Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Чаус И.А.
судей Малоедовой Н.В, Пашкульской Т.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-932/2023 по иску администрации Индустриального района г. Перми к ООО "ПрофКом" о возложении обязанности организовать место (площадку) накопления коммунальных отходов, по кассационной жалобе администрации Индустриального района г. Перми на решение Индустриального районного суда г. Перми от 17 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 06 июля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Малоедовой Н.В, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
администрация Индустриального района г. Перми обратилась с иском к ООО "ПрофКом" о возложении обязанности организовать место (площадку) накопления ТКО для жителей многоквартирного дома по адресу: г.Пермь, ул. Снайперов, д.13 в течение 20 дней с даты вступления решения суда в законную силу, взыскании судебной неустойки в размере 5000 рублей за каждый день просрочки.
В обоснование заявленных требований указано, что согласно информации, размещенной в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (http://www.dom.gosuslugi.ru), ООО "ПрофКом" осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом N 13 по улице Снайперов г. Перми на основании договора управления от 30 октября 2019 г. По данным реестра лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами ООО "ПрофКом" осуществляет управление многоквартирным домом N 13 по улице Снайперов в г. Перми. Ответчиком не организовано место сбора и накопления отходов для собственников помещений МКД N 13
по ул. Снайперов в г. Перми. Информация о наличии места (площадки) накопления отходов для МКД N 13 по ул. Снайперов в г. Перми в Реестре мест (площадок) накопления твердых отходов коммунальных отходов, расположенных на территории Индустриального района г. Перми, размещенном на официальном сайте муниципального образования город Пермь (www.gorodperm.ru), отсутствует. В результате отсутствия места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов по указанному адресу на муниципальной территории возле входной группы сада им. Миндовского со стороны ул. Снайперов регулярно образуется стихийная свалка твердых коммунальных отходов, влекущая неблагоприятные последствия: нарушения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и т.п. До настоящего времени ответчиком место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов для собственников МКД N 13 по ул. Снайперов в г. Перми не создано, несмотря на обязанность, предусмотренную действующим законодательством. Никаких мер по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов для собственников МКД N 13 по ул. Снайперов в г. Перми ответчиком не предпринято. В результате неисполнения ответчиком обязанности по созданию места накопления твердых коммунальных отходов нарушены права и законные интересы муниципального образования город Пермь, права неопределенного круга лиц, общественные интересы.
Решением Индустриального районного суда г. Перми от 17 апреля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 06 июля 2023 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит об отмене судебных актов, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании ст.ст. 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии со ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что отсутствуют установленные ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены или изменения судебных актов.
Судом установлено, что управление многоквартирным домом N 13 по ул. Снайперов г. Перми, осуществляет на основании договора управления многоквартирным домом от 30 октября 2019года ООО "ПрофКом" (л.д. 10-25).
Администрацией Индустриального района г. Перми в адрес ООО "ПрофКом" 28 марта 2022 г. направлено письмо, с просьбой в срок до 04 апреля 2022 г. предоставить в администрацию района информацию о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов, соответствующем СанПин 2.1.3684 - 21 и предназначенном для жителей многоквартирных домов по адресам: г. Пермь, ул. Снайперов 7/ул. Мира 9, ул. Снайпаеров, 9, 11, 13, 15, ул. Мира 7 с указанием адреса, на котором расположено место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, с приложением фотоматериалов либо иных документов о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов (л.д.31-32).
Кроме того, администрацией Индустриального района г. Перми 24 июня 2022 г. в адрес ИГЖН Пермского края направлено письмо с требованиями принять меры в рамках имеющихся полномочий в части соблюдения лицензионных требований и в случае выявления нарушений применить меры административного воздействия в адрес управляющих организаций, обслуживающих многоквартирные дома по адресам: г. Пермь, ул. Снайперов 7/ул. Мира 9, ул. Снайперов, 9, 11, 13, 15, ул. Мира 7 по предоставлению информации о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов, соответствующем СанПиН 2.1.3684-21 и предназначенном для жителей МКД по указанным адресам (л.д.33-34).
Согласно ответу ИГЖН Пермского края N 45-11-06-исх-113 от 28 июня 2022 г. начальником инспекции 27 июня 2022 г. проведен осмотр земельных участков вышеуказанных многоквартирных домов, расположение границ земельных участков не позволяют организовать место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов с учетом соблюдения требований п.3.7.5, 3.7.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170 (л.д.35).
