Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Чаус И.А, судей Вдовиченко И.М, Малоедовой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2258/2023 по иску Пугачевой-Тарлиной Елены Владимировны к Департаменту строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, акционерному обществу "Ипотечное агентство Югры" о признании незаконным решения о снятии с учета на получение субсидии и исключении из списков участников мероприятия по обеспечению жильем граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, о возложении обязанности восстановить на данном учете, по кассационной жалобе Пугачевой-Тарлиной Елены Владимировны на решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 19 декабря 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Вдовиченко И.М. о вынесенных по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Пугачева-Тарлина Е.В. обратилась в суд с иском к Департаменту строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (далее - Департамент), акционерному обществу "Ипотечное агентство Югры" (далее - АО "Ипотечное агентство Югры"), в котором просила признать незаконным и отменить решение АО "Ипотечное агентство Югры" от 24 апреля 2020 года N 285 о снятии с учета на получение субсидии и исключении из списков участников мероприятия по обеспечению жильем граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, признать ошибочным уведомление Департамента от 18 апреля 2023 года N 42-Исх-7271 о снятии с учета на получение субсидии, возложить обязанность восстановить на данном учете.
Требования обоснованы тем, что истец как представитель коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2011 году была признана участником подпрограммы "Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года", утвержденной постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23 декабря 2010 года N 368-п, и была поставлена на учет на получение меры государственной поддержки в виде субсидии на приобретение или строительство жилого помещения в составе семьи из одного человека. В 2015 году Тарлина Е.В. вступила в брак с Пугачевым Г.Г, в 2017 году у них родился сын, который также был поставлен на учет. Решением АО "Ипотечное агентство Югры" она исключена из списка получателей субсидии по вышеназванной программе в связи с тем, что в 2012 году была утрачена нуждаемость в улучшении жилищных условий, поскольку в период с 5 апреля 2012 года по 28 ноября 2012 года она являлась собственником ? доли в праве собственности на жилой дом по адресу: "данные изъяты", размер доли составлял 24, 7 кв.м. Между тем, данное обстоятельство не соответствует действительности.
Протокольным определением от 1 июня 2023 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Пугачев Г.П. Определением от 28 июля 2023 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено АО "Ипотечное агентство Югры".
Решением Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22 августа 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 19 декабря 2023 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Пугачева-Тарлина Е.В. просит отменить решение и апелляционное определение, направить дело на новое рассмотрение. В обоснование указывает, что суды не учли состав её семьи, нуждаемость в обеспечении семьи из трех человек жильем. Выводы судов основаны на ведомственных документах, которые не являются законодательным актом.
Судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции установила, что участники процесса надлежащим образом и своевременно извещены о месте и времени судебного разбирательства. Кроме того, информация о слушании по настоящему делу заблаговременно размещена на официальном сайте суда.
В судебное заседание Седьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, не явились, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли. На основании статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В силу части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что имеются основания для отмены решения и апелляционного определения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 7 июля 2011 года Тарлина Е.В. обратилась с заявлениями о признании участником подпрограммы "Ипотечное жилищное кредитование" и участником подпрограммы "Обеспечение жилыми помещениями коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" целевой программы ХМАО-Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года".
Решением открытого акционерного общества "Ипотечное агентство Югры" от 7 июля 2011 года Тарлина Е.В. признана участником подпрограммы "Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре" целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года", утвержденной постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 23 декабря 2010 года N 368-п, составом семьи 1 человек.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости Пугачевой-Тарлиной Е.В. в период с 5 апреля 2012 года по 28 ноября 2012 года принадлежала ? доли в праве собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: "данные изъяты", площадью 49, 40 кв.м.
21 ноября 2015 года между Пугачевым Г.П. и Тарлиной Е.В. заключен брак. 9 марта 2017 года Тарлина Е.В. сменила фамилию на Пугачева-Тарлина.
1 марта 2016 года истец обратилась с заявлением о включении в состав семьи супруга, 5 февраля 2018 года - несовершеннолетнего сына Пугачева Г.Г.
В 2017 году Пугачева-Тарлина Е.В. обращалась в АО "Ипотечное агентство Югры" с заявлением о предоставлении ей субсидии в планируемом финансовом году (2018 год), в котором указывала состав семьи в количестве двух человек (она, супруг).
