Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Руновой Т.Д, Зеленовой Е.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-437/2023 по иску Коротецкой Евгении Михайловны к Отделению Фонда пенсионного и социального фонда социального страхования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости и возложении обязанности назначить пенсию, по кассационной жалобе Коротецкой Евгении Михайловны на решение Урайского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26 сентября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Руновой Т.Д. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Коротецкая Е.М. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального фонда социального страхования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - ОСФР по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре), в котором просила признать незаконным решение от 02 декабря 2022 года N 238219/22 об отказе в установлении пенсии, возложить обязанность назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента наступления такого права.
В обоснование заявленных требований указала, что оспариваемым решением ей отказано в назначении досрочной пенсии по старости по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", по причине отсутствия необходимого льготного стажа. С таким решением ответчика она не согласна, поскольку требуемый льготный стаж ею выработан. Действующее правовое регулирование позволяет засчитывать работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в периоды работы в районах Крайнего Севера.
Решением Урайского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21 июня 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26 сентября 2023 года, в удовлетворении требований Коротецкой Е.М. о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить пенсию отказано.
В кассационной жалобе Коротецкая Е.М. ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, просит удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, о причинах неявки судебную коллегию не известили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли. Определением судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 01 марта 2024 года отказано в удовлетворении ходатайства Коротецкой Е.М. об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи ввиду наличия ранее удовлетворенных ходатайств о проведении судебных заседаний посредством системы видеоконференц-связи и отсутствия технической возможности. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда и апелляционного определения не имеется.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 указанного Закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного статьей 8 настоящего Закона возраста, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях.
Таким образом, данной правовой нормой установлено требование о наличии определенного календарного стажа работы в районах Крайнего Севера (не менее 12 календарных лет) либо в приравненных к ним местностях (не менее 17 календарных лет).
Судами установлено и следует из материалов дела, что решением Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 02 декабря 2022 N 238219/22 Коротецкой Е.М, "данные изъяты", отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа в районах Крайнего Севера либо приравненных к ним местностях. Страховой стаж Коротецкой Е.Н, учтенный пенсионным органом, составил 23 года 10 месяцев 27 дней; специальный стаж в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 11 лет 17 дней; стаж работы в районах Крайнего Севера - 8 лет 2 месяца 15 дней.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что при назначении страховой пенсии по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", порядок преобразования и суммирования стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотренный пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", не применяется; на дату обращения в пенсионный орган у Коротецкой Е.Н. право на досрочную пенсию не возникло.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
У судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется оснований не согласиться с выводами судов, поскольку они соответствуют установленным фактическим обстоятельствам настоящего спора, постановлены при правильном применении норм материального и процессуального права.
Приведенные в жалобе Коротецкой Е.Н. доводы о необходимости применения для определения права на пенсию по пункту 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" положений пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" основаны на неправильном применении норм материального права.
Пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера;
Таким образом, возможность перевода смешанного стажа в стаж работы в районах Крайнего Севера, когда каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера, предусмотрена для назначении пенсии по иному основанию, а именно в связи с достижением женщиной возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), при наличии стажа работы не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и страхового стажа не менее 20 лет.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 28 ноября 2019 года N 3174-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Н. на нарушение ее конституционных прав пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", оспариваемый пункт 2 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", определяющий условия назначения досрочной страховой пенсии по старости для женщин, родивших двух и более детей, осуществляющих трудовую деятельность в районах Крайнего Севера либо в приравненных к ним местностях, в том числе закрепляющий продолжительность стажа работы в указанных районах, выступает элементом механизма досрочного пенсионного обеспечения названной категории граждан.
Вопреки доводам кассационной жалобы применительно к установленным обстоятельствам данного дела выводы судов сомнений в законности не вызывают.
Доводы кассационной жалобы о необходимости применения аналогии права, ошибочны.
Доводы кассационной жалобы не подтверждают нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, поэтому не могут служить основанием для кассационного пересмотра судебных постановлений.
Учитывая изложенное, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Урайского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Коротецкой Евгении Михайловны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.