Администрация Индустриального района г. Перми 25 июля 2022 г. направила в адрес Центрального территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю письмо N 059-16-01-18/2-642 заявление о согласовании схемы размещения МНО по адресам: г. Пермь, ул. Снайперов 7/ул. Мира 9, ул. Снайперов, 9, 11, 13, 15, ул. Мира 7, с приложением схемы (л.д.36-37, 38).
09 августа 2022 г. Управлением Роспотребнадзора по Пермскому краю в адрес администрации Индустриального района г. Перми направлен ответ N 59-01-17/05-23476-2022 об отклонении от согласования заявки в связи с отсутствием данных, необходимых для документарной санитарно-эпидемиологической экспертизы (л.д.39-40).
Администрацией Индустриального района г. Перми 11 августа 2022 г. в адрес ИГЖН Пермского края направлено письмо с просьбой повторно обязать управляющие организации, обслуживающие вышеуказанные МКД, в том числе по адресу: г. Пермь, ул. Снайперов д.13 обустроить на своих придомовых территориях места накопления отходов (л.д. 41-42).
На указанное письмо ИГЖН Пермского края 08 сентября 2022 г. сообщила администрации Индустриального района г. Перми, о том, что расположение границ земельных участков вышеуказанных многоквартирных домов не позволяют организовать место (площадку) накопления ТКО с учетом соблюдения требований п.3.7.5, 3.7.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 г. N 170. Кроме того, согласно пункта 3.7.6 правил N 170 мусоросборники необходимо размещать на расстоянии от окон до дверей жилых зданий не более 20 метров, но не более 100 метров от входных подъездов (л.д.43-44).
27 октября 2022 года администрацией Индустриального района г. Перми в адрес ООО УК "ПрофКом" направлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, согласно которому в нарушение п.п.5.1, 9.4.3 Правил благоустройства территории города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 15 декабря 2020 г. N 277, ООО УК "Комфортный дом" не создано место (площадка) накопления отходов для собственников многоквартирного дома N 13 по ул. Снайперов, предложено устранить допущенные нарушения (л.д.29-30).
Ответчиком в доказательство исполнения обязанности по организации места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов для жителей многоквартирного дома по адресу: г.Пермь, ул. Снайперов, д. 13 представлен договор N 37 на санитарное содержание контейнерных площадок по следующим адресам: г.Пермь ул. Танкистов, 19, ул. Танкистов, 44, 44а, ул. Подводников, 9, ул. Оборонная, 29, ул. Леонова, 66, заключенный с "УК "ТК Логистика" (ООО УК "Престиж"), согласно которому собственники помещений многоквартирного дома N13 по ул. Снайперов г. Перми осуществляют накопление твердых коммунальных отходов (ТКО) на контейнерной площадке, расположенной по адресу: г. Пермь, ул. Танкистов 44а (л.д. 73-74, 75).
10 марта 2021 года из администрации Индустриального района г. Перми ответчиком получено заключение Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю N64-ЦФ от 19 февраля 2021 г, согласно которому контейнерная площадка, расположенная по адресу: г. Пермь, ул. Танкистов 44а соответствует требованиям СанПиН 2.12.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" (л.д.71-72).
19 февраля 2021 года Центральным территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю выдано заключение N 269 о соответствии места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов по адресу: г.Пермь ул.Такнистов, 44а хозяйствующим субъектом, ответственным за содержание площадки, мойку и дезинфекцию контейнеров которой является ООО "ПрофКом", пользователями данной площадки являются жители многоквартирных домов по ул. Сивкова, 16, 23, ул. Снайперов 15, 13, ул.Формовщиков, 38.
Судом установлено, что в соответствии с заключением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю N 269 от 19 февраля 2021 г. пользователями контейнерной площадки по адресу: г. Пермь, ул. Танкистов 44а являются жители многоквартирного дома по ул. Снайперов 13 (л.д. 69-70).
Согласно реестру мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории Индустриального района города Перми, размещенном на официальном сайте муниципального образования город Пермь (www.gorodperm.ru), местом (площадкой) накопления отходов для МКД N 13 по ул. Снайперов в г. Перми является контейнерная площадка, расположенная по адресу: г. Пермь, ул. Танкистов 44а (л.д. 97-109).