В 2018, 2019, 2020 годах Пугачева-Тарлина Е.В. обращалась в АО "Ипотечное агентство Югры" с заявлениями о предоставлении ей субсидии в планируемом финансовом году (2019, 2020, 2021 гг.), в которых указывала состав семьи в количестве трех человек (она, супруг и сын).
Решением АО "Ипотечное агентство Югры" от 24 апреля 2020 года N 285 истец исключена из Единого списка участников мероприятия "Предоставление субсидии на приобретение или строительство жилых помещений гражданам из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, подавшим до 31 декабря 2013 года заявления на получение мер государственной поддержки" государственной программы ХМАО-Югры "Развитие жилищной сферы", утвержденной постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 октября 2018 года N 346-п, на основании подпункта 2 пункта 5 Порядка предоставления субсидии, утвержденного Приложением 16 к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 октября 2018 года N 346-п, а именно: утрата оснований, дающих участнику мероприятия право на получение субсидии.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 3 статьи 48 Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 года N 255 "О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации", постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 23 декабря 2010 года N 368-п "О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года", Порядком предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений гражданам из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, подавшим до 31 декабря 2013 года заявления на получение мер государственной поддержки, утвержденным постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 октября 2018 года N 346-п, оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности, установив, что в период с 5 апреля 2012 года по 28 ноября 2012 года обеспеченность истца жилой площадью составляла 24, 7 кв.м, что превышает учетную норму жилой площади, установленную Порядком предоставления субсидии, пришел к выводу о том, что истец утратила право на получение субсидии, а также о законности действий ответчиков, в связи с чем отказал в удовлетворении исковых требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанции сделаны с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, причем органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище, а малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами данного права, которое рассматривается международным сообществом в качестве одного из элементов права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека и статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, посредством предоставления им социальных выплат за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации отвечает провозглашенным статьей 7 (часть 1) Конституции Российской Федерации целям социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (абзац первый пункта 3.1 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 года N 2-П).
В пункте 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации указано, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Согласно части 3 статьи 48 Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Аналогичные положения содержались в Федеральном законе от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре жилищные отношения в соответствии с полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации, установленными Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, регулирует Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 июля 2005 года N 57-оз "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре".
Названный закон, согласно его преамбуле, направлен на обеспечение граждан, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, жилыми помещениями, создание условий для развития жилищного строительства в автономном округе.
Органы государственной власти автономного округа в пределах своих полномочий используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений (пункт 2 статьи 1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 июля 2005 года N 57-оз).
В соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 июля 2005 года N 57-оз постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23 декабря 2010 года N 368-П была утверждена целевая программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года", составной частью которой являлась подпрограмма "Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры". Целевая программа действовала на дату обращения Пугачевой-Тарлиной Е.В. с заявлением о признании её участником мероприятия по обеспечению жильем граждан из числа малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - 7 июля 2011 года.
Согласно паспорту данной целевой программы ее целями и задачами являлись: создание условий, способствующих улучшению жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, повышение уровня доступности жилья для населения этого автономного округа, реализация единой государственной политики и нормативного правового регулирования в жилищной сфере, государственная поддержка решения жилищной проблемы граждан, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Одно из направлений указанной целевой программы - поддержка семей из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры при решении жилищной проблемы для обеспечения стабильных условий жизни этой части населения.
В числе основных мероприятий по реализации целевой программы - подпрограмма "Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", которая направлена на осуществление государственной поддержки граждан, отнесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 года N 255 "О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации" к коренным малочисленным народам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, а также членов их семей, проживающих на территории автономного округа и нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Названной подпрограммой определено, что ее участникам предоставляются субсидии из средств бюджета автономного округа на приобретение или строительство жилых помещений.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2013 года N 408-п была утверждена государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2018 - 2025 годах и на период до 2030 года". В рамках данной государственной программы продолжались мероприятия по обеспечению жильем граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, признанных до 31 декабря 2013 года участниками подпрограмм, в виде предоставления им субсидии на приобретение или строительство жилого помещения.
Решением АО "Ипотечное агентство Югры" от 24 апреля 2020 года N 285 истец исключена из Единого списка участников мероприятия "Предоставление субсидии на приобретение или строительство жилых помещений гражданам из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, подавшим до 31 декабря 2013 года заявления на получение мер государственной поддержки" государственной программы ХМАО-Югры "Развитие жилищной сферы", утвержденной постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 октября 2018 года N 346-п, на основании подпункта 2 пункта 5 Порядка предоставления субсидии, утвержденного Приложением 16 к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 октября 2018 года N 346-п, а именно: утрата оснований, дающих участнику мероприятия право на получение субсидии.
