Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Зеленовой Е.Ф, Руновой Т.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-6615/2023 по иску Копырина Владимира Петровича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области о признании незаконным и отмене решения об отказе в установлении страховой пенсии по старости, возложении обязанности по включению периода работы и службы в армии в страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Копырина Владимира Петровича на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 24 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 23 января 2024 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Козиной Н.М. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Копырин В.П. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области (далее по тексту - ОСФР по Челябинской области), в котором просил признать незаконным решение ОСФР по Челябинской облает N270879/23 об отказе в установлении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона 28 декабря 2013 года N400-ФЗ " О страховых пенсиях"; обязать включить период службы в органах внутренних дел с 15 апреля 1985 года по 01 апреля 1992 года (06 лет 11 мес. 17 дней) в страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости; обязать засчитать период срочной военной службы по призыву в армии с 08 апреля 1981 года по 23 апреля 1983 года в соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" - один день военной службы за два дня работы, и включить данный период в страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости.
В обоснование исковых требований указал, что решением ответчика в установлении страховой пенсии по старости ему отказано в связи с отсутствием необходимого страхового стажа, при этом ответчиком неправомерно не был включен в страховой стаж период работы с 15 апреля 1985 года по 01 апреля 1992 года в органах внутренних дел, а служба в армии по призыву была засчитана лишь в календарном исчислении. Указывает на то, что в соответствии с пунктом 1 части статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 указанного Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации и их семей". Период прохождения службы в органах внутренних дел с 15 апреля 1985 года по 01 апреля 1992 года относится к указанным периодам и подлежит включению в страховой стаж для назначения пенсии по старости. В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих", время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву - один день военной службы за два дня работы.
Решением Центрального районного суда г. Челябинска от 24 октября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 23 января 2024 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Копырин В.П. ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, ссылаясь на их незаконность.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. Информация о рассмотрении дела заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Копырин В.П, представители ответчика ОСФР по Челябинской области и третьего лица ГУ МВД России по Челябинской области, сведения о причинах неявки не представили. Судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебных постановлений.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций не были допущены такого рода нарушения норм материального или норм процессуального права.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 17 апреля 2023 года Копырин В.П, "данные изъяты" года рождения, обратился в ОСФР по Челябинской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ответчика N 270879/23 истцу в установлении страховой пенсии по старости отказано по причине того, что истец не достиг возраста, по достижении которого возникает право на страховую пенсию по старости в силу приложения 6 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 года N 400 - ФЗ "О страховых пенсиях" и с учетом части 1.2 статьи 8 указанного закона, кроме того, отсутствует страховой стаж продолжительностью не менее 42 лет, дающих право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
При определении заявителю права на страховую пенсию по старости в страховой стаж, не учтен период с 15 апреля 1985 года по 01 апреля 1992 года - служба в органах внутренних дел, поскольку отсутствуют сведения об уплате страховых взносов; с 01 июля 1980 года по 31 июля 1980 года, с 01 ноября 1980 по 31 декабря 1980 года, с 01 октября 1984 года по 31 октября 1984 года - отсутствуют сведения о начисленной заработной плате; период отпуска без сохранения заработной платы, сведения о котором имеются в выписке из индивидуального лицевого счета заявителя, согласно представленных работодателем сведений из индивидуального (персонифицированного) учета 22 июля 2013 года.
Продолжительность страхового стажа Копырина В.П. по подсчетам ответчика составила 35 лет 11 месяцев 13 дней при требуемых не менее 42 лет, величина индивидуального пенсионного коэффициента - 142, 110, при необходимой не ниже 30, 0, возраст на момент подачи заявления назначении пенсии - 60 лет, при необходимом - 63 года.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в части включения в страховой стаж периодов работы с 15 апреля 1985 года по 01 апреля 1992 года в органах внутренних дел, суд первой инстанции, исходил из того, что данный спорный период не предусмотрен частью 1 статьи 11 и пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях", а поскольку истец не является военнослужащим, то и оснований для зачета истцу периода срочной военной службы по призыву в армии с 08 апреля 1981 года по 23 апреля 1983 года в двойном размере при определении права на страховую пенсию по старости не имелось.
Установив, что право у истца на пенсию не возникло, суд первой инстанции пришел к выводу, что оснований для признания незаконным решения пенсионного органа об отказе в назначении истцу досрочной страховой пенсии по старости и возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию не имеется.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Настаивая на отмене судебных постановлений, Копырин В.П. вновь указывает на включении периода службы в органах внутренних дел в его страховой стаж для определения права на пенсию по основанию, предусмотренному частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Вместе с тем, судебная коллегия соглашается с постановленными судами решениями и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, приняты в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судами дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суды отразили в постановленных судебных актах. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судами не допущено.
В соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
Порядок исчисления страхового стажа в целях определения права на пенсию по вышеуказанному основанию определен частью 9 статьи 13 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года, положениями которой предусмотрено, что при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи.
Таким образом, в целях определения права на страховую пенсию по старости в соответствии с указанным основанием в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации застрахованными лицами, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"), а также периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности (пункт 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"); при этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Период прохождения службы в органах внутренних дел в силу положений части 9 статьи 13 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года не подлежит включению в страховой стаж для определения права на пенсию по основанию, предусмотренному частью 1.2 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года, поскольку не поименован в части 1 статьи 11 и в пункте 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Таким образом, при исчислении страхового стажа, в целях определения права на страховую пенсию по части 1.2 статьи 8 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года, применяется исключительно порядок подсчета страхового стажа, предусмотренный пунктом 9 статьи 13 Федерального закона N400-ФЗ "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года, который не предусматривает возможность включения в страховой стаж периода прохождения службы в органах внутренних дел.
Положения подпункта 1 части 1 статьи 12 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года, предусматривающие возможность включения в страховой стаж периода прохождения военной службы и иной приравненной к ней службы, применяются только при исчислении страхового стажа при назначении страховой пенсии по старости по основаниям, предусмотренным частью 1 и частью 1.1 статьи 8, а также при досрочном пенсионном обеспечении в порядке статей 30 - 32 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года.
Таким образом, доводы кассационной жалобы о применении пункта 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", о включении периода прохождения службы в органах внутренних дел при исчислении страхового стажа для определения права на пенсию в соответствии с положениями по части 1.2 статьи 8 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года основаны на неправильном применении истцом норм пенсионного законодательства.
Из анализа действующего пенсионного законодательства следует, что только предусмотренные частью 1 статьи 11 и пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды подлежат включению в страховой стаж лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 указанного Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости.
Указание Копыриным В.П. на пункт 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" в соответствии с которым, время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с Указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы не влечет отмену судебных постановлений, поскольку как верно отмечено судом апелляционной инстанции данные правовые нормы не подлежат применению при назначении страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего гражданского дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы заявителя не имеется.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Челябинска от 24 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 23 января 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Копырина Владимира Петровича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.