Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Чирковой Т.Н, судей Сапрыгиной Л.Ю, Ладейщиковой М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Тавдинского городского округа на решение Тавдинского районного суда Свердловской области от 12 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 09 января 2024 года, принятые по административному делу N2а-1008(2)/2023 по административному иску исполняющего обязанности Тавдинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Тавдинского городского округа о признании незаконными действий, постановления в части, возложении обязанности, заслушав доклад судьи Сапрыгиной Л.Ю. об обстоятельствах дела, доводах кассационной жалобы и возражений на жалобу, выслушав прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Павлову О.А, возражавшую против удовлетворения кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
исполняющий обязанности Тавдинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным постановления администрации Тавдинского городского округа от 12.04.2023 N 496 "О признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Тавда, ул. Красногвардейская, д. 8, аварийным и подлежащим сносу" в части установления срока отселения граждан - не позднее 31.12.2029 года; возложении обязанности установить разумный срок отселения граждан из аварийного многоквартирного дома N 8 по ул. Красногвардейская в городе Тавда, не позднее 31.12.2026.
В обоснование административного иска указал, что многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу, имеет 66% физического износа. Администрацией Тавдинского городского округа 12.04.2023 принято Постановление N 496, которым установлен срок отселения граждан из аварийного многоквартирного дома - не позднее 31.12.2029. Административный истец считает, что указанный срок отселения является неразумным, доказательств, подтверждающих возможность проживать в данном доме до 2029 года, администрацией Тавдинского городского округа не представлено. Непринятие своевременных мер администрацией Тавдинского городского округа по своевременному переселению граждан, а также сносу аварийного дома может привести к обрушению конструкций, создает угрозу безопасности жителей Тавдинского городского округа.
Решением Тавдинского районного суда Свердловской области от 12 сентября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 09 января 2024 года, административные исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной 05 февраля 2023 года в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, администрация города Тавдинского городского округа просит отменить решение Тавдинского районного суда Свердловской области от 12 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 09 января 2024 года в части установления срока отселения граждан многоквартирного дома, принять новое решение по делу, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм процессуального права, допущенные судами первой и апелляционной инстанций.
Считает, что, устанавливая срок отселения жильцов многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Тавда, ул. Красногвардейская, д. 8, не позднее 31.12.2026 года, суд вышел за пределы своей компетенции, подменил своим решением решение уполномоченного органа местного самоуправления.
В возражениях на кассационную жалобу прокуратура Свердловской области просит решение Тавдинского районного суда Свердловской области от 12 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 09 января 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В суде кассационной инстанции прокурор Генеральной прокуратуры Российской Федерации Павлова О.А. возражала против удовлетворения кассационной жалобы, полагая о законности принятых судебных актов.
Остальные лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия на основании части 2 статьи 326, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных выше лиц, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (часть 3 статьи 328 Кодекса).
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и возражений на жалобу, выслушав прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Павлову О.А, проверив законность и обоснованность судебных решений в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия полагает, что такого характера нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено, а доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмену или изменение принятых судебных актов.
Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом, как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений согласно пункту 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (далее - Положение). Согласно содержанию пункта 1 данного Положения установлены требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания. В силу пункта 2 Положения его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
В силу абзаца второго пункта 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Из содержания судебных актов и материалов дела следует, что на территории Тавдинского городского округа расположен многоквартирный дом по адресу: Свердловская область, г. Тавда, ул. Красногвардейская, 8, 1971 года постройки, является двухэтажным, состоит из 12 квартир.
Согласно информации, предоставленной ОВМ МО МВД России "Тавдинский", на зарегистрированном учете в доме N 8 по улице Красногвардейской в г. Тавде по настоящее время состоят 17 человек в квартирах с 1-5, 7-8, 10-12; в квартирах N 6 и N 9 на регистрационном учете никто не состоит.
Межведомственной комиссией Тавдинского городского округа от 21.03.2023 года по результатам заключения N 05-02-23/СТЭ по итогам обследования жилого многоквартирного дома, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Тавда, ул. Красногвардейская, 8, выполненного ООО "ЕвроПроект" 02.03.2023 года, принято заключение N 5 о выявлении оснований для признания многоквартирного дома по адресу: Свердловская область, г. Тавда, ул. Красногвардейская, 8, аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации Тавдинского городского округа 12.04.2023 года N 496 многоквартирный дом по адресу: Свердловская область, г. Тавда, ул. Красногвардейская, N 8, признан аварийным и подлежащим сносу. В пункте 3 данного постановления установлен срок отселения граждан, проживающих в вышеназванном многоквартирном доме, не позднее 31.12.2029 года.
