Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Жуковой Н.А.
судей Шушкевич О.В, Ложкарёвой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское делоN 2-2001/2023(21) по иску Ма Жунюй к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области об отмене решения об отказе в назначении и выплате единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия по уходу за ребенком, возложении обязанности произвести начисление и выплату пособия, по кассационной жалобе Ма Жунюй на решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 02 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 03 октября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Шушкевич О.В. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, пояснения сторон, участвовавших в судебном заседании посредством видеоконференц-связи при содействии Ленинского районного суда г. Екатеринбурга, представителя истца Ма Жунюй - Урукбаевой Д.Р, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области Захаровой М.В. против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
р
УСТАНОВИЛА:
Ма Жунюй обратилась с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области (далее - ОСФР по Свердловской области) об отмене решения об отказе в назначении и выплате единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия по уходу за ребенком, возложении обязанности произвести начисление и выплату пособия.
В обоснование иска указала, что является гражданкой Китайской Народной Республики, временно пребывающей на территории Российской Федерации, состоит в трудовых отношениях с Федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования "Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина" (далее - ФГАОУВО "УрФУ"). В браке с гражданином Российской Федерации "данные изъяты" у нее 19 июня 2021 года родился ребенок - "данные изъяты", также являющийся гражданином Российской Федерации. На заявление от 02 ноября 2021 года в адрес работодателя о назначении единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия по уходу за ребенком был получен отказ. После получения от нее претензии, документы были приняты и направлены в адрес ОСФР по Свердловской области, которое в письме от 16 марта 2022 года N 16-09/6616-3783 со ссылкой на пункт 4.1 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" в назначении и выплате пособий отказал. Претензия от 26 сентября 2022 года оставлена ОСФР по Свердловской области без удовлетворения. Считает, что указанное решение нарушает ее права на получение пособия, поскольку указанная ОСФР по Свердловской области норма закона к рассматриваемому вопросу не относится, в ней содержатся только условия назначения одного конкретного вида пособий - пособия по временной нетрудоспособности. Информации о назначении и выплате иных видов пособий данная норма закона не содержит. Считает, что в данном случае подлежит применению часть 1 статьи 10 и часть 1 статьи 11.1 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ, которая не содержит требований к правовому статусу иностранного гражданина. Пособие по беременности и родам должно выплачиваться временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданам.
Она является застрахованным лицом, фактически осуществляет уход за ребенком и находится в отпуске по уходу за ребенком, следовательно, отвечает всем установленным в законе требованиям для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Полагает, что толкование ответчиком положений пункта 4.1 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ является ошибочным.
Решением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 02 марта 2023 года в удовлетворении иска Ма Жунюй к ОСФР по Свердловской области отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 03 октября 2023 года решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 02 марта 2023 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Ма Жунюй - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Ма Жунюй просит отменить судебные акты ввиду их незаконности. Указывает на то, что судами неверно истолкованы нормы пункта 1 части 1 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ. Считает, что из буквального толкования вышеуказанной нормы следует, что временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане, работающие по трудовым договорам, подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Следовательно, указанная норма без каких-либо исключений распространяет свое действие и на нее, гражданку Китайской Народной Республики, временно пребывающую на территории Российской Федерации и работающую по трудовому договору в ФГАОУВО "УрФУ". Также она, являясь лицом, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, является застрахованным лицом согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ. Полагает, что все условия, предусмотренные законом, соблюдены: она является застрахованным лицом; фактически осуществляет уход за ребенком; находится в отпуске по уходу за ребенком. Указывает, что иных условий, которым должно отвечать лицо для получения ежемесячного пособия по уходу за ребенком, не установлено. Считает, что в рамках Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ не должен применять Налоговый кодекс Российской Федерации, но и в случае его применения абзацем 2 подпункта 2 статьи 425 не установлено никаких ограничений на получение страхового обеспечения в связи с материнством, более того, данная норма предусматривает возможность его получения исходя из буквального ее толкования.
В письменных возражениях на кассационную жалобу ОСФР по Свердловской области просит оставить судебные акты первой и апелляционной инстанций без изменения, жалобу Ма Жунюй - без удовлетворения.
Истец Ма Жунюй в судебное заседание суда кассационной инстанции не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено данным кодексом.
В силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения судебных актов не имеется.