На дату принятия решения АО "Ипотечное агентство Югры" об исключении истца из списка участников мероприятия "Предоставление субсидии на приобретение или строительство жилых помещений гражданам из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, подавшим до 31 декабря 2013 года заявления на получение мер государственной поддержки" правила и условия предоставления субсидии за счет средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры такой категории граждан были определены Порядком предоставления субсидий на приобретение или строительство жилых помещений гражданам из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, подавшим до 31 декабря 2013 года заявления на получение мер государственной поддержки, утвержденным постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 октября 2018 года N 346-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие жилищной сферы" (далее - Порядок).
Согласно пункту 3 Порядка к нуждающимся в улучшении жилищных условий в целях предоставления субсидии относятся: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; не являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 12 квадратных метров; являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 12 квадратных метров; проживающие в жилых помещениях, признанных в установленном законодательством порядке непригодными для проживания; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющие иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности.
В случае если в составе сведений о гражданине и (или) членах его семьи произошли изменения, гражданин обязан уведомить уполномоченную организацию об изменении обстоятельств, которые могут повлиять на получение государственной поддержки, не позднее 30 календарных дней с даты изменения обстоятельств. Документы, свидетельствующие об изменениях, связанных с жилищными условиями, получением гражданами субсидии из средств бюджета автономного округа, направленных на улучшение жилищных условий, в соответствии с нормативными правовыми актами автономного округа, если они не представлены заявителем и членами его семьи по собственной инициативе, запрашиваются уполномоченной организацией в порядке межведомственного взаимодействия в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4 Порядка).
Основания для исключения граждан из списка участников мероприятия установлены пунктом 5 Порядка, в подпункте 2 которого указано, что таковым является утрата оснований, дающих право на получение субсидии в соответствии с порядком (за исключением утраты нуждаемости в связи с приобретением жилых помещений в целях получения субсидии в соответствии с Порядком).
Из приведенных нормативных положений следует, что в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре разработаны и утверждены целевые программы, которые реализуются за счет средств бюджета автономного округа и направлены на улучшение жилищных условий и обеспечение жильем отдельных категорий граждан, проживающих на территории данного субъекта Российской Федерации. Среди таких граждан - граждане из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, а также члены их семей, нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Цель улучшения жилищных условий этой категории граждан - обеспечение им стабильных условий жизни на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Формой обеспечения жилым помещением граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры является предоставление субсидии на приобретение или строительство жилого помещения, которая в рамках соответствующей целевой программы предоставляется участнику целевой программы однократно. Одно из условий участия граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в такой целевой программе и, соответственно, условий для предоставления субсидии на приобретение или строительство жилого помещения - нуждаемость заявителя в улучшении жилищных условий. Право на участие в мероприятии по улучшению жилищных условий сохраняется за гражданами из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, являющихся участниками этого мероприятия, до получения ими субсидии на приобретение или строительство жилого помещения или до выявления оснований для снятия с учета на получение субсидии и исключения из участников названного мероприятия.
Для реализации права на получение субсидии на приобретение или строительство жилого помещения и участия в целевой программе названные граждане представляют в уполномоченный орган (организацию) заявление и необходимые документы, в частности, подтверждающие их соответствие в совокупности условиям целевой программы по обеспечению жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Уполномоченный орган (организация) проверяет правильность оформления поданных заявителем и участником программы документов, достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем получения соответствующей информации в порядке межведомственного взаимодействия, и по результатам этой проверки принимает решение о признании заявителя участником программы по улучшению жилищных условий или об отказе в признании участником такой программы, а в случае если заявитель уполномоченным органом (организацией) уже был признан участником программы - о предоставлении ему субсидии на приобретение или строительство жилого помещения или о снятии его с учета на получение субсидии. При этом перечень оснований для снятия с учета на получение субсидии является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал, что правовое регулирование отношений, связанных с реализацией права на жилище, в том числе с использованием средств социальной выплаты, должно обеспечивать каждому гарантированную статьями 45 (часть 1) и 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации государственную, включая судебную, защиту данного конституционного права, которой надлежит быть полной и эффективной, а также указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, - иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказалось бы серьезно ущемленным (постановления от 12 июля 2007 года N 10-П, от 13 декабря 2016 года N 28-П, от 10 марта 2017 года N 6-П, от 11 февраля 2019 года N 9-П, от 14 января 2020 года N 2-П и др.). Формальный подход тем более не должен допускаться в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учета всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено - вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития человека (абзац третий пункта 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 года N 2-П).