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным законом N 131-ФЗ от 06 октября 2003г. "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом N 89-ФЗ от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правилами обустройства мест накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра от 31 августа 2018 года N 1039, исходил из того, что возможность организации места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов для жителей многоквартирного дома по адресу: г.Пермь, ул.Снайперов, 13, на придомовой территории указанного дома отсутствует, при этом, ответчиком в полном объеме исполнена обязанность по созданию и организации места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов для жителей многоквартирного дома по адресу: г.Пермь, ул.Снайперов, 13 на контейнерной площадке, расположенной по адресу: г. Пермь, ул. Танкистов 44а, соответствующей требованиям закона, и пришел к выводу о необоснованности заявленных требований.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Выводы судов основаны на исследовании представленных доказательств, их оценке в соответствии с правилами, установленными в ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют нормам права, регулирующим возникшие отношения.
Доводы кассационной жалобы о том, что на управляющей организации лежит обязанность по оборудованию и уборке мест скопления ТКО, что в данном случае для жителей дома по адресу: г.Пермь, ул. Снайперов, д.13, не исполнена, доказательств невозможности установки контейнерной площади для указанного дома не представлено, основанием для отмены судебных актов не являются.
Согласно п. 4 ст. 8, п. 4 ст. 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с ТКО относится: создание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 Правил N 1039 предусмотрено, что места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления ТКО путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.
Пунктом 3.7.6 Правил N 170 определено, что мусоросборники необходимо размещать на расстоянии от окон до дверей жилых зданий не менее 20 м, но не более 100 м от входных подъездов.
В исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача). Акты комиссий должны утверждаться исполкомами местных Советов народных депутатов.
Из материалов дела следует, что спор возник относительно того, что управляющей компанией (ответчиком) не организована контейнерная площадка для сбора ТКО непосредственно в районе дома по ул. Снайперов, д.13.
Согласно адресованному администрации Индустриального района г. Перми письму ИГЖН Пермского края, невозможно организовать контейнерную площадку в районе дома по ул. Снайперов, д.13 без нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства (не соблюдение расстояний от дома не менее 20 м. и не более 100 м (л.д. 43, 38).
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии нарушений прав жителей многоквартирного дома по адресу: г.Пермь, ул. Снайперов, д.13, поскольку место (площадка) накопления ТКО для жителей указанного дома организована.
Как обоснованно указал суд апелляционной инстанции, доказательств того, что возможна организация создания контейнерной площадки (место) для накопления именно в районе дома по ул. Снайперов, д.13 с соблюдением требований санитарно-эпидемиологического законодательства истцом не представлено.
Вопреки доводам жалобы, судом апелляционной инстанции правомерно указано на то, что существующая контейнерная площадка по ул. Танкистов 44а была создана районной администрацией, предназначена для использования, в том числе жителями дома по ул. Снайперов, д.13, ответчик организовал ее обслуживание для жителей указанного дома, в связи с чем, оснований полагать, что ответчик не исполнил обязанность по обеспечению сбора ТКО от жильцов дома по ул. Снайперов, д.13, не имеется.
Вместе с тем, судом апелляционной инстанции также правомерно отмечено, что обязанность по созданию мест (площадок) накопления ТКО и ведении реестра мест (площадок) накопления ТКО в иных местах для жильцов дома по ул. Снайперов, д.13 возложена законом именно на орган местного самоуправления, а не на управляющую компанию, обслуживающую многоквартирный жилой дом. Именно в компетенции администрации города находится вопрос о создании новых мест размещения контейнерных площадок. В этой связи именно истец обязан именно организовать новые места сбора ТКО (в том числе для названного дома) и внести их в реестр.
По существу доводы кассационной жалобы направлены на установление иных обстоятельств и переоценку доказательств, которым судом первой и апелляционной инстанций дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не могут служить основанием в пределах действия статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке.
Иных доводов жалобы, способных повлечь отмену принятых судебных актов, не имеется.
Таким образом, принятые судебные акты сомнений в их законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывают, а предусмотренные ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для их отмены или изменения в настоящем случае отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Индустриального районного суда г. Перми от 17 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 06 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Индустриального района г. Перми - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.