Судами установлено и из материалов дела следует, что Ма Жунюй является гражданкой Китайской Народной Республики, временно пребывающей на территории Российской Федерации, что подтверждается представленной в материалы дела визой (срок с 14 апреля 2021 года по 13 апреля 2022 года, погашено 24 марта 2022 года).
Согласно сведениям о трудовой деятельности, представляемым из информационных ресурсов Пенсионного фонда Российской Федерации, от 21 ноября 2022 года и выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица от 28 сентября 2023 года Ма Жунюй с 06 сентября 2018 года состоит в трудовых отношениях с ФГАОУВО "УрФУ", зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации 22 апреля 2015 года (страховой номер индивидуального лицевого счета "данные изъяты").
Бухгалтерскими справками ФГАОУВО "УрФУ" от 18 ноября 2022 года без номера за периоды с января по декабрь 2020 года, с января по декабрь 2021 года подтверждается, что за сотрудника Ма Жунюй производилась уплата страховых взносов в Фонд социального страхования по тарифу 1, 8%.
Согласно свидетельству о браке "данные изъяты" от 02 августа 2019 года Ма Жунюй 02 августа 2019 года вступила в брак с гражданином Российской Федерации "данные изъяты"
19 июня 2021 года у Ма Жунюй и "данные изъяты" родился сын "данные изъяты", являющийся гражданином Российской Федерации.
02 ноября 2021 года Ма Жунюй обратилась в ФГАОУВО "УрФУ" с заявлениями о назначении единовременного пособия при рождении ребенка, назначении и выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет с приложением свидетельства о рождении ребенка, справки о рождении ребенка от 22 июня 2021 года N "данные изъяты", справки от 13 июля 2021 года N "данные изъяты", выданной Филиалом N 15 Государственного учреждения - Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее ГУ-СРО ФСС РФ), о неполучении единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет отцом ребенка "данные изъяты"
ФГАОУВО "УрФУ" в письме от 15 декабря 2021 года N 0802-38/602 Ма Жунюй разъяснено об отсутствии права на указанные выплаты со ссылкой на письмо от 30 августа 2021 года N 03-17/03-9648 Филиала N 13 ГУ-СРО ФСС РФ, в котором с учетом положений статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ указано, что Ма Жунюй, как гражданка Китайской Народной Республики, временно пребывающая на территории Российской Федерации, имеет право на получение только пособия по временной нетрудоспособности при условии уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования не менее 6 месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности. Права на получение единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия (как и других пособий в связи с материнством) она не имеет.
Аналогичные разъяснения содержатся в письме ГУ-СРО ФСС РФ от 16 марта 2022 года N 16-09/6616-3783 в адрес ФГАОУВО "УрФУ".
21 сентября 2022 года Ма Жунюй в адрес ГУ-СРО ФСС РФ направлена претензия с требованием выплаты пособий, на которую дан ответ от 19 октября 2022 года N 01-16/6616-8513л об отсутствии оснований для назначения и выплаты иностранному гражданину, временно пребывающему на территории Российской Федерации, единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ, Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", Федерального закона от 14 июля 2022 года N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации", исходил из того, что иностранные граждане, временно пребывающие на территории Российской Федерации (за исключением квалифицированных специалистов), имеют право на получение страхового обеспечения только в виде пособия по временной нетрудоспособности и при определенных условиях; выплата пособий, связанных с материнством, указанным гражданам действующим законодательством не предусмотрена.
С выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит приведенные выводы суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции основанными на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения, соответствующими фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Правоотношения сторон в системе обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ.
Согласно статьям 1.3, 1.4 данного закона страховыми случаями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются: временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы; беременность и роды; рождение ребенка (детей); уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет; смерть застрахованного лица или несовершеннолетнего члена его семьи; при наступлении указанных случаев устанавливаются соответствующие виды страхового обеспечения в виде соответствующих пособий.
Условия, размеры и порядок выплаты страхового обеспечения на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством определяются данным законом, Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (часть 2 статьи 1.4 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ).
В соответствии с действующей редакцией части 1 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства (за исключением иностранных граждан, осуществляющих в Российской Федерации трудовую деятельность в соответствии со статьей 13.5 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), а также временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и иностранных граждан, осуществляющих в Российской Федерации трудовую деятельность в соответствии со статьей 13.5 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), в том числе лица, работающие по трудовым договорам.
Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с настоящим Федеральным законом, являются застрахованными лицами (часть 2 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ).
