципов разумности и справедливости, учитывая, характер и продолжительность нарушений, обстоятельства, при которых нарушения допущены, а также отсутствие необратимых, тяжелых последствий для административного истца.
Судебная коллегия полагает, что указанные выводы судов нижестоящих инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам административного дела, установленным судами, основаны на правильном применении норм материального права.
Сумма компенсации, которая была присуждена в связи с обнаружением нарушения условий содержания, соотносится с такими особенностями обнаруженных нарушений, как их характер, продолжительность, последствия и ущерб, является обоснованной и справедливой, а также способствует восстановлению нарушенных в результате ненадлежащих условий содержания в исправительном учреждении прав административного истца.
Выводы судебных инстанций о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленных административным истцом требований являются верными, мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, получившими оценку в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии доказательств причинения морального вреда административному истцу не свидетельствуют о незаконности судебных актов, поскольку административному истцу присуждена компенсация за нарушение условий содержания под стражей.
Ссылки на то, что ИВС находиться в комплексе с основным зданием ОМВД и введен в строй в 1991 году не имеют правового значению, поскольку не влекут за собой вывода об отсутствии нарушении условий содержания под стражей.
Судами установлено и сторонами не оспаривается, что ИВС ОМВД России по г.Муравленко не имеет естественного освещения, оконных проемов, санитарных узлов с соблюдением необходимых требований приватности, кранов с водопроводной водой, разводки системы водоснабжения и канализации внутри помещения.
При этом, компенсация за нарушение условий содержания под стражей присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Доводы, приведенные в жалобе, повторяют позицию административных ответчиков при рассмотрении дела, не опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут повлиять на выводы о правильности применения судами норм материального и процессуального права.
Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств административного спора в силу норм статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полномочия Судебной коллегии не входит.
Несогласие с такой оценкой и иное толкование положений закона не является достаточным основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Муравленковского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 9 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства внутренних дел Российской Федерации, Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу и отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации "Муравленко" - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Настоящее определение изготовлено в полном объеме 15 марта 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.