Разрешая заявленные Тавдинским городским прокурором требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска с указанием на то, что административным ответчиком в данном случае не доказана разумность установленного срока отселения.
Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда согласилась с данными выводами суда первой инстанции.
Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемых судебных актах и оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы не имеется.
Доводы кассационной жалобы о том, что обжалуемые судебные акты неисполнимы, несостоятельны.
Одной из задач административного судопроизводства, как это закреплено в пункте 2 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Поскольку установление срока расселения многоквартирного дома - не позднее 31.12.2029 года, нарушало права граждан, собственников жилых помещений многоквартирного жилого дома, суды верно посчитали возможным признать незаконным срок расселения дома, восстановив жилищные права собственников жилых помещений многоквартирного дома.
Ссылка в кассационной жалобе на то, что суд незаконно вышел за пределы своей компетенции, не может быть принята во внимание.
В рассматриваемом случае, Постановлением администрации Тавдинского городского округа 12.04.2023 года N 496 многоквартирный дом по адресу: Свердловская область, г. Тавда, ул. Красногвардейская, N 8, признан аварийным и подлежащим сносу. В пункте 3 данного постановления установлен срок отселения граждан, проживающих в вышеназванном многоквартирном доме, не позднее 31.12.2029 года.
При этом установлено, что техническое состояние многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Тавда, ул. Красногвардейская, 8, представляет опасность для жизни и здоровья граждан по причине аварийного состояния.
При таких обстоятельствах, разрешая вопрос о законности установления такого срока, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о незаконности указанного постановления администрации Тавдинского городского округа в части срока отселения граждан многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 49 Положения, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. Конкретные сроки, в которые производится отселение жильцов дома, а собственникам необходимо снести аварийный жилой дом, законом не установлены, однако они должны отвечать требованиям разумности.
В случае, если жилое помещение в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания, не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома.
Исходя из смысла названных выше норм, решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений, направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище.
Доводы административного ответчика о несогласии с указанием суда на возложение обязанности по установлению срока отселения граждан, проживающих в многоквартирном доме, расположенном по адресу: город Тавда, улица Красногвардейская, 8, в срок не позднее 31.12.2026, поскольку данный срок является неразумным, у администрации не имеется возможности в наиболее короткие сроки переселить всех граждан, являются несостоятельными и правомерно отклонены судами нижестоящих инстанций.
Судами верно указано, что административным ответчиком доказательств наличия объективных препятствий, а также невозможности до указанного в решении суда срока рассмотреть вопрос о расселении жильцов многоквартирного дома не представлено. Доводы о том, что на территории Тавдинского городского округа большое количество аварийного жилищного фонда не является объективной причиной, препятствующей исполнению возложенных на административного ответчика обязанностей.
Вместе с тем, конкретный срок отселения граждан в порядке ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации подлежит определению администрацией Тавдинского городского округа самостоятельно в пределах предоставленных полномочий, но не позднее указанной судом даты, что отвечает требованиям обеспечения соблюдения жилищных прав, а также направлено на исключение угрозы жизни и здоровья граждан, проживающих в вышеназванном доме.
Судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела по существу правильно определены и установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, им дана надлежащая правовая оценка с учетом норм права, регулирующих возникшие правоотношения, в результате чего постановлены законные и обоснованные судебные акты.
В целом доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию заявителя с выводами судов, с произведенной судами первой и апелляционной инстанции оценкой доказательств, что в силу статей 328, 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Переоценка доказательств по делу, установление новых обстоятельств выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Выводы судов первой и апелляционной инстанции, изложенные в обжалованных судебных актах, соответствуют обстоятельствам административного дела. Существенного нарушения норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами не допущено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам областного суда, с учетом доводов кассационной жалобы, пересмотру в кассационном порядке не подлежат, так как предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для их отмены или изменения в кассационном порядке в настоящем случае отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тавдинского районного суда Свердловской области от 12 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 09 января 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Тавдинского городского округа - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 21 марта 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.