Застрахованные лица имеют право на получение страхового обеспечения при соблюдении условий, предусмотренных данным законом и Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". Лица, добровольно вступившие в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, приобретают право на получение страхового обеспечения при условии уплаты страховых взносов в течение периода, определенного статьей 4.5 данного закона (часть 4 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ).
Согласно части 4.1 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), имеют право на получение страхового обеспечения в виде пособия по временной нетрудоспособности при условии уплаты за них страховых взносов страхователями, указанными в части 1 статьи 2.1 данного закона, за период не менее шести месяцев, предшествующих месяцу, в котором наступил страховой случай.
Данная норма введена в действие Федеральным законом от 01 декабря 2014 года N 407-ФЗ и применяется на территории Российской Федерации с 01 января 2015 года.
Правовое регулирование отношений, связанных с уплатой страховых взносов страхователями, указанными в части 1 статьи 2.1 данного закона, в том числе определение объекта обложения страховыми взносами, базы для начисления страховых взносов, сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, установление порядка исчисления, порядка и сроков уплаты страховых взносов, осуществляется законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (часть 4.4 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 425 Налогового кодекса Российской Федерации установлены тарифы страховых взносов:
- на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 2, 9%;
- на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), в пределах установленной предельной величины базы по данному виду страхования - 1, 8%;
на обязательное медицинское страхование - 5, 1%.
Из анализа приведенных положений следует, что иностранные граждане, временно пребывающие на территории Российской Федерации, имеют право на получение страхового обеспечения в виде пособия по временной нетрудоспособности при условии уплаты за них страховых взносов страхователями за период не менее шести месяцев, предшествующих месяцу, в котором наступил страховой случай.
При этом в отношении выплат в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Российской Федерации, организацией-работодателем применяется пониженный тариф страховых взносов в размере 1, 8%, обусловленный тем, что временно пребывающие работники-иностранцы не имеют права на получение страхового обеспечения в связи с материнством; тогда как, в отношении выплат в пользу работников, имеющих право не только на пособие по временной нетрудоспособности, но и на пособия, связанные с материнством, применяется тариф 2, 9%.
Из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24 октября 2019 года N 2771-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Турубар О.А. на нарушение ее конституционных прав частью 1.4 статьи 2 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" следует, что законодатель Федеральным законом от 01 декабря 2014 года N 407-ФЗ распространил обязательное социальное страхование на временно пребывающих на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, отнеся их к числу застрахованных лиц, имеющих право на получение страхового обеспечения только в виде пособия по временной нетрудоспособности при условии уплаты за них страховых взносов страхователями за период не менее шести месяцев, предшествующих месяцу, в котором наступил страховой случай.
В соответствии с приведенным правовым регулированием обязательному социальному страхованию в связи с материнством подлежат, граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане, в частности, работающие по трудовым договорам. В отношении иностранных граждан, временно пребывающих на территории Российской Федерации, статья 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ содержит исчерпывающий перечень случаев обязательного социального страхования, к которым случаи обязательного социального страхования в связи с материнством не предусмотрены.
Согласно статье 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.
Данных о том, что истец обладает иным статусом, а именно статусом иностранного гражданина, постоянно или временно проживающего на территории Российской Федерации, судами не установлены.
Изучение материалов дела показывает, что судами все юридически значимые обстоятельства установлены верно, представленным сторонами доказательствам дана верная правовая оценка, выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на приведенном выше правовом регулировании спорных правоотношений, установленных судами обстоятельствах и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Вопреки доводам кассационной жалобы судами первой и апелляционной инстанций к спорным отношениям правильно применены и истолкованы подлежащие применению нормы материального права, а при исследовании и оценке доказательств, собранных по делу, нарушений норм процессуального права не допущено.
Приведенные в кассационной жалобе доводы были предметом проверки судов нижестоящих инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. Правовых оснований для пересмотра судебных актов судов первой и апелляционной инстанций, постановленных на правильном применении норм материального права, надлежащем установлении юридически значимых обстоятельств и оценке представленных сторонами доказательств, не имеется.
Доводы кассационной жалобы, основанные на иной оценке доказательств, неверном, произвольном толковании и применении норм материального права, не свидетельствуют о допущенной судами первой и апелляционной инстанций ошибке.
С учетом изложенного судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм права, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 02 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 03 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ма Жунюй - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.