Таким образом, исходя из целей и задач государственной политики, направленных на улучшение жилищных условий нуждающихся в жилье граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и обеспечение им стабильных условий жизни на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, а также правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, формальный подход в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона, в данном случае в отношениях, связанных с предоставлением субсидии на приобретение или строительство жилого помещения, недопустим.
Для исключения такого формального подхода суду при разрешении спора по иску гражданина из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры об оспаривании решения органа государственной власти об исключении из списков участников мероприятия по обеспечению жилым помещением и проверке законности этого решения необходимо учитывать не только причины, послужившие основанием для принятия органом государственной власти решения об исключении гражданина из списков участников мероприятия, но и иные обстоятельства, имеющие значение для дела: обстоятельства, послужившие основанием для признания гражданина участником названного мероприятия, обеспеченность участника мероприятия и его семьи жилым помещением по социальным нормам, их нуждаемость в жилом помещении, изменялся ли с момента признания гражданина участником мероприятия состав его семьи, соблюдение участником мероприятия правил предоставления субсидии, срок, прошедший с момента включения гражданина в состав участников мероприятия, предоставление им необходимых документов в целях получения субсидии на приобретение или строительство жилого помещения, действия уполномоченного органа по проверке этих документов на предмет определения права гражданина на получение субсидии и иные обстоятельства.
Судебные инстанции в настоящем деле применили приведенное выше правовое регулирование об условиях и порядке предоставления гражданам из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры субсидии на приобретение или строительство жилого помещения. Однако формально подошли к разрешению спора, в нарушение положений статей 67, 71, 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не учли всей совокупности обстоятельств, связанных с обеспечением Пугачевой-Тарлиной Е.В. и её семьи как представителей коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры жилым помещением путем предоставления на эти цели субсидии за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Так, суды первой и апелляционной инстанции не учли, что право собственности на ? доли жилого помещения принадлежало Пугачевой-Тарлиной Е.В. в период с 5 апреля 2012 года по 28 ноября 2012 года, с 2016 по 2020 годы истец обращалась в АО "Ипотечное агентство Югры" с заявлениями о предоставлении субсидии, в которых выражала согласие на проверку ответчиком достоверности представленных ею сведений, то есть действовала добросовестно. Однако АО "Ипотечное агентство Югры" более четырех лет не осуществляло проверку представленных Пугачевой-Тарлиной Е.В. сведений, решения об исключении её из списка участников мероприятия по обеспечению жильем граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры не принимало.
Судами также не учтено, что на дату принятия ответчиком решения об исключении истца из числа участников мероприятия по обеспечению жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры состав семьи Пугачевой-Тарлиной Е.В. с момента постановки её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении изменился, о чем ответчику было известно. Признавая решение ответчика об исключении истца из числа участников мероприятия законным, суды не приняли во внимание, что по состоянию на 24 апреля 2020 года (дата принятия решения об исключении истца из числа участников мероприятия) семья Пугачевой-Тарлиной Е.В. не была обеспечена жилым помещением в пределах социальной нормы и являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий, при этом ни Пугачева-Тарлина Е.В, ни члены её семьи (супруг и несовершеннолетний сын) мер государственной поддержки в целях улучшения жилищных условий не получали.
Лишение в такой ситуации Пугачевой-Тарлиной Е.В. и членов её семьи права на обеспечение жилым помещением путем предоставления субсидии на приобретение или строительство жилого помещения не будет отвечать целям и задачам государственной политики, направленной на улучшение жилищных условий граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и обеспечения им стабильных условий жизни на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, и права на достойное существование.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций ограничились формальным применением нормативных положений Порядка предоставления субсидий на приобретение или строительство жилых помещений гражданам из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, подавшим до 31 декабря 2013 года заявления на получение мер государственной поддержки, утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 октября 2018 года N 346-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие жилищной сферы".
Вместе с тем общеправовой принцип справедливости исключает формальный подход и предполагает учет особенностей жизненной ситуации, в которой находится гражданин.
Таким образом, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что судами первой и апелляционной инстанций нарушены нормы материального и процессуального права, в связи с чем принятые судебные акты не могут быть признаны законными и обоснованными, подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 19 декабря 2023 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.